Курсовая работа. Методы диагностики интеллекта. 20844

Описание

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Теоретико-методологический анализ особенностей  интеллекта в психологической науке

1.1. Интеллект: понятие, подходы к изучению

1.2 Методы диагностики интеллекта

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей динамики развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте

2.1 Комплексная диагностика социального интеллекта обучающихся младшего школьного возраста

2.2 Программа «Развитие социального интеллекта младших школьников средствами ТРИЗ-педагогики»

2.3 Оценка эффективности разработанных мероприятий

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложение

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 

37 стр.+речь.

 

В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.

После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.

Фрагмент

Введение

 

Актуальность темы обусловлена важностью развития интеллекта современного человека. Одной эрудиции, высокого уровня осведомленности и разносторонних предметных знаний недостаточно для успешного профессионального становления и карьеры, эффективного взаимодействия с окружающими людьми.

Возрастание количества контактов в профессиональной сфере, сложность межличностных взаимоотношений способствуют повышению востребованности способности понимать мотивы поведения окружающих людей, их эмоциональные состояния, поведенческие реакции.

Жизненно необходимыми становятся умения адекватно реагировать на изменение взаимодействия, устанавливать контакты с людьми, гибко выходить из затруднительных ситуаций, разрешать конфликты, убеждать и отстаивать свое мнение, понимать людей и быть понятым ими.

Интеллект (от латинского – Intellectus) в широком смысле – это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле – это мышление. В психологии существует понятие общего интеллекта и двух его подструктур: вербального и невербального интеллекта. Под общим интеллектом понимается сложное интегральное качество, определенный синтез свойств психики, обеспечивающих в совокупности успешность любой деятельности. Функционирование вербального интеллекта осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания.

Определенный возрастной период связан со степенью созревания высших психических функций и накоплением опыта в типичных для каждого возраста видах деятельности. Проблема общих интеллектуальных способностей в школьном возрасте имеет два аспекта: возрастной и индивидуальный. Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Психические процессы у детей младшего школьного возраста развиваются интенсивно, но неравномерно. В этот период происходит переход от наглядно-образного, конкретного к понятийному, научно-теоретическому мышлению. Постепенно развивается и совершенствуется воссоздающее воображение, оно становится более реалистичным, управляемым. Развивается и творческое воображение, на основе переработки прошлого опыта создаются новые образы.

Роль педагога в этой связи – помочь ребенку находить смысл совместной деятельности в окружающем мире, ставить цели, планировать и организовывать свои действия.

Актуальность проблемы развития интеллекта у обучающихся младшего школьного возраста определяется недостаточной изученностью данной проблемы в психолого-педагогической литературе и несомненно ее теоретической и практической значимостью.

Объект исследования – феномен интеллекта в психологической науке.

Предмет исследования – динамика развития  интеллекта младших школьников.

Цель исследования: проанализировать особенности динамики развития  интеллекта младших школьников на примере социального интеллекта.

Задачи исследования:

изучить интеллект: понятие, подходы к изучению;

– рассмотреть структурные компоненты интеллекта;

– провести эмпирическое исследование особенностей проявления и развития социального интеллекта в начальной школе;

– описать возможности развития социального интеллекта в условиях образовательной организации и дать оценку их эффективности.

Гипотеза: развитие интеллекта обучающихся будет успешным при условии разработки программы на основе тренинговых процедур с учетом индивидуальных особенностей младших школьников.

Для решения поставленных задач применялись следующие научные методы исследования:

– теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, философской литературы по проблеме исследования;

– эмпирические: тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Салливена; опросник «Социальный интеллект» (модификация методики Холла).

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для групповой работы, направленной на развитие социального интеллекта младших школьников

Структура исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложения.

 

Глава 1. Теоретико-методологический анализ особенностей  интеллекта в психологической науке.

 

1.1 Интеллект: понятие, подходы к изучению .

Интеллект (от лат. «ум, разум») представляет собой высокоорганизованную систему мышления личности, при которой появляются новые продукты деятельности [33]

Понятие человеческий интеллект включает в себя способность индивида к процессу познания, обучения, осмысления, решения разнообразных задач, приобретению опыта и умения применить полученные знания на практике.

На сегодня ведущей теорией, объясняющей формирование интеллекта, признана теория Ж. Пиаже. Он выделил несколько стадий в этом процессе в зависимости от возраста.

1 стадия сенсомоторная – когда у ребенка появляются первые рефлексы и навыки. В возрасте старше 12 месяцев дети начинают осознавать реальность окружающего мира, у них возникают первые собственные понятия. Характерна постановка цели и стремление ее достичь. Такое поведение говорит, что появляются первые признаки интеллекта.

2 стадия носит название «предваряющая операции». Ребенок младше 7 лет уже проявляет символическое интуитивное мышление, может выстроить решение определенной задачи, не применив на практике. Об окружающем мире сформированы очевидные понятия.

3 – это стадия конкретных операций. Достигая возраста 7-12 лет, ребенок начинает пользоваться своими собственными познаниями об окружающем мире, развивается способность производить четкие операции с определенными объектами…

Литература

  1. Алешина Н.В. Оценка влияния развития социального интеллекта человека на его социометрический статус в группе. // Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 1. — С. 46-49.
  2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 2015. – 250с.
  3. Гилфорд Дж. Тест «Социальный интеллект» [Электронный ресурс] http://my-training.ru/wp-content/uploads/2009/04/gilford_test.doc
  4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. Под ред A.M. Матюшкина. — М., — 1965.- С.433- 456.
  5. Гамезо, М. В. Психология — М.: Педагогическое общество России, 2016. — 325 с.
  6. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2015. — 315 с.
  7. Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение: монография. — Л.: ЛГУ, 1985. – 166 с.
  8. Константинова, Н.И. Динамика развития социализации в современной начальной школе // Журнал начальная школа плюс до и после — № 1, 2016 год. – 120с.
  9. Леонова. Н.А. Изучение социализации младших школьников // Начальная школа, № 2 — 2016 г. – 210с.
  10. Лунева О.В. Концепция социального интеллекта личности. // Знание.Понимание. Умение. — 2012.- №2 — С.46-51
  11. Лунева, О.      В.      Социальный       интеллект   как    категория     социальной психологии // Знание. Понимание. Умение. – 2010. —  №1. — С. 151.
  12. Лунева О.В. Теоретические основания концепции социального интеллекта Московский гуманитарный  университет. 2011[Электронный   ресурс]     http://psibook.com/articles/teoreticheskie- osnovaniya-kontseptsii-sotsialnogo-intellekta.html
  13. Маркова А.К. Формирование социализации в школьном возрасте: Пособие для учителей. — М.: 2015 — 320 с.
  14. Матюхина, М.В. Социализация младших школьников. — М: Педагогика, 2014 — 431 с.
  15. Мешалевская С. В. Проблемы формирования социального интеллекта у старших младших школьников – воспитанников школ интернатов // Ученые записки.- 2010. — №7. – С. 168-171.
  16. Михайлова Е.С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика. — СПб: СПбГУ, 2007. — 266 с.
  17. Нойнера, Г.Н., Бабанский Ю.К. Педагогика/ Под ред. Г.Н. Нойнера, Ю.К. Бабанский. -М.: Педагогика. 2014.-368с.
  18. Петровский А.В., Абрамеикова В.В., Зелеиова М.Е. Социальная психология. — М, 2017. 224 с.
  19. Сапожников А.И. Педагогические условия формирования у школьников опыта позитивных социальных отношений: Дис.канд. пед. наук. СГУ, 2017. 157 с.
  20. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пос. -М.: Школа Пресс, 2017. — 512 с
  21. Савенков А.И. Эмоциональный интеллект и социальная компетентность как предикаты жизненного успеха // Химия в школе. -2009. — № 2.- С. 2–6.
  22. Саутина Е.С. Научное становление понятия «социальный интеллект» // Территория науки. — 2007. — № 1. — С. 142–146.
  23. Сухарев В.А. Психология интеллекта. — Донецк: Сталкер, 2011. — 409 с.
  24. Талаев С.А. Гендерные аспекты социального интеллекта военнослужащих // Молодой ученый.- 2013.- №12. — С. 824-826.
  25. Толстых Н. Н., Прихожан А. М. Психология младших школьникового возраста. – М.: Издательство: «Юрайт», 2016, — 408 с.
  26. Учурова С.А. Развитие социальной компетентности младших школьников в учебной групповой работе // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 50. – С. 47-51.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 790

Задать вопрос

Задать вопрос