Описание
Основы публичного управления.
1. Государственное управление и государственный менеджмент.
2. Современные концепции бюрократии.
3. Концепция «нового государственного управления».
4. Соотношение политики и управления в концепции Good Governance.
5. Новая институциональная теория в публичном управлении.
6. Концепция «политических сетей».
7. Синергетический подход к государственному управлению.
8. Современные концепции реформирования системы государственного управления, органов государственной власти.
9. Реформа государственной службы как составная часть современных административных реформ.
10. Административная реформа в России: содержание и этапы, предварительные итоги.
11. Федеральные органы государственной власти РФ.
12. Особенности организации государственной власти субъекта РФ.
13. Основы местного самоуправления в РФ: территориальные, экономические, организационные.
14. Взаимодействие уровней власти в России: политико-нормативные аспекты.
15. Внешняя среда публичного управления. Группы интересов и лоббизм.
16. Государственно-частное партнерство в РФ.
17. Система государственной и муниципальной службы в РФ.
18. Понятие эффективности в государственном управлении.
19. Концепция «электронное правительство» и ее реализация в РФ.
20. Эффективность государственного управления: понятия, принципы, критерии.
24 стр.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.
Фрагмент
1. Государственное управление и государственный менеджмент
Государственное управление и государственный менеджмент являются смежными областями, которые связаны с управлением и управлением государственными организациями и службами. Государственное управление относится к реализации государственной политики и управлению государственными программами, в то время как государственный менеджмент сосредоточен на управлении государственными ресурсами, такими как финансы, человеческие ресурсы и технологии.
Государственное управление включает изучение процессов и структур правительства, а также функций и ролей государственных служащих в реализации политики и предоставлении услуг. Он включает такие темы, как анализ государственной политики, бюджетирование, управление государственными финансами, управление государственными кадрами и предоставление государственных услуг.
Государственный менеджмент, с другой стороны, сосредоточен на управлении ресурсами государственных организаций, таких как составление бюджета, финансовый менеджмент и управление эффективностью. Это также включает в себя управление людьми, включая найм, обучение и оценку сотрудников.
В целом обе области играют важную роль в обеспечении эффективного и действенного предоставления государственных услуг гражданам.
2. Современные концепции бюрократии
Современные концепции бюрократии относятся к организационной структуре и принципам управления, используемым в государственных и частных организациях. Эти понятия включают в себя:
1. Иерархическая структура: это относится к разделению власти и полномочий внутри организации, при этом должностные лица более высокого ранга имеют больше полномочий, чем должностные лица более низкого ранга.
2. Специализация: это относится к разделению труда внутри организации на основе навыков и опыта ее сотрудников. Эта специализация ведет к большей эффективности и производительности.
3. Беспристрастность: ожидается, что бюрократия будет действовать нейтрально и объективно, не проявляя фаворитизма или предвзятости по отношению к какой-либо конкретной группе.
4. Правила и положения. Бюрократия руководствуется набором правил и положений, которыми руководствуются в своих действиях и решениях. Эти правила обеспечивают последовательность и справедливость в их деятельности.
5. Формализованные процедуры. Бюрократы следуют формализованным процедурам принятия решений, что обеспечивает четкий и прозрачный процесс для сотрудников и заинтересованных сторон.
6. Ведение учета. Бюрократы ведут подробный учет своих операций, что обеспечивает большую подотчетность и прозрачность.
В целом, эти концепции направлены на создание эффективной и действенной организационной структуры, которая может достигать своих целей, сохраняя при этом подотчетность и прозрачность.
3. Концепция «нового государственного управления»
Определение
Концепция «Нового государственного управления» – это менеджериальная модель организации системы публичного управления, которая в качестве ключевых характеристик предполагает децентрализацию и открытость публичного управления и определяет роль государства как производителя значимых для общества услуг.
Значение концепции «Нового государственного управления»
Современные государства находятся в поиске наиболее эффективных систем организации публичного управления. Такой поиск вызван объективными процессами, происходящими в международном пространстве:
глобализация;
развитие информационных технологий;
развитие и распространение идей и институтов гражданского общества и пр.
Современное государство должно быть ориентировано на наиболее полное удовлетворение потребностей личности, на решение глобальных проблем. Главная роль сегодня отводится инструментам кооперации, сотрудничества государства с населением, бизнесом, институтами гражданского общества, что требует открытости и прозрачности управленческих процессов.
Концепция «Нового государственного управления» начала складываться в 1980-90-е гг. и стала одной из наиболее влиятельных моделей организации публичного управления в современных государствах. Этой теории восприняты принципы организации управления в частной сфере, которые адаптированы под специфические цели и задачи публичного управления. Так, в частности результативность деятельности лиц, замещающих должности государственной службы, согласно концепции «Нового государственного управления» определяется исходя из качества оказываемых населению услуг, а не исходя из объема затрат, которые были реализованы для решения поставленных задач.
Концепция «Нового государственного управления» ориентирована на формирование конкурентной среды в системе предоставления государственных услуг населению. Население, в свою очередь, активно участвует в оптимизации системы предоставления таких услуг за счет функционирования инструментов обратной связи, позволяющей выявить аспекты, требующие доработки.
Итак, сущностными свойствами концепции «Нового государственного управления» выступают:
децентрализация, то есть распределение полномочий между центром и отдельными территориями в пользу последних;
прозрачность публичного управления, то есть ориентация на повышение доверия населения к институтам публичного управления, на включение население в процессы управления.
Концепция «Нового государственного управления» относится к постбюрократическим концепциям, которые видят роль государства в обслуживании населения, в производстве общественно значимых услуг.
Недостатки концепции «Нового государственного управления»
Несмотря на очевидную востребованность теории «Нового государственного управления», ее несомненные положительные характеристики — ориентацию государства на нужды населения; концентрацию усилий государства на повышении качества предоставляемых услуг за счет формирования конкурентной среды; повышение открытости публичного управления, которое отвечает современному уровню развития информационных технологий и общественным запросам, данная концепция критикуется в теории публичного управления по следующим направлениям:
по мнению ряда исследователей, концепция «Нового государственного управления» необоснованно распространяет законы рынка на государства. Иными словами, авторы отмечают, что конкуренция является необходимым свойством реализации публичного управления, поскольку предоставление услуг государством ориентировано на удовлетворение коллективных интересов, то есть связано не только с экономическими, но и с социальными, политическими запросами, именно поэтому государство не должно организовывать предоставление государственных услуг по законам рынка. Ввиду социальной значимости предоставления государственных услуг, такое предоставление не может строиться на принципах повышения прибыли, повышение эффективности, оно должно быть ориентировано на социальную значимость;
предоставление широкой инициативы при реализации полномочий государственному служащему ведет к неизбежному распространению коррупционных явлений, что подтверждается практикой стран, где необходимый уровень административной культуры еще не достигнут.
Опыт реализации концепции «Нового государственного управления»
Развитые страны первыми начали использовать достижения концепции «Нового государственного управления», на сегодняшний день она активно используется большинством представителей мирового сообщества. В России также активно применяются инструменты нового государственного управления, повышение эффективности многих из них требует дальнейшей реализации административной реформы. В частности, открытыми остаются вопросы децентрализации публичного управления, отделения принятие политических решений от их реализации и пр.
При этом наличествует и значительные успехи в реализации концепции «Нового государственного управления» в российской государственно-правовой действительности, в том числе:
1. Повышение качества предоставления государственных услуг за счет внедрения и функционирования многофункциональных центров, то есть организаций, работающих по принципу «одного окна», куда заинтересованное лицо может обратиться для получения государственной услуги с минимальными временными и иными затратами;
2. Повышение открытости и прозрачности публичного управления и доступности государственных и муниципальных услуг обеспечивается реализацией модели электронного правительства, в том числе за счет создания:
Единого портала государственных и муниципальных услуг;
порталов государственных органов и должностных лиц публичного управления;
Единой системы идентификации;
Единой системы электронного взаимодействия между органами публичного управления и пр.
К достижениям реализации концепции «Нового государственного управления» можно отнести и внедрение инструментов стратегического анализа, планирования и прогнозирования в практику публичного управления, которые также позволяют повысить доступность и эффективность государственных и муниципальных…
4. Соотношение политики и управления в концепции Good Governance
Термин governance впервые появляется на повестке дня в 1992 г. на Ежегодной конференции Всемирного банка в области экономического развития (Good Governance — так была названа одна из тем конференции). Тогда в административной практике многих стран активно разрабатывались и применялись основные идеи нового государственного менеджмента, о котором мы говорили выше, поэтому понятие governance было упомянуто в том же инструментальном смысле, как «управление социальными и экономическими ресурсами страны» в рамках менеджеристской концепции.
Кроме того, можно назвать еще как минимум четыре постулата, которые четко характеризуют специфику модели Good Governance:
1) государственные дела, государственные организации и органы становятся открытыми для общественной дискуссии, публичными институтами, где коммуникация становится одним из ключевых ресурсов выработки политико-управленческих решений;
2) основанием выработки организационно-управленческих и политических решений становится стремление к достижению общего блага, интереса, которые определяются государством и общественными участниками процесса, причем никакая из сторон не может стать инициатором выражения общего интереса;
3) государственный менеджмент как институт управления общественными делами подвергается оценке не только с позиции прагматических критериев эффективности, но и включает политико-моральные критерии (этика становится ключевой составляющей оценки управленческой деятельности);
4) процесс политико-управленческой деятельности становится насыщенным новационными формами и механизмами, которые включают такие нетрадиционные для ранее существовавших моделей компоненты, как общественная экспертиза, государственно общественные комиссии, общественные форумы и др.
В целом концепция Good Governance поставила по-новому теоретический и практический вопрос об изменяющейся роли государства и его институтов, которые были вынуждены решать первоочередные политические и социально-экономические проблемы в условиях глобализации, пытаясь адаптироваться к усиливающейся неопределенности, непредсказуемости внешней среды и фрагментации политической системы. Концепция governance принципиально иным образом раскрывала суть взаимоотношений между государственным и негосударственным институтами: от иерархических, подчиненных отношений к системе сотрудничества, со управления, которое основано на горизонтальных связях, равноправных статусах, сетевых структурах, исключающих использование механизма принуждения и прямого давления.
Однако, как и любая другая модель государственного управления, концепция Good Governance имеет определенные недостатки. В первую очередь, в целях обеспечения широкого участия общества в принятии государственных решений, правительству следует инвестировать определенные ресурсы в организацию институциональных рамок избранных процессов, и, даже если последние будут обеспечены, может остаться нерешенным технический вопрос о наиболее полном представительстве общества в процесс принятия государственных решений. К этому можно добавить время, затраченное на организацию и дальнейшую обработку поступивших от граждан предложений, которые государственные структуры должны обработать. Например, когда в 2000 г. в Великобритании обсуждался вопрос о принятии Закона о свободе информации, населением было направлено более двух тысяч комментариев. Понятно, что анализ такого объема информации в значительной степени сокращает скорость принятия управленческих решений, что в условиях быстро меняющегося мира может иметь и неблагоприятные последствия для субъекта государственного управления. В контексте проблемы времени также можно говорить о необходимости его существенных затрат при проведении общественных консультаций. Именно по этой причине в справочнике ОЭСР «Граждане и партнеры» обозначена группа принципов под названием «время», где отмечается, что «начало общественных консультаций и активного обсуждения вопросов настолько рано, насколько это возможно»[1]. Негативными последствиями здесь являются нехватка времени для проведения качественных общественных консультаций, заслушивания различных мнений и принятия решений, а также отсутствие достаточной информации о проблеме связи с необходимостью начала процедуры обсуждения задолго до принятия окончательного решения.
Имплементация концепции Good Governance в систему государственного управления определенно требует соответствующего институционального контекста, который бы включал комплекс элементов в виде зрелого гражданского общества и частного сектора, способных наряду с государством формировать активные политические сети партнерства и сотрудничества при принятии управленческих решений, а также ответственного и профессионального бюрократического аппарата, который будет эффективно исполнять такие решения. Кроме названных факторов особое значение имеет культурный и исторический контекст, который учитывает степень развитости демократической традиции и культуры политического общества в стране.
5. Новая институциональная теория в публичном управлении.
Неудовлетворенность традиционной экономической теорией, уделявшей слишком мало внимания институциональной среде, в которой действуют экономические агенты, привела к возникновению новой школы, выступившей под общим именем «новая институциональная теория».
Такое обозначение может породить ошибочное представление о ее родстве со «старым» институционализмом Т. Веблена, Дж. Коммонса, Дж. Гэлбрейта. Однако совпадения здесь скорее чисто терминологические (например, понятие «сделки» (transaction) является исходной единицей анализа как для Дж. Коммонса, так и для «новых» институционалистов). В действительности корни новой и институциональной теории уходят в неоклассическую традицию.
Она известна также под множеством иных названий: неоинституционализм (т.е. течение, оперирующее понятием института с новых, отличных от «старого» институционализма позиций); трансакционная экономика (т.е. подход, изучающий трансакции (сделки) и связанные с ними издержки); экономическая теория права собственности (поскольку права собственности выступают в качестве важнейшего и весьма специфического понятия данной школы), контрактный подход (поскольку любые организации, от фирмы до государства, понимаются как сложная сеть явных и неявных контрактов).
Неоинституционализм исходит из двух общих установок. Во-первых, что социальные институты имеют значение (institutions matter) и, во-вторых, что они поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономической теории. Совмещение подобных представлений встречалось в истории экономической мысли нечасто.
Наиболее прочно неоинституционализм связан с неоклассической теорией, от которой он ведет свое происхождение. На рубеже 1950-60-х годов экономисты-неоклассики осознали, что понятия и методы микроэкономики имеют более широкую сферу применения, чем предполагалось ранее. Они начали использовать этот аппарат для изучения таких внерыночных явлений, как расовая дискриминация, образование, охрана здоровья, брак, преступность, парламентские выборы, лоббизм и др. Это проникновение в смежные социальные дисциплины получило название «экономического империализма» (ведущий теоретик – Г. Беккер). Привычные понятия – максимизация, равновесие, эффективность – стали прилагаться к несравненно более широкому кругу явлений, которые прежде входили в компетенцию других наук об обществе…