Описание
Содержание
Введение
1. Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов
1.1 Правовые основы и принципы организации деятельности прокуратуры Российской Федерации
1.2 Понятие прокурорской системы и ее организационная структура
1.3 Функции прокуратуры Российской Федерации
- Прокуратура в государственном механизме современной России
2.1 Место и роль прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации
2.2 Прокуратура и судебная власть
Заключение
Список использованных источников
30 стр.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.
Фрагмент
Введение
Конституционно – правовой статус органа власти — это признанный Конституцией комплекс элементов, включающий функцию, полномочия, порядок формирования, структуру, порядок деятельности, ответственность, характеризующий его положение в системе разделения властей.
Согласно положениям 129 статьи Конституции Российской Федерации прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные задачи.
Для установления правовой природы и статуса системы органов прокуратуры в Российской Федерации особое значение имеет правильное определение места прокуратуры в механизме органов государственной власти. Несмотря на то, что системе органов прокуратуры в 2022 году исполнится 300 лет с момента учреждения, до настоящего времени в юридической науке нет однозначного ответа на вопрос, к какой ветви относится указанный орган, поэтому невозможно однозначно определить конституционно-правовой статус прокуратуры.
Так, по состоянию на 2021 год в российской юридической науке существует шесть основных мнений по поводу того, к кой ветви власти относится прокуратура.
По мнению В.В. Клочкова, прокуратура является элементом системы сдержек и противовесов, обеспечения слаженной работы и взаимодействия власти. Прокуратура в полной мере не входит и не должна являться составной частью ни одной из ветвей государственной власти.
В соответствии с утверждениями В.Д. Ломовского, прокуратура, как орган, осуществляющий надзорные функции за исполнением законов, должна находиться при органах, издающих эти законы, то есть при законодательной власти России.
Многие придерживаются позиции, что прокуратуру следует относить к органам исполнительной власти.
Другие утверждают, что существующие в России, а также в ряде зарубежных стран органы прокуратуры необходимо относить к судебной власти, как осуществляющей задачи уголовного преследования и поддержания государственного обвинения.
Как отмечает Ю.И. Скуратов, органы прокуратуры выступают как часть механизма реализации полномочий Президента Российской Федерации.
Кроме того, некоторые ученые полагают, что прокуратура является самостоятельной ветвью власти, называя такую ветвь — прокурорской (надзорной) властью.
При определении места органов прокуратуры, ее конституционно-правового статуса ученые-юристы используют различные методы, например, исторический и сравнительный.
Учитывая, что органы прокуратуры существуют во многих странах мира и обладают специфическим статусом, представляется интересным изучение иностранного опыта. В российской юридической науке в зависимости от отнесения прокуратуры к той либо иной ветви власти (либо органу власти) выделяются три группы стран.
К первой группе юристы относят те страны, где ведомство входит в министерство юстиции. При этом прокуратура может являться как органом правосудия, так и действовать при судах. К указанной группе относятся такие страны, как Франция, США, Польша, Нидерланды и Япония.
Ко второй группе стран относят те государства, где прокуратура официально признана частью судебной системы, например, Испания, Латвия и Болгария.
Третью группу составляют государства, где прокуратура признана самостоятельным органом, отчитывающимся лишь парламенту или главе государства. К данной группе относятся Китай, Вьетнам, Куба и Лаос.
Таким образом, в современном мире прокуратура может принадлежать как к органам исполнительной, так и к органам судебной власти. Кроме того, в наше время существует множество стран, где прокуратуры не входит в классическую триаду разделения властей, что признано и закреплено законодателем.
На протяжении трех столетий существования прокуратуры в России роль и функции органа менялись. В настоящее время прокуратура Российской Федерации рассматривается как орган, отвечающий за исполнение законов, а результаты деятельности надзорного ведомства выступают показателем состояния правопорядка.
Учитывая изменения, происходившие в системе органов государственной власти России, положение прокуратуры неоднократно менялось и продолжает реформироваться.
Цель данной научной работы состоит в уточнении системы и структуры прокуратуры через определение ее места в системе органов государственной власти Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
— проанализировать правовые основы и принципы организации деятельности прокуратуры Российской Федерации;
— рассмотреть понятие прокурорской системы и ее организационная структура;
— исследовать функции прокуратуры Российской Федерации;
— проанализировать место и роль прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации;
— рассмотреть деятельности прокуратуры в сфере судебной власти…