Описание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Общая характеристика исследовательской деятельности
1.2 Виды и роль исследовательской деятельности в современном образовании
1.3 Методические основы организации исследовательской деятельности школьников
2. АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ВСЕМИРНОГО ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ
2.1 Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО
2.2 Психолого-педагогические основы изучения природного и культурного наследия
2.3 Состояние проблемы природного наследия в теории и практике школьного курса
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВСЕМИРНОГО ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО
3.1 Методическая система изучения Всемирного наследия в школьном курсе
3.2 Проект школьного кружка «Всемирное природное наследие ЮНЕСКО»
3.3 Опытно-экспериментальная проверка методики изучения природного наследия и ее результаты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
108 стр.+презентация+текст защиты.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.
Фрагмент
Введение
Молодое поколение любого государства является одним из ценнейших его ресурсов, от которого зависит его развитие, сохранение традиций, культуры, исторических и природных ценностей. В данной связи одним из важнейших объектов изучения в рамках школьного и дополнительного образования является Всемирное наследие, а большинство уникальных исторических, природных и культурных объектов Всемирного наследия включены в списки ЮНЕСКО.
Актуальность изучения объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в рамках школьного образования является весьма важным. Изучение всемирного наследия в школьных стенах и в рамках дополнительного образования позволяет ученикам комплексно формировать активную гражданскую позицию, способствует патриотическому воспитанию. Изучая материалы о Всемирном наследии на уроках истории, географии и окружающего мира, ученики имеют возможность получить знания о культуре, искусстве, уникальных природных и архитектурных объектах, а так же о тех народах, которые создали уникальные памятники или сегодня проживают рядом с ними или используют их в культурных и эстетических целях. Это позволяет укрепить связи между людьми, повышает уровень ответственности за сохранение объектов Всемирного наследия для будущих поколений, несет в себе общественно значимые функции: политическую, образовательную, идеологическую и др.
Кроме обучения в рамках школьного образования большое значение имеет дополнительное образование в виде исследовательских проектов, которые помогают систематизировать отрывочные и разноплановые знания, получаемые учениками на различных школьных уроках. Учителя-предметники подчеркивают особое значение вопросов имеющегося на территории нашей страны наследия, но испытывают трудности в образовательном процессе, так как вынуждены рассматривать объекты Всемирного наследия не комплексно, а в рамках лишь своего предмета, что не позволяет систематизировать и обобщить весь комплекс знаний о природном, историческом и культурном наследии. Кроме того, школьный курс не уделяет достаточного времени изучению именно объектов наследия, затрагивая сведения о них лишь в рамках изучения укрупненных объектов, а не уделяет повышенного внимания именно отдельным объектам. В данной связи возникает необходимость использования комплексного подхода в изучении данной темы, что даст возможность ученикам понять всю значимость и важность объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а помочь в данной связи может исследовательская деятельность в рамках дополнительного образования.
Степень исследованности проблемы изучения всемирного наследия в рамках школьного и дополнительного образования весьма высока. Отечественными авторами отмечается тот факт, что очень важен высокий культурно-экологический потенциал культурного, исторического и природного наследия, исследование в данном направлении носит высокий духовно-нравственный и праксиологический характер. Такого подхода придерживаются Ю.А. Веденин, В.Д. Сухоруков, П.М. Шульгин, А.А. Григорьев, Е.Ю. Колбовский, Д.П. Финаров и другие. Анализ проведенных научных исследований позволяет сделать вывод, что изучение всемирного наследия ЮНЕСКО тесно связано с новыми направлениями исторических, географических и культурологических исследований.
Природное и культурное наследие представляет собой сложное и многогранное понятие, которое отражает неразрывную взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, выражающегося в таких критериях, как традиции, достояние, общественная ценность и имеет огромную педагогическую значимость в развитии современного школьного и дополнительного образования. Очевидно, что в образовательном процессе реализация культурно-экологического потенциала объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО неразрывно связана с применением идей экологического образования (такую позицию разделяют И.Д. Зверев, С.Н. Глазачев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, Г.Н. Карпова, С.Д. Дерябко), а так же личностно-ориентированного и культурологического подхода в образовании (С.В. Кульневич, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая). Кроме того, система развития школьного образования и исследовательской деятельности предполагает приоритет экологизации и развития ответственного подхода к окружающему миру. Данная проблематика нашла свое отражение в методических исследованиях И.И. Бариновой, Н.Ф. Винокуровой, И.В. Душиной, Г.П. Аксакаловой, В.П. Дронова. В отдельных методических исследованиях отмечается воспитательная и образовательная ценность всемирного наследия в формировании личности ученика, такого подхода придерживаются Д.П. Финаров, В.П. Соломин, А.С. Баранов, Е.Я. Чернихова и др. Таким образом, можно отметить, что изучение объектов Всемирного наследия в школьном образовании и дополнительной деятельности имеет большое педагогическое, воспитательное, эстетическое и культурологическое значение.
Целью представленной работы является обоснование возможностей исследовательской деятельности школьников при изучении Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Особенно велика важность изучения объектов Всемирного природного наследия, находящихся на территории нашей страны. Для этого возможно задействовать и школьное, и дополнительное образование и исследовательскую деятельность посредством выполнения исследовательских проектов, способствующих систематизации знаний школьников о Всемирном наследии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд основных задач:
- Представить общую характеристику исследовательской деятельности и оценить роль исследовательской деятельности в современном образовании.
- Сформулировать методические основы организации исследовательской деятельности школьников.
- Охарактеризовать объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО на территории нашей страны.
- Выявить психолого-педагогические основы изучения природного и культурного наследия в рамках школьного курса и дополнительного образования.
- Оценить состояние проблемы природного наследия в теории и практике школьного курса.
- Разработать исследовательский проект школьного кружка «Всемирное природное наследие ЮНЕСКО».
- Провести опытно-экспериментальную проверку методики изучения природного наследия в рамках разработанного исследовательского проекта.
Объектом исследования в данной работе выступает исследовательская деятельность школьников. Предметом – ее возможности при изучении Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в рамках школьного и дополнительного образования…