Описание
Содержание
Введение
Глава 1. Генезис методов научного познания
1.1 Характеристики основных научных методов познания
1.2 Анализ
1.3 Синтез
1.4 Индукция
1.5 Дедукция
1.6 Традукция
Глава 2. Роль научных методов в системе современного познания
Заключение
Список использованной литературы
20 стр.
Фрагмент
Введение
Определяющую роль в построении любой научной работы играют применяемые методы исследования.
Методы исследования подразделяются на эмпирические (эмпирический — дословно — воспринимаемый посредством органов чувств) и теоретические.
Относительно методов исследования необходимо отметить следующее обстоятельство. В литературе по гносеологии, методологии повсеместно встречается как бы двойное разбиение, разделение научных методов, в частности, теоретических методов. Так, диалектический метод, теорию (когда она выступает в функции метода — см. ниже), выявление и разрешение противоречий, построение гипотез и т.д. принято называть, не объясняя почему (по крайней мере, авторам таких объяснений в литературе найти не удалось), методами познания. А такие методы как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация и т.д., то есть основные мыслительные операции, — методами теоретического исследования.
Аналогичное разделение имеет место и с эмпирическими методами исследования. Так, В.И. Загвязинский разделяет эмпирические методы исследования на две группы:
- Рабочие, частные методы. К ним относят: изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение, опрос (устный и письменный); метод экспертных оценок, тестирование.
- Комплексные, общие методы, которые строятся на применении одного или нескольких частных методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение опыта; опытная работа; эксперимент.
Мы рассматриваем методологию как учение об организации деятельности. Тогда, если научное исследование — это цикл деятельности, то его структурными единицами выступают направленные действия. Как известно, действие — единица деятельности, отличительной особенностью которой является наличие конкретной цели. Структурными же единицами действия являются операции, соотнесенные с объективно-предметными условиями достижения цели. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано разными операциями.
Цель работы – рассмотреть методы научного познания.
Задачи работы:
- Рассмотреть генезис методов научного познания
- Изучить роль научных методов в системе современного познания