Описание
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития навыков общения старших дошкольников со сверстниками посредством коллективного творчества
1.1 Общение детей дошкольного возраста как психолого-педагогический феномен
1.2 Особенности межличностного общения и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
1.3 Коллективная творческая деятельность как условие формирования коммуникативных навыков дошкольников
Глава 2. Опытно — экспериментальная работа по развитию навыков общения старших дошкольников со сверстниками с использованием коллективного творчества
2.1 Диагностика сформированности навыков общения старших дошкольников со сверстниками
2.2 Применение коллективного творчества для развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Заключение
Список литературы
Приложения
38 стр.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.
Фрагмент
Введение
Дошкольное детство является сензитивным периодом в развитии и становлении эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. Опыт общения, приобретенный ребенком в дошкольном возрасте, является тем фундаментом, на котором будут строиться его отношения с другими людьми. Этот опыт может и должен быть позитивным, от него зависит дальнейшее успешное личностное и социальное развитие ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ориентируют нас на «… развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий,…, готовности к совместной деятельности со сверстником…» [23, c . 14]. Таким образом, на современном этапе развития образования возникает необходимость развития навыков сотрудничества у дошкольников.
Наибольшее теоретико-методологическое и практическое обоснование проблема развития сотрудничества дошкольников была раскрыта в трудах М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, Е. О. Смирновой. Л. С. Выготский считал, что «всеобщими формами психического развития детей выступают их обучение и воспитание, в которых выражается сотрудничество взрослых и детей, направленное на присвоение ими богатств материальной и духовной культуры, выработанных человечеством». В русле концепции развивающего обучения, В.В. Давыдова выполнены научные работы, посвященные исследованию сотрудничества дошкольников со взрослым и сверстниками.
Проблема развития общения и сотрудничества дошкольников со сверстниками изучалась в отечественной психологии и педагогике в различных аспектах: в игре (Н.А. Короткова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко и др.), в традиционных для детского сада продуктивных видах деятельности (В.Н. Давидович, С.В. Кахнович и др.).
Основными методами сплочения детского коллектива и, следовательно, формирования коммуникативных навыков, являются общие увлечения. Работая в группах, дети стремятся к новым впечатлениям, получают огромный заряд положительных эмоций, которые благоприятно влияют на взаимоотношения между ребятами. Коллективная творческая деятельность всегда очень привлекает учащихся начальной школы, поднимает настроение, прибавляет силы, сплочает [3, с. 23].
Коллективные творческие дела для учеников являются одной из первых возможностей наладить отношения со сверстниками.
Значимую роль в развитии взаимоотношений между детьми играет коллективная работа, сплочающая участников данного коллективного дела [1, с. 82]. Общая цель объединяет группу, а реализация поставленных задач ещё больше делает участников дружными.
Из этого следует, что организация коллективных творческих дел — одно из важнейших условий для формирования коммуникативных навыков младших школьников.
Однако, проблемы развития навыков сотрудничества в детском саду и его важности для развития дошкольника недостаточно полно отражены в психолого-педагогической литературе, что делает тему нашего исследования «Коллективное творчество как средство формирования навыков общения у старших дошкольников со сверстниками» актуальной.
Таким образом, цель исследования – выявить возможности коллективного творчества для развития общения старших дошкольников со сверстниками.
Объект исследования – процесс развития общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – применение коллективного творчества как условие развития общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
— дать характеристику понятию «общение» как психолого-педагогическому феномену;
— описать особенности развития навыков сотрудничества в дошкольном возрасте;
— определить роль коллективного творчества в развитии общения дошкольников;
— определить исходный уровень развития общения у детей старшего дошкольного возраста;
— показать применение коллективного творчества, направленного на развитие общения детей старшего дошкольного возраста…