Вопросы ГЭК. 30800

Описание

ВОПРОСЫ ГЭК выпускных квалификационных работ для обучающихся по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Профиль «Государственное регулирование экономики»

 

Раздел 1. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ.

  1. Предмет и методология теории управления.
  2. Цели и функции теории управления.
  3. Основные этапы эволюции управленческой мысли.
  4. Школа научного управления.
  5. Школа административного управления
  6. Школа «человеческих отношений» и поведенческие науки.
  7. Школа науки управления и количественных методов.
  8. Эволюция управленческих парадигм. Новая управленческая парадигма.
  9. Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли.
  10. Понятие управления. Виды разделения управленческого труда.
  11. Принципы управления и их роль в формировании организации.
  12. Функция планирования.
  13. Функция организации. Организационные формы и структуры управления.
  14. Функция мотивации персонала.
  15. Функция контроля.
  16. Методы управленческого воздействия.
  17. Понятие стратегического управления и его отличие от управления оперативного.
  18. Основные методы стратегического анализа и формирования стратегий.
  19. Понятие, виды и функции решения.
  20. Технология подготовки и принятия управленческого решения.

 

Раздел 2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

  1. Понятие и сущность государственного и муниципального управления.
  2. Принципы формирования системы государственного управления.
  3. Содержание административных и организационных методов государственного и муниципального управления.
  4. Содержание экономических методов государственного и муниципального управления.
  5. Содержание социальных и психологических методов государственного и муниципального управления.
  6. Основные направления и формы совершенствования систем государственного и муниципального управления.
  7. Система государственного управления России. Уровни и ветви власти.
  8. Система федеральных органов исполнительной власти.
  9. Территориальное образование — ключевой предмет системы государственного управления.
  10. Управление социальной сферой. Перечислите основные нормативы, закладываемые в практику социальной защиты населения.
  11. Формирование государственной политики и ее реализация.
  12. Регион как объект хозяйствования и управления.
  13. Методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства.
  14. Опыт становления местного самоуправления в России (конец XX — начало ХXI вв.).
  15. Конституционно-правовые основы местного самоуправления, его сущностные признаки.
  16. Взаимоотношения государственной и муниципальной власти, разграничение полномочий.
  17. Муниципальное образование как социально-экономическая система.
  18. Финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления.
  19. Состав органов местного самоуправления.
  20. Организационная структура местной (городской, районной, поселковой) администрации: принципы, методы построения и направления совершенствования.

 

Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

  1. Цели макроэкономической политики государства.
  2. Совокупный спрос и совокупное предложение.
  3. Сущность и виды инвестиций. Источники инвестиций.
  4. Сущность, показатели и факторы экономического роста.
  5. Цикличность – всеобщая форма экономической динамики. Теории экономического цикла.
  6. Безработица: сущность, причины, формы, уровень, последствия.
  7. Финансовая система: сущность, структура, функции.
  8. Инфляция: сущность, причины, формы, виды. Антиинфляционная политика.
  9. Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика.
  10. Общественное воспроизводство, национальное богатство. Потоки и запасы.
  11. ВНП: понятие, отличие от ВВП, способы расчета. Резиденты и нерезиденты.
  12. Оценка уровня цен и ее значение (индекс цен, базовый период).
  13. ВВП и благосостояние нации — проблема взаимосвязи. Качество и уровень жизни, индекс человеческого развития.
  14. Отраслевая структура национальной экономики, реальный и финансовый секторы.
  15. Потребление и сбережения. Средняя склонность к потреблению (сбережению). Предельная склонность к потреблению (сбережению).
  16. Рецессионный и инфляционный разрывы.
  17. Макроэкономическое равновесие. Изменения равновесия.
  18. Ценные бумаги: понятие, функции, классификация.
  19. Кредитно-денежная политика. Политики «дешевых» и «дорогих» денег.
  20. Паритет покупательной способности.

 

Раздел 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

 

  1. Цели и задачи государственного регулирования экономики.
  2. Планирование как метод регулирования экономики.
  3. Резервный фонд и его роль в госрегулировании.
  4. Соотношение регулирования и государственной экономической политики.
  5. Теории государственного регулирования.
  6. Государственное прогнозирование экономического развития.
  7. Соотношение прогнозирования и планирования в экономике.
  8. Антимонопольная политика государства.
  9. Государственная антикризисная политика.
  10. Государственное регулирование рынка труда.
  11. Административные средства регулирования и их отличие от экономических. Виды административных средств регулирования.
  12. Эмиссия денег. Причины и последствия.
  13. Изменение центральным банком учетной ставки и ее функции.
  14. Обязательные минимальные резервы и покупка государственных ценных бумаг центральным банком.
  15. Бюджет и внебюджетные фонды. Цели и виды расходов.
  16. Госбюджет и проблема дефицита. Государственный долг: внутренний и внешний.
  17. Налоговая система, источник налога, налоговая база, налоговое бремя. Функции налоговых льгот.
  18. Причины формирования государственного сектора в экономике. Критерии эффективности государственного сектора.
  19. Национализация и приватизация собственности.
  20. Государственное экономическое программирование, его объекты, виды государственных экономических программ.

 

125 стр.

 

В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.

После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.

Фрагмент

Раздел 1. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ.

 

1. Предмет и методология теории управления

Предмет теории управления — управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.

Методология теории управления – это совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов. Выделяются несколько уровней методологии: философская методология (совпадает с гносеологией); общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках; специально-научная методология, то есть методология конкретных наук, в данном случае – теории управления; методика и техника научного

Ситуационный подход. В рамках данного подхода отрицается возможность выдвижения любых универсальных принципов управления деятельностью вне контекста деятельности, специфики ситуации, типа решаемых задач и внешней среды, технологии и др. Сторонники ситуационного подхода критикуют понятие социальной системы, настаивают на ограниченном его применении в управленческой практике. Они полагают, что организация является слишком сложной и динамичной системой, и вне контекста ситуации невозможно сформулировать универсальные требования к эффективной организации. Одним из центральных понятий, используемых представителями ситуационного подхода, является категория управленческой ситуации. Управленческая ситуация – это совокупность всех внутренних и внешних условий, определяющих закономерности развития и функционирования организации исследования.

Количественный подход в теории управления основан на применении математических методов к исследованию операций в организации и деятельности руководителя. Он также сводится к формированию моделей поведения. Создание модели позволяет упростить сложные схемы поведения сокращением числа переменных факторов до пределов управляемости; объективно сравнить и описать каждый фактор и отношения между ними; использовать компьютеры для конструирования и анализа модели с большим числом переменных факторов. Этот подход не получил широкого применения в силу того, что не все руководители владеют методологией количественного анализа.

Процессный подход основан на рассмотрении функций руководителя как процесса взаимосвязанных между собой действий. Общий процесс деятельности организации складывается из совокупности процессов деятельности ее членов, каждый из которых, в свою очередь, представляет совокупность выполняемых функций, состоящих из ряда взаимосвязанных процессов.

 

2. Цели и функции теории управления

Цели теории управления — изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых; определение основных тенденций развития управленческих процессов; построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущей; формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

Методология теории управления выполняет несколько функций:

  • познавательную (связанную с изучением сущности управленческих отношений);
  • описательную (собирает, систематизирует, каталогизирует сведения и научной и практической стороне управления);
  • объяснительную (объясняет, почему и в каких условиях в управлении были использованы те или иные познавательные средства),
  • прогностическую (опираясь на анализ прошлого и настоящего в управлении, определяет перспективные пути изменения в управленческой деятельности в обозримом будущем);
  • контрольную (осуществляет контроль за организацией управленческого процесса, в том числе с точки зрения того, насколько в нем правильно используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тот или иной объект управления);
  • оценочную (оценка того, в какой мере соответствует или не соответствует существующая система управления основным тенденциям развития общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам людей);
  • образовательно-воспитательную (распространяет знания об управлении, его основных функциях, целях, механизмах);
  • прикладную (разрабатывает научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления обществом и его элементов). В этих функциях выражается практическая направленность методологии теории управления.

 

3. Основные этапы эволюции управленческой мысли

Практика менеджмента прошла многовековую эволюцию в разных общественно–экономических формациях различных стран мира. Возникновение и развитие практического менеджмента насчитывает примерно 7 тысячелетий, классифицированных на 5 этапов:

I этап, получивший название «религиозно–коммерческого». Его связывают с расслоением высшей касты священников, переформулировавших основополагающие религиозные принципы, о чем мы узнали с появлением письменности. На глиняных табличках, дошедших до нас, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древних обществ Шумерии, Египта, что доказывает существование там практики управления.

II этап– «светско-административный» – связывают с именем вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 г. г. до н. э.). Под его руководством и при непосредственном участии разработан свод законов управления государством, введен вместо религиозного светский стиль управления, усилился контроль и ответственность за выполнение различных видов деятельности.

III этап– «производственно – строительный» – во времена правления вавилонского царя Новуходоносора II (605–562 г. г. до н. э.). Тогда произошло соединение государственных методов управления с контролем сельскохозяйственного, промышленного и строительного производств.

IV этап– «профессионального управления». Он связан с зарождением капитализма и индустриального развития в странах Западной Европы. Возникла потребность у предпринимателей в профессиональном управлении производством. Произошло формирование наемного управляющего–менеджера, который еще не стал профессионалом высокой квалификации, т.к. не имел возможности обучаться из–за отсутствия теории менеджмента.

V этап– «рациональной бюрократии» – конец XIX – начало XX века. Управление стало теоретической дисциплиной, начиная с 1911 г. после опубликования Фредериком У. Тейлором книги «Принципы научного управления», традиционно считающегося началом признания менеджмента самостоятельной областью исследования и теорией управления.

Выделяют и другую периодизацию менеджмента.

Практика управления уходит своими корнями далеко в историческое прошлое, ведь даже первобытные люди жили организованными группами.

Человечество тысячелетиями накапливало опыт управления.

Первый период в развитии теории и практики управления называется древним. Он наиболее длительный и охватывает время с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII века.

Второй период — индустриальный (1776-1890 гг.). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту, который проанализировал различные формы разделения труда и дал характеристику обязанностей государя и государства.

Третий период — период систематизации (1856- 1960 гг.). Наука об управлении все время развивается. Менеджеры с течением времени изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении.

Четвертый период — информационный (1960 г.  настоящее время). Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой «управленческой». Появление данной школы связано с применением математики и компьютеров в управлении. Сегодня математические методы используются очень широко (имитационное моделирование решений, применение общей теории систем для решения управленческих задач).

 

4. Школа научного управления

Школа научного управления(1885-1920 гг.) положила начало зарождения науки управления и возникновения менеджмента в конце XIX — начале ХХ в. Возникновение школы связано с работами Фредерика Тейлора, Лили Гилбрет и Генри Гантта.

Школа научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область деятельности и научных исследований. Впервые было доказано, что управление может значительно повысить эффективность организации.

Главная идея научного управления: для каждого вида деятельности человека вырабатывается теоретическое обоснование и осуществляется его обучение в соответствии с утвержденным регламентом, в ходе данного обучения человек приобретает необходимые навыки. При разделении планирования работ и их выполнения производственные организации образуют отделы планирования, цель которых — выработать точные ежедневные предписания для управляющих. Тейлор еще обосновал и необходимость специализации руководителей низовых звеньев — групп исполнителей.

Параллельно с Тейлором свои исследования с помощью микрохронометра и киносъемок проводят Ф. и Л. Гилберты. Г.Гант, графиками которых до сих пор пользуются в промышленности для нормирования трудового процесса.

Для рационализации процесса труда Тейлор проводил эксперименты, подбирая для участия в них наиболее сильных и ловких рабочих. На основе установленных норм выработки осуществлялось стимулирование труда: люди, которые производили больше, вознаграждались больше.

Предложения Тейлора по организации заработной платы носили революционный характер: заработная плата платится человеку, а не месту; установление расценок должно основываться на точном знании, а не на догадках; расценки, основанные на точном знании, должны быть единообразными; благодаря установленным таким образом расценкам товары производятся дешевле, а рабочие получают более высокую заработную плату, чем обычно; заработная плата, основанная на точном знании, создает лучших рабочих, дает им возможность больше заработать, уничтожает причины умышленной медлительности в работе, пробуждает интерес рабочих и предпринимателей к сотрудничеству.

Тейлор считал, что за счет более эффективной организации труда общий объем благ может быть увеличен, а доля каждого участника может увеличиваться без сокращения доли других. Следовательно, если управляющие и рабочие станут выполнять свои задачи более эффективно, то доходы и тех, и других возрастут.

Широкое применение научного управления возможно только после того, как обе эти группы переживут «умственную революцию», заключающуюся в создании атмосферы взаимопонимания руководителей и рабочих на почве удовлетворения общих интересов.

Ф. Тейлор был промышленным инженером, поэтому основное внимание он уделял исследованию технологии производства, рассматривал человека как элемент производственной технологии (как машину). Кроме того, эта школа не исследовала социальные аспекты человеческого поведения. Мотивация и стимулирование труда хотя и рассматривались как фактор эффективности управления, однако представление о них было примитивным и сводилось лишь к удовлетворению утилитарных потребностей работников (т.е. физиологических). (Следует учитывать, что в этот период наука социология и психология еще были недостаточно развиты. Разработка данных проблем осуществлялась в 1930—1950-х годах.)

 

5. Школа административного управления

Представители классической, или административной, школы управления (1920—1950 гг.): Анри Файоль, Джеймс Муним, Линдалл Урвик и др.

Классическая школа управления появляется в начале 1920-х годов, ярким ее представителем является А. Файоль, выделивший функции управления в работе «Общее и промышленное управление» (в 1916 году) 1924г. Он строит научное управление не «снизу», как Тейлор, а «сверху», рассматривая деятельность предприятия с позиции руководителя и с функциональной точки зрения. По его мнению, изначально необходимо определить функции и полномочия каждого руководителя, а уже потом действовать.

Классификация существенных функций любого предприятия по Файолю используется в научных трудах до сих пор, в которой он «все операции, которые только встречаются на предприятии» разделил на 6 групп: 1) технические (производство, обработка); 2) коммерческие (покупка, продажа, обмен); 3) финансовые (привлечение средств и распоряжение ими); 4) страховые (охранные -страхование и охрана имущества и лиц); 5) учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика); 6) административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль).

Файоль первым высказал мысль о необходимости выделения вопросов организации и управления в самостоятельную теорию, положив начало профессиональному менеджменту. Его теория основана на универсальных принципах менеджмента и представлении о процессе управления как о взаимосвязи функций, основными из которых он считал планирование и организацию.

14. Принципов управления (по а. Файолю).

1. Разделение труда. Его цель — выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при прочих равных условиях. Это достигается за счет сокращения целей.

2. Полномочия и ответственность. Полномочия — это право отдавать приказ, а ответственность— составляющая ее противоположность. Где дают полномочия, там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина— это одна из задач руководителя. Дисциплина предполагает справедливое применение санкций.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны преобладать над интересами организации.

7. Вознаграждение персонала. За свою службу работники должны получать справедливую оплату.

8. Централизация. Это способ организации отдельных групп в направлении общих целей и плана. Она зависит от деловой деятельности организации, но в некоторых случаях необходимо разделение труда. Централизация является справедливым ходом вещей. Важным при этом является рассмотрение вопроса о соотношении централизации и децентрализации.

9. Скалярная цепь. Это иерархия руководящих должностей.

10. Порядок. Это расположение всего на своем месте.

11. Справедливость. Это сочетание доброты и правосудия в управлении организацией

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

13. Инициатива. Это разработка плана и его реализация.

14. Корпоративный дух. Союз — это сила. Он является результатом взаимосвязанной работы персонала.

Бюрократическая теория

Последователи классической школы изучали структуры, функции и механизмы регламентации. На основе последних возник регламентационный подход, начало которому положили работы М.Вебера (Германия), который считал, что если каждый будет знать, что делать и как делать, и точно исполнять все инструкции, то любое предприятие будет работать хорошо (как механизм). Эта теория стала идеологией бюрократии, которая существовала и до Вебера, однако именно он показал, что четкая регламентация функций, полномочий и ответственности придает процессу управления большую согласованность и организованность. Отрицательной стороной бюрократии является отсутствие возможностей для творчества и сознательного выбора, такая организация не повышает ответственности и прячется за инструкциями, помогающими избежать ответственности.

Макс Вебер отнес бюрократию к социологическим представлениям о рационализации коллективной деятельности. Он описывает организацию, схема которой предсказывает поведение наемных работников.Бюрократическая структура, по его мнению, позволяет осуществлять учет результатов на высоком уровне, что важно для руководства организации.

Макс Вебер предупреждал, что бюрократия, являясь наиболее эффективной системой, основанной на использовании набора правил, позволяющих специалистам всех звеньев координировать свою работу, одновременно является и угрозой для основных элементов свободы. Превосходство бюрократической системы управления Вебер видел в точности, постоянстве, строгости, надежности работы.

Недостатки классической (административной) школы управления: недооценка социальных аспектов управления; невнимание к человеческому фактору в организации; недостаточное внимание к научной разработке методов управления; организация рассматривалась как закрытая система, не связанная с внешней средой…

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 990

Задать вопрос

Задать вопрос