Описание
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты волевых качеств спортсмена
1.1. Понятие воли и самоконтроля спортсмена
1.2. Методы развития силы воли спортсмена
Глава 2. Методики экспериментальной оценки уровня развития волевых качеств спортсмена
2.1. Критерии оценки силы воли спортсмена
2.2. Методы и способы замера силы воли спортсмена
2.3. Обсуждение результатов эмпирического исследования
Заключение
Список использованной литературы
33 стр.
Фрагмент
ВВЕДЕНИЕ
Изучение воли имеет давнюю историю, и сегодня вопрос воли, которую многие ученые считают стержнем всей структуры личности, вызывает большой научный интерес и имеет большое значение для практики воспитания молодого поколения.
Характерным для отечественной психологии является понимание воли как способности человека настойчиво достигать сознательно поставленной цели, несмотря на наличие внешних и внутренних препятствий (К. Корнилов, В. Селиванов, Л. Божович). В современных исследованиях проблема воли рассматривается в русле сознательной и целенаправленной психической саморегуляции поведения и деятельности (В. Калин, Б. Смирнов, В. Иванников, Е. Ильин).
Основой спортивного мастерства давно выделяют три вида подготовки спортсмена — физическая, техническая и тактическая. В своей совокупности и взаимной связи они обеспечивают достижение высоких спортивных результатов. Все три вида подготовки пронизаны психологическим содержанием, которое требует участия определенных психологических процессов — специализированных действий, внимания, мышления и т.д. — и их высокого мастерства. Это вызывает необходимость психологического изучения спортивной деятельности, а вместе с тем и разработки методических приемов формирования и развития специфических для нее психических функций. Наибольших успехов психология спорта добилась в анализе психологической структуры двигательных навыков, а также в изучении эмоций и волевых процессов и их специфики в спорте. Стало возможным говорить о специальной волевой подготовке спортсмена как основной части и специализированного тренировочного процесса.
Однако волевая подготовка спортсменов не охватывает всего значения психических функций, важность развития и совершенствования которых все более и более осмысливается тренерами и спортсменами, как крайняя необходимость условий для успеха в спортивной деятельности. Так в психологии спорта появилась новая проблема — психологическая подготовка спортсмена. Впервые этот термин был предложен на III Всесоюзном совещании по психологии спорта (1960) М. Гагаевой.
Сначала психологическую подготовку спортсмена понимали как подготовку спортсмена к следующим соревнованиям. При этом особое внимание обратили на воспитание у спортсмена способности преодолевать негативное эмоциональное состояние, характерное главным образом для периода соревнований, на формирование у спортсмена наибольшей готовности к максимальным волевым нагрузкам для преодоления трудностей, возникающих в процессе общей борьбы, на возбуждение активного стремления к победе и в связи с этим возникновения у спортсмена чувства уверенности в своих силах. В ряде исследований были обоснованы специальные приемы такой психологической подготовки спортсмена к следующим значениям.
Но следующие работы в этой области (М. Гагаевой, Ф. Генова, Б. И. Новикова, А.А. Черникова) показали, что психологическая подготовка спортсмена, рассматриваемая как подготовка к очередным соревнованиям, не исчерпывает всех возможностей, которые заключены в применении психологических методов с целью повышения спортивной квалификации. Было доказано, что психологическая подготовка к соревнованиям является лишь частью общей психологической подготовки спортсмена и ее эффективность в немалой степени обуславливается успешностью общей психологической подготовки спортсмена.
Большое количество экспериментальных исследований было проведено в научных школах В. Селиванова, В. Калины, Е. Ильина. Получены результаты по формированию волевых качеств спортсменов в различных видах деятельности, особенностей волевого развития спортсмена, влияния коллектива на формирование воли атлетов, связи свободы с активностью, психическим состоянием, интересами, уровнем притязаний и т.д. (В. Селиванов, А. Высоцкий, Д. Ребизов, В. Калин, М. Говоров, Т. Атаев, Н. Аргентов и другие). Волевые качества личности были предметом специальных экспериментальных исследований, выполненных в психологии спорта (А. Пуни, П. Рудик, Е. Ильин, И. Петяйкин, Б. Смирнов, Е. Щербаков, Н. Скрябин, М. Ильина). Большое внимание в трудах Е. Ильина и его коллег уделяется психофизиологическим основам волевой регуляции поведения.
Цель исследования — осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы взаимосвязи различных аспектов эмоционально-волевой регуляции деятельности и экспериментальным путем доказать применимость методик замера уровня силы воли спортсмена.
Задачи исследования:
— рассмотреть теоретические аспекты воли и силы воли;
— проанализировать основные методики тренировки силы воли спортсмена;
— провести эмпирическое исследование оценки уровня развития волевых качеств спортсменов.
Объект исследования – психоэмоциональное состояние спортсменов.
Предмет исследования – формирование волевых качеств спортсмена в процессе тренировочного занятия.