Описание
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические особенности психологических аспектов социализации и адаптации студентов высших и средне-специальных учебных заведений
1.1. Понятие социализации студенческой молодежи
1.2. Особенности психологической адаптации студенческой молодежи
Глава 2. Эмпирическое исследование социальной адаптации студентов
2.1. Особенности организации и методы исследования особенностей социализации и адаптации студентов высших и средне-специальных учебных заведений
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
35 стр.
Фрагмент
Введение
В современном обществе одной из важных проблем обучения в современном образовательном учреждении среднего и высшего звена является адаптация организма студентов не только к учебной нагрузке, но к новой социально-психологической среде студентов.
Адаптация человека юношеского возраста в среднем учебном заведении или высшем учебном заведении является важной составляющей в учебной деятельности. Адаптация, как процесс, очень подвижна, динамична и ее успех зависит от ряда объективных и субъективных условий. То есть люди по-разному относятся к одним и тем же событиям, одинаковый воздействующий стимул вызывает различную ответную реакцию у разных людей [8].
Таким образом, изучение механизмов и закономерностей адаптации студента в разнообразных учебных условиях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.
Стремительно развивающемуся современному обществу нужны люди, которые не просто существуют и нормально взаимодействуют с окружающей средой, а которые могут в этой окружающей среде реализовать свой внутренний потенциал. Современной молодежи часто трудно приспособиться и развиваться в постоянно меняющихся условиях социальной среды, действительности [26].
Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса – чрезвычайно важные задачи. От того, как долго по времени и какие процессы происходят в ходе адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления [10].
Важным моментом для исследования является социально-психологическая адаптация. Она является инструментом проблем формирования у студентов нужного уровня учебной деятельности. То того как проходит процесс адаптации у студента зависит отдача сил, энергии и интеллекта от человека [19].
Ряд факторов влияет на процесс адаптации молодежи к социальной среде:
— индивидуальные особенности, характеристики личности в том числе возраст;
— ситуация социальной среды.
К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на адаптацию человека, относят лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура [25].
К личностным факторам, негативно влияющим на процесс адаптации, относят: конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других [19].
Поэтому исследование особенностей социально-психологической адаптации студентов средних и высших учебных заведений является актуальной проблемой.
Объект исследования: особенности социально-психологической адаптации первокурсников к обучению средних и высших учебных заведениях.
Предмет исследования – характеристики процесса социализации и адаптации студентов первого курса к новым условиям образовательной деятельности и особенностям студенческой среды в средних и высших учебных заведениях.
Цель – выявить психологические аспекты особенностей социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в среднем специальном и высшем учебном заведении,
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
- Раскрыть психологические особенности социализации и адаптации в психолого-педагогической литературе;
- Исследовать психологическое состояние студентов в процессе адаптации;
- Проанализировать результаты исследования
Гипотеза: оптимизации процесса обучения студентов – первокурсников способствует исследование уровня психологической адаптации.
Используемые методы:
- Теоретические методы: анализ источников, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.
- Эмпирические методы: СПА (Даймонда-Роджерса); методика для изучения социализированности личности (разработана профессором М.И. Рожковым); методика «Изучение способности к самоуправлению в общении». (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.); опросник ВСК, разработанный А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом
Практическая и теоретическая значимость: результаты и материал исследования могут способствовать лучшему пониманию причин социально-психологической дезадаптации студентов в процессе обучения в средних и высших учебных заведениях и оптимизировать процесс адаптации студентов-первокурсников.
Данное исследование проводилось на базе Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС среди студентов 1 курса экономического факультета – 25 человек; и на базе Волгоградского социально-педагогического колледжа среди студентов 1 курса по направлению «Право и организация социального обеспечения» — 25 человек.