Курсовая работа на тему: Методы развития силы воли 14106

Описание

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты волевых качеств спортсмена

1.1. Понятие воли и самоконтроля спортсмена

1.2. Методы развития силы воли спортсмена

Глава 2. Методики экспериментальной оценки уровня развития волевых качеств спортсмена

2.1. Критерии оценки силы воли спортсмена

2.2. Методы и способы замера силы воли спортсмена

2.3. Обсуждение результатов эмпирического исследования

Заключение

Список использованной литературы

33 стр.

Фрагмент

ВВЕДЕНИЕ 
Изучение воли имеет давнюю историю, и сегодня вопрос воли, которую многие ученые считают стержнем всей структуры личности, вызывает большой научный интерес и имеет большое значение для практики воспитания молодого поколения.
Характерным для отечественной психологии является понимание воли как способности человека настойчиво достигать сознательно поставленной цели, несмотря на наличие внешних и внутренних препятствий (К. Корнилов, В. Селиванов, Л. Божович). В современных исследованиях проблема воли рассматривается в русле сознательной и целенаправленной психической саморегуляции поведения и деятельности (В. Калин, Б. Смирнов, В. Иванников, Е. Ильин).
Основой спортивного мастерства давно выделяют три вида подготовки спортсмена — физическая, техническая и тактическая. В своей совокупности и взаимной связи они обеспечивают достижение высоких спортивных результатов. Все три вида подготовки пронизаны психологическим содержанием, которое требует участия определенных психологических процессов — специализированных действий, внимания, мышления и т.д. — и их высокого мастерства. Это вызывает необходимость психологического изучения спортивной деятельности, а вместе с тем и разработки методических приемов формирования и развития специфических для нее психических функций. Наибольших успехов психология спорта добилась в анализе психологической структуры двигательных навыков, а также в изучении эмоций и волевых процессов и их специфики в спорте. Стало возможным говорить о специальной волевой подготовке спортсмена как основной части и специализированного тренировочного процесса.
Однако волевая подготовка спортсменов не охватывает всего значения психических функций, важность развития и совершенствования которых все более и более осмысливается тренерами и спортсменами, как крайняя необходимость условий для успеха в спортивной деятельности. Так в психологии спорта появилась новая проблема — психологическая подготовка спортсмена. Впервые этот термин был предложен на III Всесоюзном совещании по психологии спорта (1960) М. Гагаевой.
Сначала психологическую подготовку спортсмена понимали как подготовку спортсмена к следующим соревнованиям. При этом особое внимание обратили на воспитание у спортсмена способности преодолевать негативное эмоциональное состояние, характерное главным образом для периода соревнований, на формирование у спортсмена наибольшей готовности к максимальным волевым нагрузкам для преодоления трудностей, возникающих в процессе общей борьбы, на возбуждение активного стремления к победе и в связи с этим возникновения у спортсмена чувства уверенности в своих силах. В ряде исследований были обоснованы специальные приемы такой психологической подготовки спортсмена к следующим значениям.
Но следующие работы в этой области (М. Гагаевой, Ф. Генова, Б. И. Новикова, А.А. Черникова) показали, что психологическая подготовка спортсмена, рассматриваемая как подготовка к очередным соревнованиям, не исчерпывает всех возможностей, которые заключены в применении психологических методов с целью повышения спортивной квалификации. Было доказано, что психологическая подготовка к соревнованиям является лишь частью общей психологической подготовки спортсмена и ее эффективность в немалой степени обуславливается успешностью общей психологической подготовки спортсмена.
Большое количество экспериментальных исследований было проведено в научных школах В. Селиванова, В. Калины, Е. Ильина. Получены результаты по формированию волевых качеств спортсменов в различных видах деятельности, особенностей волевого развития спортсмена, влияния коллектива на формирование воли атлетов, связи свободы с активностью, психическим состоянием, интересами, уровнем притязаний и т.д. (В. Селиванов, А. Высоцкий, Д. Ребизов, В. Калин, М. Говоров, Т. Атаев, Н. Аргентов и другие). Волевые качества личности были предметом специальных экспериментальных исследований, выполненных в психологии спорта (А. Пуни, П. Рудик, Е. Ильин, И. Петяйкин, Б. Смирнов, Е. Щербаков, Н. Скрябин, М. Ильина). Большое внимание в трудах Е. Ильина и его коллег уделяется психофизиологическим основам волевой регуляции поведения.
Цель исследования — осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы взаимосвязи различных аспектов эмоционально-волевой регуляции деятельности и экспериментальным путем доказать применимость методик замера уровня силы воли спортсмена.
Задачи исследования:
— рассмотреть теоретические аспекты воли и силы воли;
— проанализировать основные методики тренировки силы воли спортсмена;
— провести эмпирическое исследование оценки уровня развития волевых качеств спортсменов.
Объект исследования – психоэмоциональное состояние спортсменов.
Предмет исследования – формирование волевых качеств спортсмена в процессе тренировочного занятия.

Литература

  1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К.Анохин. — М.: Наука, 1975. – 448 с.
  2. Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии / М.Я.Басов. – СПб.: Алетейя, 2007. – 544 с.
  3. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А.Иванников. – [2- е изд.]. — М.: УРАО, 1998. – 144 с.
  4. Иванников В.А. Структура волевых качеств по данным самооценки / В.А.Иванников, Е.В. Эйдман // Психологический журнал. — 1990. — Т. 11. — №3. – С.39-42.
  5. Ильин Е.П. Психология воли / Е.П.Ильин. — [2-е изд.]. — СПб.: Питер, 2009. – 368 с.- (серия «Мастера психологии»).
  6. Калин В.К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности / В.К.Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: всесоюз. конф. молодых ученых, 3-5 нояб. 1983 г.: тезисы докл. — Симферополь, 1983.- С.101-107.
  7. Карпов А.В. Психология менеджмента: [учеб.пособие] / А.В. Карпов. — М.: Гардарики, 2005. — 584 с.
  8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. — М.: Наука, 1984. – 444 с.
  9. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / И.П.Павлов. — М.: Наука, 1973.-661 с.
  10. Палайма Ю.Ю. Опыт исследования относительной силы мотива и формирования соревновательной установки у спортсменов / Ю.Ю. Палайма // Психология и современный спорт: сб.науч. работ психологов спорта социалистических стран. — М.: Физкультура и спорт, 1973. — С.86-99.
  11. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте: [уч.пос.] / А.Ц.Пуни. — Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1977. – 48 с.
  12. Рапохин Н.П. Исследование эмоционально-волевой устойчивости в условиях значимой деятельности / Н.П. Рапохин // Психологический журнал. — Т. 2. — № 5. — 1981. — С. 92-99.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2001. – 720 с.
  14. Рудик П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спртсмена / П.А.Рудик // Проблемы психологии спорта. — М., 1962. — С. 75-89.
  15. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание / В.И.Селиванов.- М.: Знание, 1976. — 63 с. — С. 17.
  16. Сеченов И. М. Избранные произведения / И.М.Сеченов. — М.: Учпедгиз, 1958. – 413 с.
  17. Симонов П.В. О филогенетических предпосылках воли / П.В.Симонов // Вопросы психологии. — 1971. — №4. — С. 84-88.
  18. Симонов П.В. Что такое эмоция? / П.В. Симонов.- М.: Наука, 1966. — 93 с.
  19. Смирнов Б.Н. К вопросу о психологических механизмах воли / Б.Н.Смирнов // Категории, принципы и методы психологии: тезисы к VI Всероссийскому съезду общества психологов СССР. — М.: Просвещение, 1983. — С.110-116.
  20. Чумаков М.В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности (структура, типы, особенности функционирования в социальном взаимодействии): [монография] / Михаил Владиславович Чумаков. — Москва — Курган: Изд — во Курганского гос. ун-та, 2007.- 214 с.
  21. Huitt W. Conation as an important factor of mind // Educational Psychology Interactive. Valdosta, GA: Valdosta State University. 1999. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// chiron. valdosta edu/whuitt/col/regsys/conation.html. – 1999.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 640

Задать вопрос

Задать вопрос