Описание
Cодержание
Введение
1. Особенности проявления темперамента подростков в учебной деятельности
1.1 Характеристика учебной деятельности в подростковом возрасте
1.2 Темперамент как динамическая характеристика психических процессов человека
1.3 Влияние типа темперамента подростка на его учебную
деятельность
2. Исследование влияния типа темперамента на учебную деятельность подростков на уроках русского языка
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации преподавателю для учебно-воспитательной работы с обучающимися
Заключение
Список используемых источников
Приложения
50 стр.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.
Фрагмент
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время происходит интенсификация всех видов человеческой деятельности. Это относится и к учебной. Современные учащиеся испытывают значительные психологические и даже физические перегрузки. Постоянно растет количество информации, которую необходимо осваивать, совершенствуются методики и методология обучения, передачи знаний, в том числе с использованием информационных технологий.
Вместе с тем эти тенденции с необходимостью вызывают важность такого фактора как индивидуально-типологические особенности личности, пример которого – темперамент. Учет и использование индивидуально-типологических особенностей индивидов в их деятельности позволяют сделать эту деятельность более эффективной, а также реализовать принцип индивидуального подхода к каждому в соответствии с принципами современной гуманистической психологии и педагогики.
Учебная деятельность современных подростков постоянно исследуется разными авторами в психолого-педагогической науке. Поиск факторов, влияющих на ее совершенствование происходит в разных направлениях. Одним из таких направлений являются индивидуально-типологические особенности, в частности, темперамент.
Старший подростковый возраст – важная и ответственная возрастная стадия развития психики, на которой происходит интенсивное развитие сложных мыслительных, эмоциональных, коммуникативных процессов, различных высших психических функций. На этом этапе обучения важно учесть особенности темперамента подростков, которые могут существенно влиять на процесс учебной деятельности, в частности ее темп, стабильность и прочее.
Также следует отметить факт все еще недостаточного исследования взаимосвязи современной учебной деятельности и особенностей темперамента учащихся подросткового возраста.
Русский язык и литература как учебные предметы имеют важное значение для развития гуманитарной образовательной сферы, эмоциональной и креативной сфер, которые все еще нуждаются в поддержке и стимулировании.
Использование особенностей темперамента для повышения эффективности обучения на уроках русского языка и литературы можно рассматривать как психолого-методический ресурс.
Все вышеизложенное обусловило актуальность данного исследования и позволило сформулировать его цель и задачи.
Таким образом, проблему исследования можно определить как взаимосвязь между типами темперамента и учебной деятельностью на уроках русского языка.
Целью исследования является изучение влияния типов темперамента учащихся подросткового возраста на их учебную деятельность на уроках русского языка.
Объект исследования: типы темперамента у школьников-подростков.
Предмет исследования: влияние типов темперамента подростков на их учебную деятельность на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: В своем исследовании мы исходим из предположения о том, что: наиболее сильное влияние на учебную деятельность на уроках русского языка оказывают так называемые подвижные типы темперамента – холерик и сангвиник.
Задачи исследования:
- Охарактеризовать психологические особенности и учебную деятельность в подростковом возрасте.
- Описать темперамент как динамическую характеристику психических процессов.
- Охарактеризовать проявления типов темперамента у учащихся в учебном процессе.
- Провести эмпирическое исследование влияния темперамента на учебную деятельность подростков на уроках русского языка.
- Разработать рекомендации по учету и использованию особенностей типов темперамента в учебной деятельности.
Теоретико–методологической основой исследования являются: представления об особенностях подросткового возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн); положения об учебной деятельности в отечественной психолого-педагогической науке (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина); исследования темперамента, индивидуально-типологических особенностей личности (И.П. Павлов, Г. Айзенк, В.С. Мерлин).
Методы исследования: В качестве основного диагностического метода использовался тест-опросник типов темперамента и свойств нервной системы Г. Айзенка. В качестве статистических методов: описательная статистика, критерий Крускала-Уоллиса.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе
Общее число испытуемых составило 86 человек…
1. Особенности проявления темперамента подростков в учебной деятельности.
1.1 Характеристика учебной деятельности в подростковом возрасте
В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Последнее, по мнению педагогов-психологов, заключается в избирательной готовности и повышении восприимчивости (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения. Большое достоинство подростка – его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах…