Дипломная работа на тему: Игровые обучающие ситуации как средство формирования культуры речевого поведения старших дошкольников 11597

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 2800

Задать вопрос

Описание

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Содержание понятия культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста

1.2 Особенности формирования культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста

1.3 Роль игровых обучающихся ситуации в формировании культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста

Выводы по первой главе…

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Этапы, организация и методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы

2.2 Цель, задачи и содержание формирующего этапа эксперимента

2.3 Анализ результатов экспериментального исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Приложения

96 стр.

Фрагмент

Введение

Актуальность исследования. В современной педагогической науке основное внимание уделяется лингвистическому воспитанию детей (А.Г. Арушанова, Ф.А. Сохин, О. Ушакова, Т. М. Юртайкина и др.). Ребенок овладевает словарным запасом этикета и «достигает» части социального языкового опыта людей, осваивая культурные и языковые стандарты, которые характеризуют культурную среду, в которой он расположен.
Формирование языковой поведенческой культуры у детей дошкольного возраста определяется их особой ролью в нравственном воспитании подрастающего поколения, успешной адаптацией к новым социально-культурным приоритетам и насущными потребностями современного общества, а также их педагогической значимостью на современном этапе развития российского общества. Проблемой изучения культуры речевого поведения у детей занимались такие ученые, как А.А. Акишина Б.В. Бушелева Т.А. Ладыженская, А.И. Савостьянов Н.И. Формановская и другие. Они рассматривали культуру речевого поведения — не только как систему словесных единиц, но и как формулы хорошего звука, которые передают комфорт в общении и помогают установить дружеские отношения.
В современном мире наблюдается тенденция, когда учителей и родителей все чаще предупреждают о том, что многие дети дошкольного возраста испытывают серьезные трудности в общении со взрослыми и сверстниками и часто грубо нарушают элементарные стандарты поведения. В основном это выражается в несоблюдении определенных общепринятых кодексов поведения, неспособности координировать свои действия, надлежащим образом реагировать на комментарии и выражать свои пожелания и требования. Поэтому в рамках отечественного образования особое внимание уделяется созданию поведенческой культуры для детей дошкольного возраста и культуре общения со взрослыми и сверстниками в качестве ключевого компонента.
Учитывая особенности возрастной категории, целесообразно использовать естественную потребность дошкольника в игре и желание играть. Игра включена в целостный образовательный процесс и служит инструментом обучения и подготовки.
Современная педагогическая наука выделяет специальную область — игровое образование, которое рассматривает игру как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Акцент на игре (игровые занятия, игровые формы, приемы) является наиболее важным способом вовлечения детей в школьную работу, чтобы эмоционально реагировать на образовательные воздействия.
Возникает противоречие между необходимостью формирования культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием игровых обучающихся ситуаций.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске путей формирования культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования культуры речевого поведения у старших дошкольников.
Предметом исследования являются игровые обучающие ситуации как средство формирования культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в выявлении и экспериментальной
проверке возможности использования игровых обучающих ситуации в процессе формирования культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования культуры речевого поведения будет осуществляться эффективно при целенаправленном использования игровых обучающих ситуаций, обеспечивающих практику речевого взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Охарактеризовать понятие культуры речевого поведения дошкольников.
2. Выявить особенности формирования культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать программу формирования культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
1.Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
3. Математические: статистические методы обработки эмпирических данных.
Теоретической основой исследования стали: теория развития детской речи(Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, М.М.Алексеева, Ф.А.Сохина, А.М.Бородич и др.);теория формирования культуры речевого общения(О.И. Даниленко, З.К. Тарланов, Н.И. Формановская и др. ); теория деятельности детей дошкольного возраста (Р.Н. Жуковская, Т.И. Гризик, П.Г. Саморукова и др.); теория развивающего обучения (А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и др.); концепция коммуникативного подхода к обучению (И.А. Зимняя, А.А. Мурашов и др.); идея использования игровых обучающихся ситуации в формировании личности ребенка (Э. Берн, Е.В. Титова, Й. Хейзинг, С.А. Шмаков и др.).
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы формирования культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования могут быть полезны воспитателями и родителям детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «детский сад» №229 г. Ижевска УР.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа
состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 64 наименований. Материал изложен на 87 страницах, содержит 4 таблицы, 2 рисунка.

Литература

  1. Антонова Т.В., Гостюхина О.М. и др. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. — М.: Педагогика, 1987. — 189 с.
  2. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994. – 193 с.
  3. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы //Дошкольное воспитание. — 1998. — №7. — с.39-43.
  4. Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983.- 273 с.
  5. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте: психологические исследования. — М.: Питер, 2008. — 464 с.
  6. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // В сб. науч. тр. «Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста» Под ред. А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. М..-1987. – 193 с.
  7. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология: Учебное пособие для учащихся педучилищ. — М.: Просвещение, 1988. — 336 с.
  8. Вопросы детской психологии: дошкольный возраст /Отв. ред. А.Н.Леонтьев. — М.: АПН РСФСР, 1948. — 215 с.
  9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. — с.55-59.
  10. Гилигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. -М.: Просвещение, 1996. — 142 с.
  11. Головко Е.И., Панина Н.В. Психология человеческих взаимоотношений. — Киев: Политиздат Украины, 1989. — 187 с.
  12. Джебс К. Способность быть счастливым — это состояние и черта характера //Дошкольное воспитание. — 1995. — №7. — с. 17-21.
  13. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психология развития дошкольников. -М.: Педагогика, 1984. — 127 с.
  14. Желдак И.М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. — М.: МП «Лерокс», 2010.-160 с.
  15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. — М.: Паблишинг, 2008. Т.1. Психологическое развитие ребенка. — 318 с.
  16. Запорожец А.В. Психология: Учебник. — М.: Эксмо, 2011.- 240 с.
  17. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. — СПб.: Гиппократ, 1995. — 128 с.
  18. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1997. — 126 с.
  19. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. — М.: Просвещение, 1986 — 109 с.
  20. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Каро, 2006. — 448 с.
  21. Зеньковский В.В. Психология детства: Учеб. пособие для вузов. — М.: Изд. Центр «Академия», 1996. — 348 с.
  22. Кори П. Веселые уроки общения / П. Кори, К. Мей. – М.: АСТ, 2004. – 400 с.
  23. Калинина Г. Тренинг развития личности дошкольника: занятие, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Речь.2002.- 160 с.
  24. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. — М.: Педагогика, 1986. — 101 с.
  25. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М.: Роспедагентство, 1997. – 183 с.
  26. Кауненко И.И. Личностные особенности детей старшего дошкольного возраста с трудностями в развитии. Автореферат на соискание научной степени канд. психол. наук. — М.: Иссл. центр семьи и детства, 1993. — 18 с.
  27. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. — М.: Педагогика, 1987. — 305 с.
  28. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 2004. — 215 с.
  29. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – М.: Речь, 2006. – 160 с.
  30. Кочубей Б., Новикова Е. Снимем маску с тревоги // Семья и школа, 1988. -№9.
  31. Кошелева Л., Свердлова Г. Маленькие неудачники. Почему они такие? // Дошкольное воспитание. — 1996. — №2. — с. 24-28.
  32. Кравцов Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. -1991. №2. — с. 17-21.
  33. Кутузова И.А. Родители и дети. – М. –1996. –210 с.
  34. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя. – К.: Здоровья, 1992. – 277 с.
  35. Лебедева К.С. Дети с нарушением общения. Ранний детский аутизм. — М.: Эксмо-Пресс, 2004. — 92 с.
  36. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет//Автореф. дис. на соиск. ученой степени д-ра психол. наук. М., 1974. — 36 с.
  37. Лисина М.И. Исследования по проблемам возрастной и детской психологии: Сборник науч.тр./Под ред. М.И.Лисиной. — М.:НИИОП,1980.-168 с.
  38. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009. — 320 с.
  39. Лисина М.И. Общение, личность и психика. — М.: Просвещение, 1997. -384с.
  40. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2011. – 192с.
  41. Лютова В.С., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб: Речь, 2007. – 190 с.
  42. Люшер М. Цвет вашего характера. — М.: Вече, 1997. — 240 с.
  43. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2004. – 456 с.
  44. Непомнящая И. Становление личности ребенка 6-7 лет /НИИ общей и пед. психологии. АПН СССР — М.: Педагогика, 1992. — 161 с.
  45. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М.: Педагогика, 1990. – 150 с.
  46. Психология общения и межличностных отношений / Сост. и гл. ред. Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 576 с.
  47. Овчарова Р.М. Психологический портрет социокультурно и педагогически запущенного ребенка. — Архангельск, 1994. — 181 с.
  48. Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. Данильченко М.Г.; Ред. Волков Г.Н.-М.: Педагогика, 1985.-352 с.
  49. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. – М.: Гном и Д, 2012. – 160с.
  50. Плеханов А.А., Острогорский А.Н. Значение семейных отношений в воспитании // Дошкольное воспитание. — 2003.- №9. — с. 14-22.
  51. Практикум по арттерапии / Под ред. А.И. Копытина. — СПб.: Питер, 2010. — 448 с.
  52. Практикум по детской психологии / Под ред. А О.О. Косяковой. — М.: Феникс, 2009. — 160с.
  53. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-пресс, 2003 — 438с.
  54. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. — М.: Педагогика, 1989. — 215с.
  55. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: ЕЕМедиа, 2012. — 424 с.
  56. Рахматшаева В.А. Грамматика общения. — М.: Семья и школа, 1995. – 18 с.
  57. Репина Т.А. Неуверенный ребенок // Дошкольное воспитание. — 1990. -№2. — с. 34-36.
  58. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. — М.: Владос, 2008. -529 с.
  59. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: ЕЕМедиа, 2012. — с. 139-157.
  60. Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками / Е.О. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 192 с.
  61. Спок Б. Проблемы родителей / Пер. с англ. – М.: Попурри, 2002 – 736 с.
  62. Субботский Е.В. Как рождается личность: Некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка. — М.: Знание, 1978.- 94 с.
  63. Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. — Минск: Полымя, 1990.-207 с.
  64. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов, учащихся пед. училищ и колледжей. — М.: Просвещение, 1995.-291 с.
  65. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. — М: Владос, 1995.-160 с.
  66. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. — М.: Знание, 1981. — 190 с.
  67. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Издательство «Институт практической психологии», НПО «МОДЕК», 1995.- 416 с.
  68. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие. — М.: Академия, 2011. — 384 с.
  69. Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — М.: Прайм-Еврознак, 2007. — 320 с.
  70. Швец И.Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников. Автореф. дисс. — Калуга, 2001. — 26 с.

Задать вопрос