Дипломная работа. Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой деятельности в условиях ФГОС. 15757

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 4000

Задать вопрос

Описание

Содержание

Введение

1. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой деятельности в условиях ФГОС

1.1 Специфика развития математических представлений у детей дошкольного возраста

1.2 Требования ФГОС ДО к формированию элементарных математических представлений у дошкольников

1.3 Подходы к использованию игры в развитии математических представлений

2. Разработка и реализация комплекса дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Комплекс дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Результаты опытно-экспериментального исследования по использованию комплекса дидактических игр

Заключение

Список использованных источников

76 стр. + презентация и доклад

Фрагмент

Введение

Актуальность исследования. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования в ФГОС ДО особое внимание направляют на образовательные области, в частности на познавательное развитие дошкольников, частью которого является математическое развитие.

Математическое развитие направлено на развитие первичных представлений о свойствах, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом и др.).

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии и воспитании личности. Одной из задач воспитания всесторонне и гармонично развитой личности является задача умственного воспитания детей дошкольного возраста. Огромную роль в этом играет математическое развитие. Формирование элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.  В старшем дошкольном возрасте проблема развития элементарных математических представлений актуализируется в наибольшей степени, это связано с предстоящим переходом ребенка к систематическому обучению в школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Требования ФГОС ДО к образовательной программе направлены, в том числе, и на приобретение детьми опыта в игровой деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Так как именно в игре ребенок учиться обобщать и делать анализ, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. Игра является особой, необходимой для гармоничного развития ребенка школой. Это самое привычное для дошкольников занятие, в котором дети могут многому научиться. Игра развивает у детей фантазию, способность концентрировать внимание. В игре у ребенка есть полная свобода действий, в процессе которых дети учатся контролировать свои поступки, сдерживать желания, регулировать свое поведение. Таким образом, развитие элементарных математических представлений у детей возможно на основе игровой деятельности.

Современные требования к развивающему обучению, ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения в процессе изучения математики в ДОУ.

Степень проработанности. Исследованиями (Н.А. Менчинская, А.М. Леушина, Г.С. Костюк и др.) доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста дают возможность формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания. При этом мы понимаем, что в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать и формы, и способы его развития.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выдвигает игру как основу организации всех видов деятельности детей в ДОУ. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую

Теория и методика формирования математических представлений представлена исследованиями А. В. Белошистой, Л. В. Занкова, А. М. Пышкало, Д. Д. Рыбдаловой, И.Ф. Шарыгина, Е.И. Щербаковой и других известных специалистов в этой области.

Т. И. Бабаевой, А. К. Бондаренко, З. А. Михайловой, Т. И Ерофеевой, Б. Н. Никитиным, К. В Шевелевым и др. разработана система занимательных задач, дидактических игр, игр-развлечений детей дошкольного возраста, направленных на эффективное формирование у них математических представлений. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что научно-методические издания, диссертационные исследования рассматривают формирование математических представлений у дошкольников с использованием дидактических игр не полно.

В соответствии с выше изложенным были выявлены противоречия между необходимостью формирования математических представлений у детей дошкольного возраста и недостаточной методической разработанностью и структурированностью данного вопроса

Гипотеза исследования: использование дидактических игр в процессе учебно-познавательной деятельности дошкольников, будет способствовать повышению уровня сформированности у них элементарных математических представлений.

Цель исследования – развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:

— изучение теоретических основ формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой деятельности в условиях ФГОС;

— разработка и реализация комплекса дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретические основы исследования: работы в области математических представлений А.В. Белошистой, Е.В. Колесникова и др. Работы по проблеме разработки современных дидактических игр и материалов, формирующие математические представления дошкольников М. Монтессори и др. Идеи о ведущей роли познавательного развития детей дошкольного возраста в формировании личности Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейн.

Предмет исследования: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Объект исследования: элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста в «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей №11 «Елочка».

Методы анализа: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ литературных источников по теме исследования; наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика, математическая обработка данных.

Информационные источники. Эмпирические данные «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей №11 «Елочка». В исследовании участвовали старшие дошкольники – 20 человек, которые в формирующем эксперименте занимались по программе развития элементарных математических представлений дошкольников в условиях реализации требований ФГОС, и 20 старших дошкольников, занимающихся по программе В.П. Новиковой «Математика в детском саду 6-7 лет».

Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные данные исследования и методику проведения эксперимента могут использовать в своей профессиональной деятельности воспитатели в ДОУ, для решения задач по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Структура выпускной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения,  списка использованных источников. В первой главе изучены теоретические основы формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой деятельности в условиях ФГОС. Во второй главе разработан и реализован комплекс дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Литература

  1. Аванесова В. Н. Дидактические игры / В. Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду. — М.: Наука, 2015. — 212 с.
  2. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. — М. : Просвещение, 2017.- 176 с.
  3. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособия для студентов высших педагогических учебных заведении /А. С. Белкин – М.: Академия, 2015. – 256 с.
  4. Белошистая А.В. Развитие математического мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. -234 с.
  5. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. — М.: ВЛАДОС, 2015.- 400 с.
  6. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста /З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2016. – 244 с.
  7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М., 2017.– 160 с.
  8. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М: Просвещение, 2017. – 192 с.
  9. Блехер Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения / Ф.Н. Блехер.– М.: Просвещение, 2018. – 224 с.
  10. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С.-Брест: Издательство БрГУ, 2016. -46 с
  11. Вавилов Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных / Ю.П. Вавилов. – Ярославль, 2016. – 122 с.
  12. Вахрушева Л. Н. Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 20. – С. 7–11. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2016/76225.htm.
  13. Воронина, Л.В. Современные технологии математического образования дошкольников: учебное пособие /Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова; под общ. ред. Л. В. Ворониной – Екатеринбург, УрГПУ, 2016. – 282 с.
  14. Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича: сборник методических материалов/ В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. – Москва: Сфера 2015. – 128 с.
  15. Галкина Л.Н. Математическое развитие детей дошкольного возраста в процессе деятельности конструирования / Л.Н. Галкина // Фундаментальная и прикладная наука. –2016. — No 2 (2). –С. 9-12.
  16. Гончарова З. С. Повышение познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования дидактического материала М. Монтессори (из опыта работы) / З. С. Гончарова, Е. В. Васютина // Молодой ученый. – 2018. – №33. – С. 125128.
  17. Гороховцева Л. А. Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего дошкольного возраста / Гороховцева Л. А. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 127–132. — [Электронный ресурс]. – Режим доступа:– URL: http://e-koncept.ru/2017/770297.htm.
  18. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М.: Интор, 2017. -159 с.
  19. Демина Е.С. Развитие элементарных математических представлений / Е.С.Демина. — М.: изд. «Сфера», 2019. –128 с.
  20. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Л.В. Трубайчук, С.Д. Кириенко, С.В. Проняева. -Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2016. -290 с.
  21. Дулатова А. Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников / А. Дулатова, Л. Т. – 2018. – 94 с.
  22. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников: Кн.для воспитателя детского сада / Т.И. Ерофеева. — М.:Просвещение, 2016. –191 с.
  23. Забрамная С. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования / С. Забрамная, О. Боровик. – М.: Владос, 2018. –115 с.
  24. Зак А.З. Особенности сформированности способности действовать «в уме» у детей 6 — 7 лет / А.З. Зак // Оригинальные исследования. — 2019. — Т. 9. № 7. — С. 37-46.
  25. Зак А. З. Как развивать логическое мышление.800 занимательных задач для детей 6-15 лет / А. З. Зак.– М.: Издательство «Аркти», 2016.– 134 с.
  26. Зебзеева В.А. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста: ознакомление с понятием числа/ В.А.Зебзеева, Е.П.Хорунова // Актуальные проблемы современной науки: сб.статей междунар.науч.-практ. конфер.(24 января 2015 года, г.Уфа). в 2 ч. Ч1. Уфа. Аэтерна, 2015. – С.148-150.
  27. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. – Ярославль, 2017. – 176 с
  28. Козлова, В. А. Дидактические игры по математике для дошкольников / В. А. Козлова. – В 3-х книгах: Кн.2.: Методика. – М., 2016. – 250 с.
  29. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2017. – 416 с.
  30. Колесникова Е. В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет/ Е. В. Колесникова. – М.: Сфера, 2018. – 32 с.
  31. Корнеева Г. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». /Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова. – М.,2016. – 184 с.
  32. Методика Воскобовича. Сайт раннее развитие дошкольников – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL: http://www.razumniki.ru/voskobovich.html.
  33. Микляев Н.В. Теория и технология математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. –352 с.
  34. Минибаева Э.Р. Профессиональная подготовка студентов к математическому развитию детей дошкольного возраста /Э.Р.Минибаева. — М.: ФЛИНТА, 2016. -179 с.
  35. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова. — СПб.: Детство-Пресс. — 2018. — 384 с.
  36. Михайлова З. А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера / З. А. Михайлова, Е. А. Носова. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 – 128 с.
  37. Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова.- Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2018. – 384 с.
  38. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. – 6–е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2016. – 456 с.
  39. Непомнящая Р.Л. Воспитание и обучение малышей / Р.Л.Непомнящая, Е.А. Носова — Москва, Юнипресс — 2015. – 217 с.
  40. Нищева,Н. В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи дошкольников / Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-пресс, 2016.– 64 с.
  41. Новикова В.П. Мои часы: Время, часы, календарь: практические занятия: для детей 5-7 лет./ В.П. Новикова, — М.: Карапуз. — 2016. – 65 с.
  42. Новикова В.П. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. / В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. — М.: Мозаика — Синтез, 2017. – 89 с.
  43. Новоселова С. Л. Игра дошкольника / С. Л. Новоселова. – М.: 2019. – 240 с.
  44. Носова Е.А., Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носов, Р.Л. Непомнящая – М.: Детство-Пресс, 2017.
  45. Петрова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике./ М.Н. Петрова. – М.: 2016.
  46. Панфилова О.И. Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности / О.И. Панфилова // Молодой ученый. —2016. —No15. —С. 488-491.
  47. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. / И.А. Пономарева, В.А. Позина. — М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 143 с.
  48. Попова А. O. Приемы развития представлений о величине и способах ее измерения в старшем дошкольном возрасте / А. O. Попова, – 2015. –101 с.
  49. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standartdok.html 72
  50. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Детство / сост. Т. И. Бабаева [и др.]. – СПб. : ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2016. – 280 с.
  51. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.– изд. 3-е. испр. и доп.– М.: Мозаика Синтез, 2015. -368 с.
  52. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / сост. Л. Г. Петерсон [и др.]. – М. : Институт системно–деятельностной педагогики, 2016. – 383 с.
  53. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В.Запорожца, А. П.Усовой. – М.: Просвещение, 2016. – 164 с.
  54. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб : Питер, 2015. – 705 с.
  55. Рискова Н.Н. Развитие количественных представленйи у детей дошкольного возраста с помощью игр В.В. Воскобовича / Рискова Н.Н., Безусова Т.А // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 5(25). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://sibac.info/journal/student
  56. Совместная деятельность детей и взрослых в условиях реализации ФГОС ДО: материалы Iреспубликанских Педагогических чтений, 27 января 2017 года / ред. И.А. Попова. –Чурапча: ЧГИФКиС, 2017.- 83 с.
  57. Соловьёва Е.В. Математика и логика для дошкольников: / Е.В. Соловьева Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». -3-е изд. —М.: Просвещение, 2018.—157 с.
  58. Старикова А. Ю. Икт в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста / А. Ю. Старикова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. – Чебоксары: ЦНС, 2015. – № 2 (3).– С.33–36.
  59. Тарунтаева Т. В. Развитие математических навыков у старших дошкольников в процессе дидактической игры / Т. В. Тарунтаева, – 2016. – 72 с.
  60. Трифонова Н. К. Веселые задачки: учебное пособие / Н.К. Трифонова, — Москва, Цитадель — 2018. – 21 с.
  61. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. – Минск, 2016.- 117 с.
  62. Холодная М.А. Интеллектуальная одаренность как развивающаяся интеллектуальная компетентность // Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. проф. Л.И. Ларионовой, проф. А.И. Савенкова. — СПб.: Нестор-История, 2017. — С. 149-163.
  63. Фалькович Т.А. Формирование математических представлений / Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина, — М.: ВАКО. — 2019. – 207 с.
  64. Хачапуридзе Б. И. О построении дидактических материалов и игр / Б.И. Хачапуридзе, К. Г. Мачабели // Психология и педагогика игры дошкольника. — М., 2016. – 220 с.
  65. Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений / Т.А. Шорыгина. – М.: Книголюб, 2015. — 58 с.
  66. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова, — М.: Академия, — 2016. – 272 с.
  67. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2015. – 392 с.
  68. Южанина Т. М. Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников в современных условиях/ Т.М. Южанина, – 2016. – с. 247.
  69. Staats A.W. Intelligence and child development: What intelligence is and how it is learned and functions / A.W.Staats, G.L.Burns // Genetic Psychol. Mon-ograph. –Provincetown:Mass. Journal Press, 1981. –No 104. –P. 237-301.
  70. Thurstone L.L. Primary mental abilities / L.L.Thurstone. –Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1938. –121 p.
  71. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://86ds11-nyagan.edusite.ru/

Задать вопрос