ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА АПТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. НИЖГМА. 75203+

Описание

  1. Общие положения

1.1.  Учебная практика «Управление и экономика аптечных учреждений» (далее «практика»), являясь неотъемлемой частью учебного процесса, играет существенную роль в подготовке высококвалифицированных специалистов – провизоров-технологов. Она также помогает адаптации будущих специалистов в производственных условиях аптек; формирует основы научно-исследовательской деятельности.

1.2.  Практика проводится в 10 семестре. Срок проведения практики – 80 дней.

1.3.  Рабочая программа практики является основным документом, определяющим ее содержание. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности 33.05.01 Фармация и в соответствии — с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.11.2015 г. №1383 «Об утверждении положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования».

  1. Содержание рабочей программы
    • Целью практики является подготовка специалистов, способных организовать фармацевтическую помощь населению, решать задачи по оказанию квалифицированной своевременной и доступной лекарственной помощи и по обеспечению гарантий безопасности использования лекарственных средств.
    • Задачами практики являются:

— закрепление, расширение и совер­шенствование теоретических знаний, и приобретение навыков по организации производственной, административной, торговой и финансовой деятель­ности аптек,

— овладение передовыми методами труда,

— воспитание у студентов трудовой дисциплины и профессиональной деонтологии,

— развитие навыков организаторской и учебно-исследовательской работы.

  1. Место практики в структуре ОП

Для прохождения практики необходимы следующие знания, умения и навыки, сформированные предшествующими дисциплинами

Дисциплины:

— биоэтика

Знания: морально-этические нормы и принципы, относящиеся к профессиональной деятельности фармацевтического работника

Умения: участвовать в процессах гражданского общества как демократическая личность, руководствуясь принципом гуманизма

Навыки:  владеть принципами фармацевтической деонтологии и этики

— психология и педагогика

Знания: специфика взаимоотношений «провизор-потребитель» лекарственных средств и других фармацевтических товаров; основные направления психологии, общие и индивидуальные особенности психики детей, подростков и взрослого человека, психология личности и малых групп

Умения: строить общение с потребителями лекарственных препаратов и других фармацевтических товаров с учетом психологических особенностей

Навыки:  владеть навыками психологически обоснованного межличностного и профессионального общения

— правоведение

Знания: общая характеристика основ российского конституционного строя; понятие основ правового статуса человека и гражданина; основы конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного, экологического, финансового права; понятие медицинского права Российской Федерации, основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, нормативно-правовое регулирование обращения лекарственных средств и фармацевтической деятельности в Российской Федерации

Умения: пользоваться действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими медицинскую и фармацевтическую деятельность, обращение лекарственных средств, в том числе наркотических средств и психотропных веществ; пользоваться нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые отношения в Российской Федерации

Навыки:  владеть навыками аргументированного решения проблемных этико-правовых вопросов фармацевтической практики и защиты интересов потребителей лекарственных средств и других фармацевтических товаров; владеть алгоритмом проведения всех нормативных процедур в области трудового права, принципами проведения юридических процедур, касающихся ситуаций, регулируемых различными отраслями права Российской Федерации, а также всех аспектов фармацевтической деятельности

— экономическая теория

Знания: основы экономической теории, экономических отношений и экономических систем; рыночные механизмы, законы рынка труда, роль государства в экономике, валовой внутренний продукт и способы его измерения; экономические методы регулирования фармацевтического рынка

Умения: анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности

Навыки:  владеть навыками использования экономических знаний при осуществлении эффективной фармацевтической деятельности

— латинский язык

Знания: основная медицинская и фармацевтическая терминология на латинском языке; общие основы словообразования международных непатентованных и тривиальных наименований лекарственных средств

Умения: чтение, перевод и написание на латинском языке фармацевтических терминов и рецептов

Навыки:  навыками чтения, написания и перевода на латинском языке фармацевтических терминов и рецептов

— фармакология

Знания: общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств у здоровых лиц и при патологии; виды взаимодействия лекарственных средств и виды лекарственной несовместимости; особенности фармакотерапии у новорожденных и пожилых лиц, беременных женщин; принадлежность лекарственных препаратов к определенным фармакологическим группам, наиболее важные побочные и токсические эффекты, основные показания и противопоказания к применению; дозирование препаратов с учетом характера заболевания, возраста больного

Умения: определять группы лекарственных препаратов для лечения определенного заболевания и осуществлять выбор наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств; прогнозировать и оценивать нежелательные лекарственные реакции, знать порядок их регистрации; определять оптимальный режим дозирования, адекватный лечебным задачам

Навыки: выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств с учетом лечебных задач, возраста, пола и состояния больного; прогнозирования и оценки нежелательных лекарственных реакций; подбора адекватной замены лекарственных препаратов в случае необходимости.

— клиническая фармакология

Знания: принципы клинико-фармакологического подхода к выбору групп лекарственных средств для фармакотерапии основных заболеваний

Умения: объяснять действие лекарственных препаратов, назначаемых специалистами, исходя из этиологии и патогенеза болезней, а также их симптомных и синдромных проявлений

Навыки:

выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств, исходя из этиологии и патогенеза болезней, а также их симптомных и синдромных проявлений, возраста, пола и состояния больного; прогнозирования и оценки нежелательных лекарственных реакций; подбора адекватной замены лекарственных препаратов в случае необходимости.

— общая гигиена

Знания: современные требования к планировке и застройке, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму аптечных учреждений; оптимальные и доступные способы оценки условий труда персонала

Умения: проводить оценку микроклимата и степени загрязнения вредными веществами воздуха производственных помещений; проводить инструментальные и расчетные определения естественной и искусственной освещенности; оценивать эффективность действия естественной и искусственной вентиляции и отопления; производить расчет количества, мощности и времени работы бактерицидных облучателей при обеззараживании воздуха и поверхностей помещений

Навыки:  владеть методами создания необходимого санитарного режима и безопасных условий труда персонала фармацевтических организаций

— фармацевтическая технология

Знания: нормативная документация, регламентирующая производство и качество лекарственных препаратов в фармацевтических организациях; основные требования к лекарственным формам и показатели их качества; номенклатура препаратов промышленного производства; основные тенденции развития фармацевтической технологии

Умения: выбирать оптимальный вариант технологии изготовления и производства лекарственных средств; изготавливать лекарственные средства промышленного производства

Навыки:  владеть приемами изготовления всех видов лекарственных форм в условиях аптеки

— фармакогнозия

Знания: характеристика сырьевой базы лекарственных растений; общие принципы рациональной заготовки лекарственного сырья; номенклатура лекарственного растительного сырья; основные сведения о применении в медицинской практике лекарственных средств растительного и животного происхождения; основные группы биологически активных соединений природного происхождения и их важнейшие физико-химические свойства,

Умения: распознавать лекарственные растения по внешним признакам; определять запасы и возможные объемы заготовок лекарственного растительного; проводить приемку лекарственного растительного сырья

Навыки:  владеть навыками идентификации лекарственных растений по внешним признакам

— фармацевтическая химия

Знания: факторы, влияющие на качество лекарственных средств на всех этапах обращения; химические методы, положенные в основу качественного анализа лекарственных средств; основные структурные фрагменты лекарственных веществ; оборудование и реактивы для проведения химического анализа лекарственных средств; общие методы оценки качества лекарственных средств, возможность использования каждого метода в зависимости от способа получения лекарственных средств, исходного сырья, структуры лекарственных веществ, физико-химических процессов, которые могут происходить во время хранения и обращения лекарственных средств; факторы, влияющие на качество лекарственных средств на всех этапах обращения

Умения: проводить установление подлинности лекарственных веществ по реакциям на их структурные фрагменты; определять общие показатели качества лекарственных веществ

Навыки:  владеть методами проведения внутриаптечного контроля качества лекарств

 

— токсикологическая химия

Знания: классификация наркотических средств, психотропных и других токсических веществ и их физико-химические характеристики

Умения: интерпретировать результаты токсикологического анализа; теоретически обосновывать химические основы фармакологического эффекта и токсичности

Навыки:  владеть навыками использования химических, биологических, инструментальных методов анализа для идентификации и определения токсических, наркотических веществ и их метаболитов; навыками использования экспрессных методов анализа для проведения аналитической диагностики наркомании, токсикомании, острых отравлений; основными принципами документирования химико-токсикологических исследований

— медицинское и фармацевтическое товароведение

Знания: классификация и кодирование медицинских и фармацевтических товаров; требования к маркировке, упаковке и хранению фармацевтических товаров и медицинских изделий; методология проведения товароведческого анализа и оценки безопасности медицинских и фармацевтических товаров

Умения: осуществлять приемку фармацевтических товаров по количеству и качеству с проведением товароведческого анализа по оценке их потребительских свойств и безопасности; проводить товароведческий анализ ассортимента фармацевтических товаров и изделий медицинской техники и формировать его оптимальную структуру.

Навыки:  владеть навыками проведения товароведческого анализа фармацевтических, медицинских товаров и изделий медицинской техники и иных фармацевтических товаров

— фармацевтическая информатика

Знания: теоретические и практические аспекты использования современных информационных технологий в фармацевтической отрасли; статистическая обработка, оформление результатов фармацевтического, фармакогностического, фармакоэкономического и финансового анализа; справочно-информационное обеспечение специалистов фармацевтических организаций 

Умения: использовать современные информационные технологии в фармацевтической отрасли; проводить статистическую обработку, оформление результатов фармацевтического, фармакогностического, фармакоэкономического и финансового анализа

Навыки:  владеть навыками использования современных информационных технологий в фармацевтической отрасли; проведения статистической обработки, оценки оформления результатов фармацевтического, фармакогностического, фармакоэкономического и финансового анализа

Учебные практики:

— фармацевтическая пропедевтическая практика

Знания: нормативную документацию, регламентирующую изготовление и качество лекарственных препаратов в аптечных организациях

Умения: проводить расчет общей массы (или объема) лекарственных препаратов, количества лекарственных и вспомогательных веществ, отдельных разовых доз

Навыки:  навыками дозирования по массе твердых и жидких лекарственных веществ с помощью аптечных весов, жидких препаратов по объему; навыками упаковки и оформления к отпуску лекарственных форм

— практика по фармакогнозии

Знания: характеристика сырьевой базы лекарственных растений; общие принципы рациональной заготовки лекарственного сырья; номенклатура лекарственного растительного сырья; основные сведения о применении в медицинской практике лекарственных средств растительного и животного происхождения; основные группы биологически активных соединений природного происхождения и их важнейшие физико-химические свойства

Умения: определять запасы и возможные объемы заготовок лекарственного растительного; проводить приемку лекарственного растительного сырья

Навыки:  навыками интерпретации результатов анализа лекарственных средств для оценки их качества, стандартными операционными процедурами по определению порядка и оформлению документов для декларации о соответствии готового продукта требованиям нормативных документов

— фармацевтическая технология

Знания: нормативная документация, регламентирующая производство и качество лекарственных препаратов в аптеках и на фармацевтических предприятиях; основные требования к лекарственным формам и показатели их качества; основные тенденции развития фармацевтической технологии

Умения: выбирать оптимальный вариант технологии и изготавливать лекарственные формы; изготавливать лекарственные средства промышленного производства

Навыки:  владеть приемами изготовления всех видов лекарственных форм в условиях аптеки.

  1. Формы проведения практики.

Форма проведения учебной практики – стационарная/выездная. Данная практика является аптечной, где студенты выступают в роли помощника провизора.

  1. Объем учебной работы и виды работы
Вид учебной работы Количество часов Семестр
Практика, 720 10
в т.ч. самостоятельная работа (ВКР) 240 10
Итоговый контроль 10
  1. Компетенции студента, формируемые в результате прохождения практики

Практика направлена на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по специальности 33.05.01 Фармация:

а) общепрофессиональные компетенции (ОПК):

  • готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической и фармацевтической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
  • способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок (ОПК-5);
  • готовностью к ведению документации, предусмотренной в сфере производства и обращения лекарственных средств (ОПК-6).

б) профессиональные компетенции (ПК):

  • способность к осуществлению технологических процессов при производстве и изготовлении лекарственных средств (ПК-3);
  • готовностью к осуществлению реализации лекарственных средств в соответствии с правилами оптовой торговли, порядком розничной продажи и установленным законодательством порядком передачи лекарственных средств (ПК-4);
  • готовностью к обеспечению хранения лекарственных средств (ПК-6);
  • готовностью к своевременному выявлению фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств (ПК-8);
  • способностью к оказанию консультативной помощи медицинским работникам и потребителям лекарственных препаратов в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата (ПК-13);
  • способностью к применению основных принципов управления в фармацевтической отрасли, в том числе в фармацевтических организациях и их структурных подразделениях (ПК-15);
  • способностью к участию в организации деятельности фармацевтических организаций (ПК-16);
  • способностью к проведению процедур по изъятию из гражданского оборота фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств и их уничтожению (ПК-19);
  • способностью к обеспечению деятельности фармацевтических организаций по охране труда и техники безопасности (ПК-20).

После прохождения практики студент должен:

Знать:

  • основные нормативные и правовые документы
  • юридические, законодательные и административные процедуры и стратегию, касающиеся всех аспектов фармацевтической деятельности
  • основы организации фармацевтической помощи (амбулаторно-поликлинической и стационарной) различным группам населения
  • основы организации лекарственного обеспечения амбулаторных и стационарных больных лекарственными препаратами и иными фармацевтическими товарами за полную стоимость, а также гражданам, имеющим право на социальную помощь
  • методики анализа ассортимента лекарственных препаратов и иных фармацевтических товаров
  • требования к маркировке, упаковке и хранению лекарственных препаратов и иных фармацевтических товаров
  • основы управления трудовым коллективом
  • ведение учетной документации фармацевтическими предприятиями оптового и розничного звена
  • организацию работы среднего фармацевтического и вспомогательного персонала фармацевтических организаций
  • основные принципы государственного регулирования и процесса ценообразования на фармацевтические товары на всех этапах движения товара
  • правила проведения фармацевтической экспертизы рецептов и требований медицинских и иных организаций
  • методы составления отчетности для внутренних и внешних пользователей учетной информации
  • методы определения потребности и спроса на различные группы лекарственных препаратов и иных фармацевтических товаров
  • технологию хранения лекарственных препаратов и иных фармацевтических товаров
  • порядок отпуска из аптеки лекарственных препаратов и иных фармацевтических товаров населению, медицинским и иным организациям
  • организацию изготовления экстемпоральных лекарственных форм по рецептам и требованиям медицинских и иных организаций
  • основные принципы учета товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов
  • принципы и правила расчетов с персоналом
  • основные формы безналичных расчетов за товары и услуги
  • системы налогообложения фармацевтических организаций
  • основы делопроизводства в фармацевтических организациях
  • приемы составления внешней отчетности фармацевтических организаций (бухгалтерской, статистической, налоговой)
  • методы финансового анализа основных показателей деятельности фармацевтических организаций
  • принципы аудита и управления хозяйственными процессами фармацевтических организаций
  • принципы разработки бизнес-плана фармацевтических организаций
  • методы подбора, расстановки и учета движения кадров
  • основные принципы профилактики заболеваемости населения

Уметь:

  • соблюдать этические и деонтологические принципы взаимоотношений в профессиональной деятельности с коллегами, медицинскими работниками и населением
  • применять на практике методы и приемы маркетингового анализа в системе лекарственного обеспечения населения, медицинских и иных организаций
  • составлять организационно-распорядительную документацию в соответствии с государственными стандартами
  • проводить аттестацию рабочих мест, инструктаж по охране труда и технике безопасности фармацевтических работников и вспомогательного персонала, мероприятия по предотвращению экологических нарушений и нарушений охраны труда и техники безопасности
  • осуществлять выбор методов учета и составлять документы по учетной политике
  • осуществлять фармацевтическую экспертизу рецептов и требований медицинских и иных организаций
  • реализовывать лекарственные препараты и иные фармацевтические товары
  • определять стоимость готовых лекарственных препаратов и лекарственных форм экстемпорального изготовления
  • осуществлять учет рецептуры в соответствующей документации
  • проводить предметно-количественный учет лекарственных препаратов и иных фармацевтических товаров в фармацевтических организациях
  • обеспечивать население, имеющего право на государственную социальную помощь
  • документально оформлять проведение лабораторных и фасовочных работ
  • определять спрос и потребность в различных группах фармацевтических товаров
  • оформлять документацию установленного образца по изготовлению, хранению, оформлению и отпуску лекарственных препаратов и иных фармацевтических товаров из аптечных организаций
  • анализировать состояние товарных запасов и определять источники их финансирования
  • осуществлять выбор поставщика, заключать договоры поставки и оформлять документацию по претензионно-исковой форме
  • оформлять заказы на поставку товаров
  • формировать цены на товары фармацевтического ассортимента на всех этапах товаропродвижения, в том числе при внутриаптечном изготовлении
  • обеспечивать необходимые условия хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров в процессе транспортировки и в учреждениях товаропроводящей сети
  • использовать принципы мерчендайзинга и методы стимулирования сбыта товаров аптечного ассортимента
  • проводить учет движения денежных средств в кассе аптеки и на расчетном счете
  • проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов
  • проводить учет хозяйственных операций
  • проводить анализ финансово-хозяйственного состояния аптеки и разрабатывать мероприятия по повышению эффективности работы фармацевтических организаций
  • прогнозировать экономические показатели деятельности фармацевтических организаций и её структурных подразделений
  • осуществлять информационное обеспечение фармацевтического бизнеса
  • управлять персоналом фармацевтических организаций, осуществлять эффективную кадровую политику с использованием мотивационных установок
  • управлять социально-психологическими процессами, предупреждать конфликтные ситуации в коллективе и во взаимодействии с потребителями фармацевтических товаров и услуг
  • информировать население, медицинских работников и фармацевтических работников о лекарственных препаратах, их аналогах и синонимах
  • информировать медицинских и фармацевтических работников и население об основных характеристиках лекарственных средств, принадлежности к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим, рациональном приеме и правилах хранения
  • информировать население о профилактических свойствах фармацевтических товаров

Владеть: 

  • методами, способами и техникой организации работы в основных звеньях товаропроводящей системы фармацевтического рынка
  • основами организации фармацевтической деятельности
  • нормативно-правовой документацией, регламентирующей порядок работы аптечной организации по приему рецептов и требованиям медицинских и иных организаций
  • нормативно-правовой документацией, регламентирующей порядок работы аптечных организаций по отпуску лекарственных препаратов и иных фармацевтических товаров населению, медицинским и иным организациям
  • нормативной, справочной и научной литературой для решения профессиональных задач
  • навыками осуществления фармацевтической экспертизы рецептов и требований медицинских и иных организаций, отпуска лекарственных препаратов и иных фармацевтических товаров по рецептам и требованиям
  • методами управления персоналом фармацевтических организаций, соблюдения правил охраны труда и техники безопасности и трудового законодательства, обеспечения безопасных условий труда персонала
  • навыками разработки учетной политики, осуществления учета товарно-материальных ценностей: денежных средств и расчетов
  • навыками составления отчетности для внутренних и внешних пользователей учетной информации
  • методами финансово-экономического анализа, анализа основных показателей деятельности аптек
  • навыками проведения анализа состояния имущества и обязательств аптеки
  • навыками оценки степени риска предпринимательской деятельности
  • навыками проведения сегментирования фармацевтического рынка и осуществления выбора целевых сегментов
  • методами изучения спроса, формирования ассортимента и прогнозирования потребности в лекарственных препаратах и иных фармацевтических товарах
  • способами определения информационных потребностей потребителей лекарственных препаратов и иных фармацевтических товаров, оказания информационно-консультативных услуг, использования современных ресурсов информационного обеспечения фармацевтического бизнеса
  • способами формирования цен на лекарственные препараты и иные фармацевтические товары
  • навыками ведения административного делопроизводства
  • навыками соблюдения принципов этики и деонтологии в общении с медицинскими и фармацевтическими работниками, потребителями фармацевтических товаров и услуг.

График распределение рабочего времени практики

      Практика проводится на базе аптечных учреждений г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области;

Примерный график прохождения практики представлен в таблице 1.

Порядок чередования видов выполняемой работы устанавливается руководителем практики от аптеки по согласованию с руководителем практики от кафедры.

Таблица 1.

График распределения времени.

Виды деятельности студента Количество дней
1 Знакомство с организацией работы аптечной  организации. 3
2 Проведение приемочного контроля поступающих в организацию лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента и обеспечение хранения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента 10
3 Розничная торговля, отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента 30
4 Информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента 20
5 Административно-управленческая работа провизора-заведующего (или его заместителей) 5
6 Работа по вопросам учета, отчетности и документального оформления хозяйственных операций в аптеке 5
7 Экономический анализ торгово-финансовой и хозяйственной деятельности аптеки 4
8 Оформление отчетной документации по практике и сдача зачета 1
9 Оформление ВРК 2
ИТОГО: 80

 6.2. Обязанности преподавателя — руководителя практики от кафедры:

— обеспечить проведение всех организационных мероприятий со студентами перед практикой (инструктаж о порядке прохождения практики, ведению отчётной документации и т.д.);

— обеспечить студентов программой практики, осуществлять контроль за их выполнением графиков прохождения практики;

— проверять дневники и отчёты студентов-практикантов, выявлять при-чины невыполнения отдельных разделов программы;

— всю работу проводить в тесном контакте с соответствующими руководителями практики от аптеки;

— представить письменный отчёт по итогам практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов.

Ответственность за организацию и проведение практики непосредственно в аптеке, возлагается на руководителя аптеки или его заместителя, а непосредственное руководство практикой студентов на отдельных участках работы в соответствии с приказом заведующего аптекой — на высококвалифицированных специалистов аптеки.

Руководитель практики от аптеки, осуществляющий общее руководство практикой:

  • подбирает в качестве руководителей практикой опытных специалистов в отделах и контролирует их работу;
  • совместно с руководителем от кафедры организует и контролирует прохождение практики студентами в соответствии с программой и утвержденными графиками;
  • обеспечивает качественное проведение инструктажей по охране труда, техники безопасности, правилам внутреннего трудового распорядка;
  • вовлекает студентов в научно-исследовательскую и общественную работу;
  • организует для студентов совместно с руководителем практики от кафедры чтение лекций и докладов, проведение семинаров и консультаций с ведущими работниками учреждения по актуальным темам науки и практики;
  • контролирует соблюдение практикантами производственной дисциплины и сообщает в ВУЗ (по адресу 603005, г. Н.Новгород, пл. Минина 10/1, кафедра управления и экономики фармации и фармацевтической технологии, тел. 36-20-90) обо всех случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового распорядка и наложенных на них дисциплинарных взысканий;
  • осуществляет ежедневный учет работы студентов-практикантов;
  • оказывает содействие в подборе и оформлении необходимых документов по всем разделам производственной практики;
  • представляет необходимые данные для составления студентами торгово-финансового плана аптеки ( несмотря на то, что аптека сама может не планировать данных работ);
  • представляет руководителю производственной практики от кафедры письменный отчет о выполнении всех заданий, дневник, характеристику, курсо­вую работу с отзывом, путевку общества «Знание» и сдать зачет по производственной практике.

6.3. Обязанности студента в период прохождения практики:

  • Ознакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка аптечной организации.
  • Пройти инструктаж (вводный и на рабочих местах) по охране труда и технике безопасности.
  • Составить график прохождения практики и, руководствуясь им, выполнять работу на рабочем месте и нести ответственность за ее результаты.
  • Ежедневно отражать в дневнике содержание работы, выполняемой лично или при непосредственном участии.
  • Приобрести умения и навыки, предусмотренные программой практики.
  • Своевременно представить на кафедру управления и экономики фармации и фармацевтической технологии дневник и отчет по итогам практики.
  • Пройти государственную аттестацию по практическим навыкам.
  1. Отчетность по практике

Для получения зачета студент должен представить на кафедру следующую документацию:

— дневник, заверенный подписью руководителя и печатью аптеки на титульном листе;

— отчет по производственной практике

Титульный лист дневника оформляется согласно приложению. На следующей странице в дневнике приводится график работы студента, который составляется в первый день практики (приложение 2). Далее отражается график работы в аптеке в табеле учета рабочего времени.

Дневник практики должен отражать ежедневную работу студента в аптеке.

Дневник студента во время прохождения практики хранится в аптеке и должен быть доступен руководителям практики в любое время рабочего дня.

Заполнение дневника производится после окончания трудового дня (для этого отводится 1 час времени). Дневник ежедневно проверяет руководитель студента на рабочем месте. При посещении руководителем практики от кафедры дневник также проверяется и ставится подпись и дата контроля.

  1. Порядок ведения дневника и оформления документов.

В дневнике студент от первого лица ведет ежедневно записи в соответствии с программой по производственной практике и индивидуальным графиком ее прохождения.

Индивидуальный календарный график (по датам) прохождения практики составляется в первый день практики и заверяется подписью руководителя практики — заведующим аптекой и печатью аптечного учреждения

График приводится в дневнике по форме (приложение).

Для заполнения дневника студенту в конце каждого рабочего дня выде­ляется 2 часа рабочего времени. Дневник находится в аптеке и должен быть доступен руководителю практики от кафедры в любое время рабочего дня. Уносить дневник домой студенту запрещается.

Студент обязан ежедневно предъявлять свой дневник непосредственному руководителю практики от аптеки на данном участке работы для провер­ки, внесения замечаний и визирования.

Дневник ведется в общей тетради с соблюдением полей. В дневнике описывается вся работа, выполняемая согласно программе, особенно следует выделить работу, выполненную студентом самостоятельно.

Переписывание в дневник нормативных положений, инструкций, прика­зов не допускается, за исключением ссылок на них.

В дневнике студент описывает, как выполняются данные приказы в ап­теке. На полях в дневнике студент делает ссылку на номер соответствующего документа, ведущегося в аптеке (документы подшиваются в отдельную папку).

Каждый документ без перечисления реквизитов, описывается в дневни­ке с трех положений: 1 — название данного документа и его назначение в ап­теке; 2 — откуда взяты данные для его заполнения; 3 — где и как используются данные, отраженные в документе.

В образцах документов регистрируются учетные данные, полученные в результате самостоятельной работы студента на всех рабочих местах (например, прием рецептов на бесплатный отпуск наркотического лекарствен­ного средства отразить во всей учетной документации в соответствующих разделах программы практики).

Документы нумеруются и подшиваются в папку-скоросшиватель. Каждый документ прилагается с заполнением 3-4 примеров, наличием всех реквизитов и подведением итогов по данному документу (за день и т.д.). Документы брошюровать по разделам, участкам.

По окончании практики студент сдает заполненный дневник для про­верки руководителю аптечного учреждения.

Количество документов в приложении определяется действующими нормативными положениями по аптечной службе, а также данными методическими указаниями.

В случае отсутствия каких-либо документов, студент должен дать объяснения в дневнике или отчете.

Руководитель аптеки заверяет дневник своей подписью и печатью аптечного учреждения.

 

2.Отчет по производственной практике.

Помимо дневника в конце производственной практики студент состав­ляет письменный отчет о проделанной работе.

Отчет является документом, составленным лично студентом и аптечным учреждением (предприятием) не заверяется. К составлению отчета нужно отнестись с большим вниманием, так как отчет является одним из основных документов для зачета практики.

Материал к составлению отчета должен собираться и накапливаться постепенно, с первого дня практики. Этот материал нужно изложить достаточно полно и показать умение критического анализа выполненной работы и достаточную квалификацию по дисциплинам, по которым студент проходил практику.

Неполнота отчета, погрешности в его выполнении, отсутствие критиче­ского обобщения материала рассматриваются как признаки практической неподготовленности студента.

Отчет должен быть сброшюрован в стандартной папке (290×205 мм), оформлен аккуратно, разборчиво, грамотно, под отдельными рубриками и заголовками.

В отчете критически оценивается каждый участок работы (рабочего места), объем работы, выполненной самостоятельно студентом по данному разделу, указываются знания и умения, неполученные в период производст­венной практики, анализируются причины, помешавшие нормальной работе студента, делаются по каждому участку работы выводы и замечания.

При этом отражаются все расхождения теорий с практикой и делаются выводы по каждому случаю, отмечается все прогрессивное и новое в работе аптечного учреждения.

При выявлении использующихся в аптеке оригинальных приборов, аппаратов и т.п., студент должен представить их фото, схемы, описания.

В отчете дается характеристика используемых форм работ аптеки по ле­карственному обеспечению населения. Даются предложения по совершенствованию работы аптечного учреждения и улучшению организации произ­водственной практики студентов.

В отчет должен быть включен специальный раздел об итогах выполне­ния общественной практики.

3.Общественная и санитарно- просветительная работа студентов в период производственной практики.

Содержание общественной работы.

  • ознакомиться с основными направлениями работы профсоюзной организации, описать их;
  • подготовить и провести 1-2 мероприятия по пропаганде медицинских и научных знаний;
  • принять участие в работе собраний сотрудников или постоянно действующих производственных совещаний, проанализировать подготовку, характер обсуждаемых вопросов и принятых решений по ним; изучить и описать опыт работы аптечных учреждений по укреплению трудовой дисциплины.

По окончании практики студент должен сдать на кафедру справку или путевку-задание с отражением выполненной работы в отчете по производст­венной практике.

  1. 3ачет по производственной практике.

По окончании практики, в отведенное для этого время, студент сдает за­чет на базе практики в присутствии комиссии в составе: руководителя прак­тики от кафедры, заведующего аптекой (или его заместителя), бухгалтера.

На зачете у студента на рабочих местах принимаются практические на­выки и знания, а также предлагаются 1-2 теоретических вопроса с практиче­ской направленностью.

Студенту на зачете необходимо показать углубленные теоретические знания по специальности, умение анализировать и обобщать данные, полу­ченные на практике; умело применять приобретенные практические и организаторские навыки, опыт работы с людьми в производственном коллективе, навыки самостоятельной работы, интерес и умение овладевать новыми зна­ниями, способность к нестандартному творческому мышлению. Ответы студента и его подготовленность практической работе оценивает вышеуказан­ная комиссия.

При сдаче зачета студенту необходимо представить следующие документы:

  1. Корешок путёвки, подтверждающий прохождение практики в аптеке (заверяется подписью зав. аптеки, печатью).

2.Полную характеристику на студента, как будущего специалиста (заполняется в аптеке и заверяется подписью зав. аптекой и печатью) (см. приложение).

3.Справки (путёвки) о выполненных заданиях по общественной практике, чтение лекций по организации и экономике фармации, проведение тех. учёбы, оформление стендов, санбюллетеней и другой работы, не предусмотренной программой практики, а также выполнение заданий руководства аптеки (заверяется подписью зав. аптекой и печатью).

4.Дневник по производственной практике (с подписями ответствен­ных за каждый участок в работе аптеки, согласно программе). Дневник в конце практики проверяется заведующим аптекой, заверяется подпи­сью и ставится печать аптечного учреждения.

5.Папка с оформленными и проверенными документами по всем разделам программы практики (приложение к дневнику).

6.Отчёт по производственной практике (подписывается только студентом).

7.Выполненную и оформленную в соответствии с требованиями кур­совую работу по индивидуальному плану.

8.Выписку из протокола производственного совещание аптечного учреждения об обсуждении курсовой работы (заверяется подписью руководителя учреждения и печатью).

По итогам производственной практики студенту выставляется общая оценка по четырёхбальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), которая включает оценку ответов на зачёте, оценку выполненной курсовой работы, а также выполненную работу по производственной практике и отношение к работе (оценка выставляется комиссией с учётом характеристики, данной студенту администрацией аптеки).

При оценке итогов работы студента на практике, включая общественную работу, принимается во внимание характеристика, данная ему руководителем практики от аптеки.

  1. Вопросы для подготовки к зачету по практике
  2. Основные задачи и функции аптечных организаций.
  3. Формы и стили управления коллективом аптеки.
  4. Основные виды управленческих коммуникаций.
  5. Организационная структура аптеки.
  6. Организация рабочего места провизора-технолога.
  7. Производственная деятельность аптеки.
  8. Информационная работа в аптеке.
  9. Техника безопасности.
  10. Контроль качества лекарственных средств. Виды внутриаптечного контроля.
  11. Инвентаризация товарно-материальных ценностей.
  12. Рецептурный отпуск готовых лекарственных форм.
  13. Учет отпуска лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам.
  14. НОТ в аптечных учреждениях: этапы внедрения. Рациональная организация и аттестация рабочих мест. Гигиена труда.
  15. Лицензирование фармацевтической деятельности не связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
  16. Лицензирование фармацевтической деятельности связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
  17. Фармацевтическая экспертиза рецепта. Неправильно выписанные рецепты.
  18. Определение потребности и изучение спроса на лекарственные средства. Формирование ассортимента аптечных товаров.
  19. Принципы хранения лекарственных средств.
  20. Оформление документов первичного учета товарно-материальных ценностей.
  21. Правила оформления и сроки хранения изготовленных в аптеке лекарственных форм.
  22. Оформление витрин.
  23. Предметно-количественный учет лекарственных средств
  24. Содержание и структура баланса, синтетические, аналитические счета, субсчета.
  25. Сроки действия и хранения рецептов.
  26. Требования санитарного режима к помещениям аптеки и оборудованию.
  27. Учет лабораторно-фасовочных работ.
  28. Справочно-информационный фонд.
  29. Номенклатура должностей специалистов аптеки.
  30. Учет поступления товаров.
  31. Этапы документооборота. Реквизит документа. Номенклатура и оформление дел.
  32. Организационно-распорядительная документация.
  33. Правила приема рецептов и отпуска по ним лекарств.
  34. Порядок бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств.
  35. Действия при обнаружении недостачи, излишков, порчи, боя и брака товаров.
  36. Защита прав потребителей лекарственных средств: жалобы и заявления.
  37. Порядок приема на работу, перевода на другую работу.
  38. Прием товара в аптеке.
  39. Материальная ответственность. Обязательства кассира.
  40. Документальное оформление расхода товарно-материальных ценностей на хозяйственные нужды и оказание первой доврачебной помощи.
  41. Организационная структура предприятия оптовой торговли лекарственными средствами.
  42. Оформление рецептурного журнала (квитанционной книжки).
  43. Правила выписывания наркотических, ядовитых и сильнодействующих ЛС, психотропных веществ
  44. Характеристика видов отчетности. Товарный отчет: структура и периодичность.
  45. Правовые основы фармацевтической деятельности.
  46. Общая характеристика издержек обращения.
  47. Правила уничтожения наркотических лекарственных средств и препаратов с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками.
  48. Обеспечение качества лекарственных средств — предупредительные мероприятия.
  49. Порядок ценообразования на лекарственные средства в РФ.
  50. Отчет о работе по контролю качества лекарственных средств.
  51. Таксирование рецептов.
  52. Функции предприятий оптовой торговли лекарственными средствами.
  53. Обработка и хранение посуды.
  54. Приходные и расходные кассовые операции.
  55. Классификация и нормирование товарных запасов.
  56. Расчет заработной платы.
  57. Выбор поставщиков товаров аптечного ассортимента.
  58. Учет движения материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
  59. Валовой доход (товарооборот) и прибыль – влияние основных факторов. Налогообложение прибыли.
  60. Безрецептурный отпуск лекарственных средств и их реклама.
  61. Организация хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств.
  62. Сертификация лекарственных средств.
  63. Планирование торговых наложений.
  64. Организация работы мелкорозничной сети.
  65. Планирование товарооборота (валового дохода).
  66. Методы изучения трудовых затрат.
  67. Функционально-должностная инструкция.
  68. Правила внутреннего распорядка.
  69. Издержки обращения: понятие, анализ.
  70. Список рекомендуемой литературы

9.1. Перечень основной литературы*:

Наименование согласно библиографическим требованиям Количество экземпляров
На кафедре В библиотеке
1 Управление и экономика фармации: В 4 т.: Учебник /Под ред. Е.Е. Лоскутовой. – М.: Издат. центр «Академия», 2003.
2 Управление и экономика фармации: Учебник/ Под ред. В.Л. Багировой. – М.: Медицина, 2004. – 420 с.
3 Конституция РФ
4 Кодексы РФ
5 Постановления Правительства РФ о лекарственном обращении и лекарственном обеспечении населения.
6 Законы РФ, регламентирующие отношения субъектов лекарственного обращения и систему лекарственной помощи в РФ.

*перечень основной литературы должен содержать учебники, изданные за последние 10 лет (для дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла за последние 5 лет) и/или учебные пособия, изданные за последние 5 лет.

9.2. Перечень дополнительной литературы*

Наименование Количество экземпляров
На кафедре В библиотеке
1 Айман Т.О. Делопроизводство. – М.Издательство РИОР, 2004. 1
2 Басаков М.И. Охрана труда. – Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: ИЦ «Март», 2003. 1
3 Басовский Л.Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА – М, 2004. 1
4 Вазина К.Я. Модель саморазвития человека. – Нижний Новгород, 1994. 2
5 Воронова О.Н., Егоров В.А. Менеджмент в фармации: Учебное пособие. – Самара: СамГМУ, 2005. – 172с. 1
6 Воронова О.Н., Егоров В.А. Фармацевтический маркетинг: Учебное пособие. – Самара: СамГМУ, 2005. – 84с. 1
7 Гореньков В.Ф. Учет и отчетность в аптечных учреждениях. – Мн.:Выш.шк.,1988.- 382с. 1
8 Друкер, Питер,Ф Задачи менеджмента в ХХ1веке. –М.: Издательский дом «Вильямс»,2001 1
9 Егоров В.А., Тулейкина О.И., Петрухина И.К., Чернышова Т.М. Организация лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений: Учебное пособие. – Самара: ГОУ ВПО «Сам ГМУ Росздрава», 2007. – 118с. 1
10 Егоров В.А., Тулейкина О.И., Абдулманова В.Н., Ежков В.Н. Фармацевтическая информация: Учебное пособие. – Самара: Сам ГМУ, 2003. – 148с. 1
11 Кирщина И.А. Анализ и планирование экономических показателей деятельности аптечных организаций: Учебное пособие / Под редакцией д.ф.н., проф. А.В. Солонининой. – 2009. – 79 с. 1
12 Кононова С.В. Управление региональным фармацевтическим комплексом в условиях рыночной экономики: Монография. – Н.Новгород: ВГИПИ, 1999. – 170с. 2
13 Кононова С.В. Фармацевтический менеджмент (концепция, опыт). – Н.Новгород: ОАО «НП», 2001. – 191с.
14 Лекарственные средства. Справочник лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи: Выпуск 4/ под ред. Р.У. Хабриева, А.Г. Чучалина, отв. ред. Л.Е. Зиганшина. – М.:ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. – 800с. 1
15 Лекарственные средства. Справочник лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи: Выпуск 2/ под ред. Р.У. Хабриева, А.Г. Чучалина, отв. ред. Л.Е. Зиганшина. – М.:ГЭОТАР-МЕДИА, 2005. – 800с. 1
16 Максимкина Е.А., Лоскутова Е.Е., Дорофеева В.В. Конкурентоспособность   фармацевтической организации в условиях  рынка. – М.: МЦФЭР, 1999. 1
17 Мартыненко В.Ф. Применение методов теории управления в аптечной службе/ Мартыненко В.Ф., Лотоцкий В.А., Попов Ю.В., Мандель А.С. – М.: Медицина, 1989.- 272с. 1
18 Прокопишин В.И. организация снабжения аптечных учреждений: Учебное пособие. – М.: «Медицина», 1977. – 272с. 1
19 Регистр лекарственных средств России РЛС Аптекарь  — 11й выпуск/Гл. ред. Г.Л. Вышковский. – М.:РЛС – 2009, 2008. – 1192с. 34
20 Регистр лекарственных средств России РЛС Аптекарь  — 12й выпуск/Гл. ред. Г.Л. Вышковский. – М.:РЛС — МЕДИА – 2009. – 1088с. 1
21 Регистр лекарственных средств России РЛС Энциклопедия лекарств  — 20й выпуск/Гл. ред. Г.Л. Вышковский. – М.:Либрофарм – 2011. – 1368с. 8
22 Регистр лекарственных средств России РЛС Энциклопедия лекарств  — 17й выпуск/Гл. ред. Г.Л. Вышковский. – М.:»РЛС – 2009», 2008. – 1440с. 16
23 Справочник Видаль Лекарственные препараты в России: Справочник. – М.: Астра Фарм Сервис, 2008. – 1696с. 1
24 Соколова Н.Н. Правовые основы оборота наркотических и психотропных лекарственных средств в аптечных и лечебно-профилактических организациях/ Н.Н. Соколова, С.В. Кононова, Д.Е. Баранов. – Н.Новгород, 2010. – 285с. 5
25 Тарасова Л.Г., Леменев Л.М., Савельева З.А. Учебное пособие по экономике и планированию хозяйственно-финансовой деятельности аптек: Учебное пособие. – М.: Медицина, 1981. – 320с. 1
26 Шаленкова Е.В., Кононова С.В., Баранов Д.Е. Планирование показателей хозяйственно-финансовой деятельности аптечных организаций: Учебно-методическое пособие. – Н.Новгород, 2010. – с. 1

*дополнительная литература содержит дополнительный материал.

9.3. Перечень методических рекомендаций по проведению практики для студентов:

Наименование согласно библиографическим требованиям Количество экземпляров
На кафедре В библиотеке
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к производственной практике

по управлению и экономике аптечных учреждений

для студентов 5 курса

10 1

 

9.4. Перечень методических рекомендаций для преподавателей:

Наименование согласно библиографическим требованиям Количество экземпляров
На кафедре В библиотеке
1 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ:

Учет основных средств и нематериальных активов

 

10 1
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ:

Инвентаризация товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов в аптечной организации

10 1

Фрагмент

График работы в аптеке

№пп дата время Изложение изученного материала Подпись куратора от аптеки
Прихода Ухода
1 10.01.17-12.01.17 8.00 16.00 ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Юридический адрес:

Фактический адрес: Время работы: с  8.00 до 20.00

Аптека находится в здании.

В торговом зале размещен стенд, где указана вся необходимая информация для посетителей:

      I.            Копия лицензии на фармацевтическую деятельность

   II.            Администратор аптеки

III.            Копия Федерального закона «О защите прав потребителей»

IV.            Перечень ЛС, отпускаемых без рецепта врача (приказ № 578)

   V.            Выписка из Постановления Правительства от 19.01.1998г. № 55 о товарах не подлежащих возврату и обмену.

VI.            Книга отзывов и предложений

VII.            Детям до 14 лет лекарства не отпускаются.

VIII.            Лекарства, приобретаемые в аптеке, возврату и обмену не подлежат  (Постановление Правительства от 19.01.1998 № 55)

Аптека осуществляет розничную торговлю ЛС и производственную деятельность. Выполняет все функции по обслуживанию населения.

Аптека двухэтажная.

1 этаж: торговый зал, экспедиторская, вентиляционная камера, моечная, асистенская комната, дефекторская.

2 этаж: асептический блок, ассистентская, дистиляционная, автоклавная, моечная, материальная (2), комната персонала, кабинет заведующей, подсобные помещения.

Штат аптеки 10 человек. Аптека состоит из 2 отделов: отдел реализации и запасов ГЛС и рецептурно-производственный отдел.

Виды инструктажей:

1.      Вводный – проводится со всеми вновь принимаемыми на работу, так же с сотрудниками проходившими практику.

2.      Повторный – проводится 2 раза в год, проходят все сотрудники аптеки.

3.      Внеплановый – проводится при введении новых инструкций, при смене технологического процесса, по требованию органов надзора.

Проведение инструктажа регистрируют в журнале.

Производственный отдел аптеки включает в себя следующие помещения:

-ассистентская комната;

-асептический блок;

-моечная;

-стерилизационная;

-дистилляционная;

-материальная комната.

План аптеки

1этаж

2этаж

Ассистентская.

В ассистентской комнате размещен: стол ассистентский сборно-секционный на 4 рабочих места фармацевтов и фасовщиков. Эти столы имеют унифицированную конструкцию и снабжены светильниками, откидными крышками, тумбами с выдвижными пластмассовыми лотками, сборниками для отходов и выдвижными ящиками. Также имеется стол подсобный для приготовления лекарств с пахучими и красящими медикаментами,  стол для вспомогательных работ (сбора посуды, фасовки и т.д.) и стулья   винтовые аптечные.

Ассистентская комната оснащена:

•        вертушки напольные;

•        вертушки настольные;

•        весы ручные (ВР) подвесные: ВР-1,ВР-5,ВР-20,ВР-100 – предназначены для взвешивания сыпучих веществ;

•        весы технические аптечные ВА-4 с наибольшей допустимой нагрузкой 1000 г – предназначены для взвешивания твердых, жидких и густых веществ;

•        весы электронные BL-620S и ELB-12K;

•        бюреточная установка;

•        посуда: мензурки вместимостью 50, 100, 250 и 500 мл, палочки стеклянные, пипетки без делений (на 1, 2, 5, 10 и 25 мл), пипетки с делениями (на 1, 2, 5, 10, и 25 мл), стакан стеклянный лабораторный (с носиком вместимостью 100, 250, 500 мл), цилиндр измерительный (с носиком вместимостью 10, 25, 50, 100, 250, 500, 1000 и 2000 мл), подставки для приготовления жидких лекарственных форм, стеклянные воронки, стеклянные фильтры, колбы конические широкогорлые (вместимостью 25, 50, 100 и 250 мл), ступки фарфоровые с пестиком №№1 – 5;

•        дозатор для порошков;

•        пресс для обжима пробок;

•        пергамент, бумага парафинированная, вощеная;

•        укупорочные средства (резиновые пробки, стеклянные притертые пробки);

•        разновес технический  граммовый от 1 до 500 г и миллиграммовый от 10 до 500 мг;

•        шкаф материальный с полками и ящиками (для хранения инвентаря, посуды и вспомогательных материалов);

•        металлический шкаф для медикаментов списка «А»;

•        шкаф для пахучих и красящих медикаментов;

•        электрическая плитка.

Оформление штангласов регламентировано Приказом МЗ РФ №214. На всех штангласах с лекарственными веществами указаны:  название ЛВ, дата заполнения, подпись заполнившего штанглас и проверившего подлинность лекарственного вещества.

На штангласах с ядовитыми (список А) и сильнодействующими (список Б) лекарственными веществами должны быть  также указаны высшие разовые и суточные дозы. Надписи на штангласах с ядовитыми ЛВ белого цвета на черном фоне. Надписи на штангласах с ЛВ списка Б красного цвета на белом фоне.

Принципы хранения лекарственных веществ в зависимости от:

•        токсикологических свойств

Раздельное хранение веществ списка «А» (хранятся сейфах), списка «Б» и веществ общего списка;

•        физико-химических свойств

Пахучие ЛВ хранятся изолированно в герметически закрытой таре, непроницаемой для запаха, раздельно по наименованиям.

Красящие ЛВ – в специальном шкафу в плотно укупоренной таре, раздельно по наименованиям. Для работы с красящими веществами для каждого наименования выделены специальные весы, ступки, шпатель и другой инвентарь.

В соответствии с агрегатным состоянием – жидкие ЛВ отдельно от сыпучих.

Требующие защиты от света (антибиотики, галеновые препараты, растительное лекарственное сырье, витамины и др.) хранятся в таре из светозащитных материалов (стеклянной таре оранжевого стекла, металлической таре, упаковке из алюминиевой фольги или полимерных материалов, окрашенных в черный, коричневый или оранжевый цвета), в темном помещении или шкафах, окрашенных внутри черной краской с плотно пригнанными дверцами. Для хранения особо чувствительных к свету лекарственных веществ (нитрат серебра и др.) стеклянную тару оклеивают черной свето-непроницаемой бумагой.

Требующие защиты от воздействия влаги (ацетат калия, сухие экстракты, растительное лекарственное сырье и др.) – в прохладном месте, в плотно укупоренной таре из материалов, непроницаемых для паров воды (стекла, металла и др.).

Лекарственные средства с выраженными гигроскопическими свойствами – в сухом помещении в стеклянной таре с герметичной укупоркой, залитой сверху парафином.

Требующие защиты от улетучивания и высыхания (спиртовые настойки, густые экстракты, эфирные масла, этиловый спирт различной концентрации, кристаллогидраты, гидрокарбонат натрия и др.) – в прохладном месте, в герметически укупоренной таре из стекла, металла, алюминиевой фольги. Кристаллогидраты – в герметично укупоренной стеклянной, металлической таре при относительной влажности воздуха 50-65% в прохладном месте.

Требующие защиты от воздействия повышенной температуры (легкоплавкие вещества, антибиотики, витамины, медицинские жиры и масла и др.) – при комнатной (18-200С), прохладной (или холодной – 12-150С) температуре. В некоторых случаях требуется более низкая температура хранения, что должно быть указано на этикетке.

Требующие защиты от пониженной температуры: 40% раствор формальдегида (формалин) – при температуре не ниже +90С; ледяную уксусную кислоту – при температуре не ниже +90С; медицинские жирные масла – при температуре в пределах от +4 до +120С.

Требующие защиты от воздействия газов, содержащихся в окружающей среде (вещества, реагирующие с кислородом, с углекислым газом воздуха, например, соли щелочных металлов и слабых органических кислот, препараты, содержащие многоатомные амины, например, эуфиллин, окись и перекись магния, едкий натр, и др.) – в герметически укупоренной таре, заполненной доверху. Лекарственные средства, легко окисляющиеся кислородом воздуха, – в сухом помещении в стеклянной таре с герметической укупоркой.

•        способа употребления

Раздельное хранение лекарственных веществ, предназначенных для внутреннего и наружного применения.

Материальная комната.

В помещениях хранения лекарственные средства размещают отдельно:

— в строгом соответствии с токсикологическими группами;

— ядовитые, наркотические и сильнодействующие лекарственные средства должны храниться в соответствии с действующими требованиями;

— в зависимости от способа применения (внутреннее, наружное);

— лекарственные вещества «ангро» в соответствии с агрегатным состоянием (жидкие отдельно от сыпучих, газообразных и т.п.);

— в соответствии с физико-химическими свойствами лекарственных средств и влиянием различных факторов внешней среды;

— с учетом установленных сроков хранения для лекарственных препаратов с ограниченными сроками годности;

— с учетом характера различных лекарственных форм.

Лекарственные средства хранятся в больших штангласах и другой упаковочной таре, из которой их переносят в штангласы для работы в ассистентской комнате и асептическом блоке.

Все лекарственные вещества «ангро» перед работой с ними должны быть перемешаны. Особое внимание следует обращать на смешивание верхних и пристеночных слоев лекарственного вещества с остальной его массой.

Для хранения огнеопасных и взрывоопасных веществ предусматриваются изолированные помещения.

Помещение хранения огнеопасных и взрывоопасных веществ оборудовано средствами автоматической пожарной защиты и сигнализацией в соответствии с действующими нормативными документами.

Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей осуществляется отдельно от других материалов.

Легковоспламеняющиеся жидкости (спирт этиловый, скипидар, эфир и др.) хранят в плотно укупоренной прочной, стеклянной или металлической таре, чтобы предупредить испарение жидкостей из сосудов.

Не допускается хранение легковоспламеняющихся и горючих жидких веществ в полностью заполненной таре. Степень заполнения должна быть не более 90% объема. Спирты в больших количествах хранятся в металлических емкостях, которые заполняют не более, чем на 75% объема.

Дистилляционная.

В аптеке используются аквадистилляторы  марок АЭ 25 МО – 2 шт. и ДЭ 25 модель 784.

Функции аптеки

Основной целью деятельности аптечной организации является дости-жение двух главных результатов:

•    маркетингового (удовлетворение наиболее эффективным способом спроса потребителей фармацевтической помощи);

•    экономического (поддержание рентабельности деятельности).

Реализация цели обеспечивается выполнением ряда функций, которые аналогично оптовым предприятиям можно условно представить действиями «прямого» и «обратного» хода, в зависимости от субъекта, для которого эти действия выгодны или удобны.

К функциям «прямого» хода, направленного на конечного потребителя и развитие организации, относятся:

1.  логистическая — управление товарными запасами (определение размера, периодичности    поставок,    прием,    организация    хранения,    гарантирующего сохранность качества);

2.  сбытовая — реализация товаров и услуг;

3.  медицинская — оказание в случае необходимости первой доврачебной помощи;

4.  информационно-консультационная;

5.  аналитическая — анализ хозяйственно-финансовой деятельности;

6.  управление    процессами    —   стратегический    менеджмент,    включая формирование политики в области ассортимента, цены;

7.  контрольная   —   слежение   за   качеством   отдельных   операционных процедур    аптечной    организации    (обслуживание,    удовлетворение    спроса, выполнение заказов).

Функциями «обратного» хода являются:

1.  коммуникативная — поддержание взаимодействия с субъектами внешней среды организации (поставщики, органы  контроля и надзора за фармацевтической деятельностью и др.)

2.  информационные и рекламные услуги.

 

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 960

Задать вопрос

Задать вопрос