Курсовая работа. Влияние темперамента на учебную деятельность подростков на уроках русского языка. 20735

Описание

Cодержание

 

Введение

 

1. Особенности проявления темперамента подростков в учебной деятельности

1.1 Характеристика учебной деятельности в подростковом возрасте

1.2 Темперамент как динамическая характеристика психических процессов человека

1.3 Влияние типа темперамента подростка на его учебную

деятельность

2. Исследование влияния типа темперамента на учебную деятельность подростков на уроках русского языка

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ результатов исследования

2.3 Рекомендации преподавателю для учебно-воспитательной работы с обучающимися

 

Заключение

 

Список используемых источников

 

Приложения

 

50 стр.

 

В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.

После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.

Фрагмент

Введение

 

Актуальность исследования. В настоящее время происходит интенсификация всех видов человеческой деятельности. Это относится и к учебной. Современные учащиеся испытывают значительные психологические и даже физические перегрузки. Постоянно растет количество информации, которую необходимо осваивать, совершенствуются методики и методология обучения, передачи знаний, в том числе с использованием информационных технологий.

Вместе с тем эти тенденции с необходимостью вызывают важность такого фактора как индивидуально-типологические особенности личности, пример которого – темперамент. Учет и использование индивидуально-типологических особенностей индивидов в их деятельности позволяют сделать эту деятельность более эффективной, а также реализовать принцип индивидуального подхода к каждому в соответствии с принципами современной гуманистической психологии и педагогики.

Учебная деятельность современных подростков постоянно исследуется разными авторами в психолого-педагогической науке. Поиск факторов, влияющих на ее совершенствование происходит в разных направлениях. Одним из таких направлений являются индивидуально-типологические особенности, в частности, темперамент.

Старший подростковый возраст – важная и ответственная возрастная стадия развития психики, на которой происходит интенсивное развитие сложных мыслительных, эмоциональных, коммуникативных процессов, различных высших психических функций. На этом этапе обучения важно учесть особенности темперамента подростков, которые могут существенно влиять на процесс учебной деятельности, в частности ее темп, стабильность и прочее.

Также следует отметить факт все еще недостаточного исследования взаимосвязи современной учебной деятельности и особенностей темперамента учащихся подросткового возраста.

Русский язык и литература как учебные предметы имеют важное значение для развития гуманитарной образовательной сферы, эмоциональной и креативной сфер, которые все еще нуждаются в поддержке и стимулировании.

Использование особенностей темперамента для повышения эффективности обучения на уроках русского языка и литературы можно рассматривать как психолого-методический ресурс.

Все вышеизложенное обусловило актуальность данного исследования и позволило сформулировать его цель и задачи.

Таким образом, проблему исследования можно определить как взаимосвязь между типами темперамента и учебной деятельностью на уроках русского языка.

Целью исследования является изучение влияния типов темперамента учащихся подросткового возраста на их учебную деятельность на уроках русского языка.

Объект исследования: типы темперамента у школьников-подростков.

Предмет исследования: влияние типов темперамента подростков на их учебную деятельность на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: В своем исследовании мы исходим из предположения о том, что: наиболее сильное влияние на учебную деятельность на уроках русского языка оказывают так называемые подвижные типы темперамента – холерик и сангвиник.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать психологические особенности и учебную деятельность в подростковом возрасте.
  2. Описать темперамент как динамическую характеристику психических процессов.
  3. Охарактеризовать проявления типов темперамента у учащихся в учебном процессе.
  4. Провести эмпирическое исследование влияния темперамента на учебную деятельность подростков на уроках русского языка.
  5. Разработать рекомендации по учету и использованию особенностей типов темперамента в учебной деятельности.

Теоретико–методологической основой исследования являются: представления об особенностях подросткового возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн); положения об учебной деятельности в отечественной психолого-педагогической науке (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина); исследования темперамента, индивидуально-типологических особенностей личности (И.П. Павлов, Г. Айзенк, В.С. Мерлин).

Методы исследования: В качестве основного диагностического метода использовался тест-опросник типов темперамента и свойств нервной системы Г. Айзенка. В качестве статистических методов: описательная статистика, критерий Крускала-Уоллиса.

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе

Общее число испытуемых составило 86 человек…

 

1. Особенности проявления темперамента подростков в учебной деятельности.

 

1.1 Характеристика учебной деятельности в подростковом возрасте

В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Последнее, по мнению педагогов-психологов, заключается в избирательной готовности и повышении восприимчивости (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения. Большое достоинство подростка – его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах…

Литература

  1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1977.
  2. Баранников, А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход. / А.В. Баранников. – М., 2002.
  3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: 6 т. – Т. I. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1982. – 284 с.
  4. Голубева, Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1983. № 3.С. 16-27.
  5. Дружинин, В.Н. Психология: учебник для гуман. вузов. / В.Н. Дружинин. – Санкт-Петербург: СПб: Питер, 2001. – 656 с.
  6. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности. / А.К. Дусавицкий. – М.: Дом педагогики. – 1996. – 208 с.
  7. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник. 2-е изд., испр. / О.Ю. Ермолаев. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 336 с.
  8. Злобин, А.Т. К проблеме темперамента // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 169-173.
  9. Исаев, Е.И. Педагогическая психология. / Е.И. Исаев. – М.: Юрайт, 2011.
  10. Климов, Е.А.  Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. /  Е.А. Климов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2003. – 278 с.
  11. Кречмер, Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.-535 с.
  12. Ломатидзе, О.В., Алексеева, А.С. Влияние темперамента на установление межличностных отношений у девушек. // Известия УрГУ. Психология. 2006. № 50. С. 273-277.
  13. Ломов, Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. /  Б.Ф. Ломов. – М.: 2004. – 210 с.
  14. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. – С. 22 – 38.
  15. Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента. / В.С. Мерлин. – М.: Наука, 2004. – 467 с.
  16. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста. / Ю.В. Микадзе. – СПб: Питер, 2013. – 288 с.
  17. Немов, Р.С. Психология: учебн. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. С. 394-402, 461-507.
  18. Новиков, А.М.  Методология учебной деятельности. / А.М. Новиков. – М.: Издательство «Эгвес», 2005. – 176 с.
  19. Остапенко, А.А. Взросление подростков: нарушения и их преодоление  // Народное образование. – – №5. – С. 225–232.
  20. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
  21. Пашнев, Б.К. Свойства темперамента как биологическая основа типов личности. // Психиатрия, неврология и медицинская психология. 2015. Т. 2, № 2 (4). С. 90-101.
  22. Подласный, И.П. Продуктивная педагогика. И.П. Подласный. – М.: Народное образование, 2003.
  23. Пономаренко, Л.П., Белоусова, Р.В. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога: В 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Ч. 1. Основы психологии: 10 кл. 224 с.
  24. Подольський, А.М., Идобаева, О.А., Идобаев, Л.А. Подросток в современном мире: заметки психолога. – СПб .: КАРО, 2007.
  25. Русалов, В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 2004 № 1.-105 с.
  26. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. / Н.Ф. Талызина. – М., 2005. – 288 с.
  27. Теплов, Б.М., Небылицын, В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 2005, №5. – 614 с.
  28. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. / Л.М. Фридман. – М.: Изд-во института психотерапии, 2003. – 480 с.
  29. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: Избранные труды. / Д.И. Фельдштейн. – М.: Флинта, 1999. – 672 с.
  30. Эльконин, Д.Б. Психология образования. / Д.Б. Эльконин. – М.: Сфера, 2009. – 517 с.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 690

Задать вопрос

Задать вопрос