Описание
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования культуры речевого поведения у детей дошкольного возраста
1.1 Содержание понятия культуры речевого поведения у детей дошкольного возраста
1.2 Особенности формирования культуры речевого поведения у детей дошкольного возраста
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию культуры речевого поведения у детей дошкольного возраста
2.1 Этапы, организация и методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы
2.2 Цель, задачи и содержание формирующего этапа эксперимента
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
47 стр.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.
Фрагмент
Введение
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью исследования методических особенностей формирования культуры речи у детей дошкольного возраста.
Современная педагогическая наука выделяет специальную область — игровое образование, которое рассматривает игру как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Акцент на игре (игровые занятия, игровые формы, приемы) является наиболее важным способом вовлечения детей в школьную работу, чтобы эмоционально реагировать на образовательные воздействия.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста в условиях исследования методических особенностей формирования культуры речи.
Предметом исследования являются игровые обучающие ситуации как средство формирования культуры речевого поведения у детей дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в выявлении и экспериментальной
проверке возможности использования игровых обучающих ситуации в процессе формирования культуры речевого поведения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования культуры речевого поведения будет осуществляться эффективно при целенаправленном использования игровых обучающих ситуаций, обеспечивающих практику речевого взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1.Охарактеризовать понятие культуры речевого поведения дошкольников.
2.Выявить особенности формирования культуры речевого поведения у детей дошкольного возраста.
3.Разработать и апробировать программу формирования культуры речевого поведения у детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
1.Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы.
2.Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
- Математические: статистические методы обработки эмпирических
данных
Теоретической основой исследования стали: теория развития детской речи(Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, М.М.Алексеева, Ф.А.Сохина, А.М.Бородич и др.);теория формирования культуры речевого общения(О.И. Даниленко, З.К. Тарланов, Н.И. Формановская и др. ); теория деятельности детей дошкольного возраста (Р.Н. Жуковская, Т.И. Гризик, П.Г. Саморукова и др.).
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы формирования культуры речевого поведения у детей дошкольного возраста. Результаты исследования могут быть полезны воспитателями и родителям детей дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «детский сад» №229 г. Ижевска УР.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования культуры речевого поведения у детей дошкольного возраста.
1.1 Содержание понятия культуры речевого поведения у детей дошкольного возраста.
С первых шагов самостоятельной жизни ребенок начинает учиться человеческим отношениям. Мир человеческих отношений очень сложен. Небрежность в общении с людьми, грубость, невнимательность постепенно формируют соответствующие черты личности. Поэтому нельзя пренебрегать внешней формой речевого поведения, она считается незначительной, неважной.
Язык является наиболее важной творческой, психической функцией человека, проявлением врожденной способности всех людей распознавать, самоорганизацией, саморазвитием, построением своей личности, своего внутреннего мира посредством диалога с другими личностями, другими мирами и другими культурами.
Язык — это языковая форма общения людей, особый вид деятельности.
Язык — это сначала средство общения с другими, а затем, в форме внутренней речи, средство мышления. Вербальное мышление — это передача языка изнутри.
Язык — это исторически сложившаяся форма общения людей через язык. Язык понимается как процесс общения между людьми и как механизм умственной деятельности. Есть две неразделимые языковые особенности:
— общение [коммуникативное],
— отражение.
Язык является высшей психической функцией социального происхождения. Поэтому развитие речи в онтогенезе целиком зависит от восприятия ребенка языком окружающих его взрослых. Без этого ребенок не будет развивать язык. В процессе развития языка проводится различие между функциями языка, служением и формированием [письменной, устной, внутренней речи].
Психолого-педагогические исследования Выготского, Дж. Пиаже, А. Валлона, А.Н. Леонтьев А.Р. Лурия позволил определить основные принципы, лежащие в основе отношений между мыслью и речью, и выделить основные проблемы этой проблемы. К ним относятся когнитивные предпосылки развития языка и языка, закономерности и направления развития речи и мышления в онтогенезе, отношения мысли к слову в процессе языковой генерации.
Центральный вопрос о концепции Л.С. Выготского — это вопрос отношения мышления к слову. Л. С. Выготский видел в этом слове единство звука и значения, которое обладает всеми характеристиками словесного мышления в целом. По его мнению, ценность можно рассматривать как явление одновременно, язык как природу и как явление, связанное с полем мышления. Анализ развития мышления и речи в онтогенезе, Л.С. Выготский делает вывод, что развитие языка и мышления не является параллельным и неравным, и что они имеют генетически разные корни…