Курсовая работа на тему: «Психологические аспекты социализации и адаптации студентов высших и средне-специальных учебных заведений» 8933

Описание

Содержание

Введение 

Глава 1. Теоретические особенности психологических аспектов социализации и адаптации студентов высших и средне-специальных учебных заведений

1.1. Понятие социализации студенческой молодежи

1.2. Особенности психологической адаптации студенческой молодежи

Глава 2. Эмпирическое исследование социальной адаптации студентов

2.1. Особенности организации и методы исследования особенностей социализации и адаптации студентов высших и средне-специальных учебных заведений

2.2. Анализ результатов исследования

Заключение

Список литературы

Приложение

35 стр.

Фрагмент

Введение

В современном обществе одной из важных проблем обучения в современном образовательном учреждении среднего и высшего звена является адаптация организма студентов не только к учебной нагрузке, но к новой социально-психологической  среде студентов.

Адаптация человека юношеского возраста в среднем учебном заведении или высшем учебном заведении является важной составляющей в учебной деятельности. Адаптация, как процесс, очень подвижна, динамична и ее успех зависит от ряда объективных и субъективных условий. То есть люди по-разному относятся  к одним и тем же событиям, одинаковый воздействующий стимул вызывает различную ответную реакцию у разных людей [8].

Таким образом, изучение механизмов и закономерностей адаптации студента в разнообразных учебных условиях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

Стремительно развивающемуся современному обществу нужны люди, которые не просто существуют и нормально взаимодействуют с окружающей средой, а которые могут в этой окружающей среде реализовать свой внутренний потенциал. Современной молодежи часто трудно приспособиться и развиваться в постоянно меняющихся условиях социальной среды, действительности [26].

Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса – чрезвычайно важные задачи. От того, как долго по времени и какие процессы происходят в ходе адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления [10].

Важным моментом для исследования является социально-психологическая адаптация. Она является инструментом проблем формирования у студентов нужного уровня учебной деятельности. То того как проходит процесс адаптации у студента зависит отдача сил, энергии и интеллекта от человека [19].

Ряд факторов влияет на процесс адаптации молодежи к социальной среде:

— индивидуальные особенности, характеристики личности в том числе возраст;

— ситуация социальной среды.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на адаптацию человека, относят лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура [25].

К личностным факторам, негативно влияющим на процесс адаптации, относят: конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других [19].

Поэтому исследование особенностей социально-психологической адаптации студентов средних и высших учебных заведений является актуальной проблемой.

Объект исследования: особенности социально-психологической адаптации первокурсников к обучению средних и высших учебных заведениях.

Предмет исследования – характеристики процесса социализации и  адаптации студентов первого курса к новым условиям образовательной деятельности и особенностям студенческой среды в средних и высших учебных заведениях.

Цель – выявить психологические аспекты особенностей социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в среднем  специальном  и высшем учебном заведении,

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:

  1. Раскрыть психологические особенности социализации и адаптации в психолого-педагогической литературе;
  2. Исследовать психологическое состояние студентов в процессе адаптации;
  3. Проанализировать результаты исследования

Гипотеза: оптимизации процесса обучения студентов – первокурсников способствует исследование уровня психологической адаптации.

Используемые методы:

  1. Теоретические методы: анализ источников, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.
  2. Эмпирические методы:  СПА (Даймонда-Роджерса); методика для изучения социализированности личности (разработана профессором М.И. Рожковым); методика «Изучение способности к самоуправлению в общении». (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.); опросник ВСК, разработанный А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом

Практическая и теоретическая значимость: результаты и материал исследования могут способствовать лучшему пониманию причин социально-психологической дезадаптации студентов в процессе обучения в средних и высших учебных заведениях и оптимизировать процесс адаптации студентов-первокурсников.

Данное исследование проводилось на базе Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС среди студентов  1 курса экономического факультета – 25 человек; и на базе Волгоградского социально-педагогического колледжа среди студентов 1 курса по направлению «Право и организация социального обеспечения» — 25 человек.

Литература

  1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 2010. № 3. – с 24-27
  2. Авдиенко Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. — 2007. — № 24. — С. 8-14.
  3. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. — М.: МГУ, 1983.-138 с.
  4. Алёхин И.В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. — 2008. — № 2. — С. 366-368.
  5. Алтынова Н.В., Панихина А.В., Анисимов Н.И., Шуканов А.А. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе // В мире научных открытий. — 2009. — № 3-2. — С. 99-103
  6. Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. — 2008. — № 2. — С. 52-56.
  7. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: МГУ, 1984.-103 с.
  8. Баданина Л.П. Анализ современных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к вузу // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — № 83. — С. 99-108.
  9. Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психол. журнал. – 1999. – №6. – С. 116–120.
  10. Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. С.24-26.
  11. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л., Успех, -92 с.
  12. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Михайлов А.Н., Рожанец Р.В. Зависимость успеваемости от личностных особенностей, макросоциальных факторов и заболеваемости. Студент и вузовский коллектив. — Каунас, 1973. – 112с.
  13. Березовин И.А. Адаптация студентов и НОТ. — Минск, Харвест, — 152с.
  14. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. — 2008. — № 3. — С. 37-48.
  15. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психол. журнал. – 1999. – Т. 15, №3. – С. 131–135.
  16. Ершова Н.Г. Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе // Теория и практика физической культуры. – 2000. – №5. – С. 14–17.
  17. Заваденко Н.Н. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. – 1999. – №4. – С. 21.
  18. Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. — 2010. — № 6. — С. 327-329
  19. Колмогорова Л.А. Особенности мотивации учения и адаптации студентов-первокурсников с различными типами профессионального самоопределения // Мир науки, культуры, образования. — 2008. — № 4. — С. 100-103.
  20. Литвинова Н.А., Березина М.Г., Прохорова А. Адаптация студентов младших курсов в зависимости от уровня функциональной подвижности нервных процессов и функциональной асимметрии мозга // М. – 1999. – №3. – С. 53–57.
  21. Мельник С.Н. Проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу, — Студенческий научный журнал Т.1. 2010, № 6. С.83- 89.
  22. Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. — 2009. — № 7. — С. 83-89.
  23. Соловьев A., Макаренко Е. Абитуриент-студент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. — 2007. — № 4. — С. 54-56.
  24. Трофимова Н.С. Адаптация студентов к условиям обучения: метод. Пособие для педагогов-психологов. — М: Маршрут, 2011.С. 8-9.
  25. Федотова Л.А. О взаимосвязи системы контроля в довузовской подготовке и адаптации студента в вузе // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2008. — № 5. — С. 84-86.
  26. Чернова О.В., Сячин М.В. Социально-культурные аспекты адаптации студентов на разных этапах обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2008. — № 4. — С. 65-74.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 560

Задать вопрос

Задать вопрос