Курсовая работа. Методические особенности формирования культуры речи у детей дошкольного возраста. 20681

Описание

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования культуры речевого поведения у детей  дошкольного возраста

1.1 Содержание понятия культуры речевого поведения у детей  дошкольного возраста

1.2 Особенности формирования культуры речевого поведения у детей  дошкольного возраста

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию  культуры речевого поведения у детей  дошкольного возраста

2.1 Этапы, организация и методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы

2.2 Цель, задачи и содержание формирующего этапа эксперимента

2.3 Анализ результатов экспериментального исследования

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложения

 

47 стр.

 

В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.

После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.

Фрагмент

Введение

 

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью исследования методических особенностей формирования культуры речи у детей дошкольного возраста.

Современная педагогическая наука выделяет специальную область — игровое образование, которое рассматривает игру как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Акцент на игре (игровые занятия, игровые формы, приемы) является наиболее важным способом вовлечения детей в школьную работу, чтобы эмоционально реагировать на образовательные воздействия.

Объектом исследования являются дети дошкольного возраста в условиях исследования методических особенностей формирования культуры речи.

Предметом исследования являются игровые обучающие ситуации как средство формирования культуры речевого поведения у детей дошкольного возраста.

Цель исследования заключается в выявлении и экспериментальной

проверке возможности использования игровых обучающих ситуации в процессе формирования культуры речевого поведения у детей  дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: процесс формирования культуры речевого поведения будет осуществляться эффективно при целенаправленном использования игровых обучающих ситуаций, обеспечивающих практику речевого взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками

Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1.Охарактеризовать понятие культуры речевого поведения дошкольников.

2.Выявить особенности формирования культуры речевого поведения у детей  дошкольного возраста.

3.Разработать и апробировать программу формирования культуры речевого поведения у детей  дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

1.Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической

литературы.

2.Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

  1. Математические: статистические методы обработки эмпирических

данных

Теоретической основой исследования стали: теория развития детской речи(Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, М.М.Алексеева, Ф.А.Сохина, А.М.Бородич и др.);теория формирования культуры речевого общения(О.И. Даниленко, З.К. Тарланов, Н.И. Формановская и др. ); теория деятельности детей дошкольного возраста (Р.Н. Жуковская, Т.И. Гризик, П.Г. Саморукова и др.).

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы формирования культуры речевого поведения у детей  дошкольного возраста. Результаты исследования могут быть полезны воспитателями и родителям детей  дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «детский сад» №229 г. Ижевска УР.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования культуры речевого поведения у детей  дошкольного возраста.

 

1.1 Содержание понятия культуры речевого поведения у детей  дошкольного возраста.

С первых шагов самостоятельной жизни ребенок начинает учиться человеческим отношениям. Мир человеческих отношений очень сложен. Небрежность в общении с людьми, грубость, невнимательность постепенно формируют соответствующие черты личности. Поэтому нельзя пренебрегать внешней формой речевого поведения, она считается незначительной, неважной.

Язык является наиболее важной творческой, психической функцией человека, проявлением врожденной способности всех людей распознавать, самоорганизацией, саморазвитием, построением своей личности, своего внутреннего мира посредством диалога с другими личностями, другими мирами и другими культурами.

Язык — это языковая форма общения людей, особый вид деятельности.

Язык — это сначала средство общения с другими, а затем, в форме внутренней речи, средство мышления. Вербальное мышление — это передача языка изнутри.

Язык — это исторически сложившаяся форма общения людей через язык. Язык понимается как процесс общения между людьми и как механизм умственной деятельности. Есть две неразделимые языковые особенности:

— общение [коммуникативное],

— отражение.

Язык является высшей психической функцией социального происхождения. Поэтому развитие речи в онтогенезе целиком зависит от восприятия ребенка языком окружающих его взрослых. Без этого ребенок не будет развивать язык. В процессе развития языка проводится различие между функциями языка, служением и формированием [письменной, устной, внутренней речи].

Психолого-педагогические исследования Выготского, Дж. Пиаже, А. Валлона, А.Н. Леонтьев А.Р. Лурия позволил определить основные принципы, лежащие в основе отношений между мыслью и речью, и выделить основные проблемы этой проблемы. К ним относятся когнитивные предпосылки развития языка и языка, закономерности и направления развития речи и мышления в онтогенезе, отношения мысли к слову в процессе языковой генерации.

Центральный вопрос о концепции Л.С. Выготского — это вопрос отношения мышления к слову. Л. С. Выготский видел в этом слове единство звука и значения, которое обладает всеми характеристиками словесного мышления в целом. По его мнению, ценность можно рассматривать как явление одновременно, язык как природу и как явление, связанное с полем мышления. Анализ развития мышления и речи в онтогенезе, Л.С. Выготский делает вывод, что развитие языка и мышления не является параллельным и неравным, и что они имеют генетически разные корни…

Литература

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. за­ведений. 3 –е изд., стереотип.[текст] /М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 400c.
  2. Афонькина Ю.А. Игра как средство коррекционной работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья // Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы и психолого-педагогические технологии / Ю.А. Афонькина, Е.И. Голишникова, Э.Г. Закондырина и др. — Мурманск, 2015. — С. 19-55.
  3. Баранова Е.М. Психологические аспекты развития дошкольника в системе свободного воспитания Монтессори // Соврем. образование. — 2021. — № 2. — С. 134-149
  4. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студен­тов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психоло­гия».- 2-е изд.[текст]/А. М Бородич.- М.: Просвещение, 2011.-255 с.
  5. Боголюбская М.К., Габенкина А.Л. Хрестоматия по детской литературе. — М.: Просвещение, 2015-325с.
  6. Бабаева Т.И. Примерная образовательная программа дошкольного образования Детство. ООО Издательство Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. — 321 с.
  7. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет Учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка. — Екатеринбург: ЛИТУР, 2021. — 192 с.
  8. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2020. — 255 с.
  9. Брянская Е.И. Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей  дошкольного возраста. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2021. — 90-93с.
  10. Буева Л.П. Человек: деятельность, общение. – М.: Мысль, 1978. — 216с.
  11. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений.-2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2018. — 96 с.
  12. Выготский Л.С. Мышление и речь. -М.: ПРИОР, 2020.-352с.
  13. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, -М., 2017- 233с.
  14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.:СОЮЗ, 2016.
  15. Влияние дополнительного занятия изобразительным искусством на подготовку детей к школе [Электронный ресурс] // Образование : [сайт]. – [Б. м.] 2016
  16. Гриценко, З.А. Литературное образование дошкольников [Текст] : учебник для вузов / З. А. Гриценко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2019. — 352 с. — [Бакалавриат]. – 1 экз.
  17. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению [Текст] : учеб.пособие для фак. дошк.воспитания педвузов / З. А. Гриценко. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2018. — 320 с. — 2 экз.
  18. Гризик, Т.И. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. — М.: Просвещение, 2019. -198с.
  19. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.:ИНТОР, 2019. — 544 с.
  20. Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание: учеб. пособие . — Л.: ЛГИК, 2018. — 98 с.
  21. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. — М.: Знание, 1980.-159с.
  22. Доронова, Т.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева и др. — М.: Просвещение, 2018.- 211с.
  23. Комарова И. А, Прокофьева О. О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников. — Вектор науки ТГУ, 2011.-163с.
  24. Мухина, В.С. Возрастная психология . – М.: Академия, 2021. — 412с.
  25. Никитина Е.И. Русская речь.- М.: Просвещение, 1993.-192с.
  26. Новоселова С.Л. Воспитание дошкольника в игре. — М. Просвещение, 2004. — 190 с.
  27. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: Метод. рек. по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста.- СПб.: Изд-во КАРО, 2016.-92с.
  28. Рыжкова, Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования [Текст] : учеб.для вузов по напр.»Педагогика» / Т. В. Рыжкова. — М. : Академия, 2017. — 416с. — 10 экз.
  29. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2016. – 256 с.  [Н/у]  — 3 экз.
  30. Савас Т. В. Применение артпедагогических технологий в работе с нарушениями речи / Т. В. Савас, С. Н. Щербак, Т. В. Туманова // Соврем. пробл. науки и образования : электрон. науч. журн. – 2015. – № 4.
  31. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2017. – 256 с. — 60 экз.
  32. Сундукова А. К., Калайтанова Г. Н., Майгурова Е. В. Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ [Текст] / А.К. Сундукова, Г.Н. Калайтанова.- М.: АРКТИ,2021. — 104 с.
  33. Саморукова П.Г. Игры детей: Учебное пособие. – Изда.: ЛГУ, 1973.-74с.
  34. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр Академия, 2021. — 576 с.
  35. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстниками.-/ Дошкольное воспитание. — 2019. — № 8. — 73-77с
  36. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2019. -288с.
  37. Шорохова, О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников [Текст]. / О.А.Шорохова. — М., 2018.-109 с. — 3 экз.
  38. Шпак О. В. Пути к преодолению заикания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» : [сайт]. – [Б.м.], 2021.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 690

Задать вопрос

Задать вопрос