Курсовая работа на тему: Методы диагностики социальной перцепции в подростковом возрасте 12702

Описание

Оглавление:

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы методов диагностики социальной перцепции в подростковом возрасте.

1.1 Характеристика и функции процесса социальной перцепции.

1.2 Психологические особенности младших подростков.

1.3 Специфика общения и социальной перцепции в подростковом возрасте, факторы и условия, влияющие на их формирование.

Глава 2. Особенности социальной перцепции в подростковом возрасте.

2.1 Специфика организации исследования особенностей социальной перцепции в подростковом возрасте.

2.2 Модель тренинга по формированию навыков социальной перцепции в подростковом возрасте

Заключение.

Список использованной литературы.

46 стр.

Фрагмент

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество характеризуется динамикой социальных процессов, что приводит к увеличению количества межличностных контактов людей. Восприятие другой личности, построение ее образа является неотъемлемым компонентом процесса межличностного взаимодействия. Поэтому, адекватность отражения объекта перцепции, точность выделения его наиболее важных деталей определяют специфику переживаний и отношений, успешность совместной деятельности субъектов взаимодействий.
Феномен межличностной перцепции исследовался многими отечественными и зарубежными учеными. В сегодняшних условиях, уже выполнен достаточно широкий спектр исследований, направленных на исследование процесса формирования образа другого человека и создание первого впечатления о нем, выявлены психологические механизмы выразительного поведения человека и определена специфика социальной перцепции.
В процессе совместной деятельности и общения подростков, образ другого человека постепенно меняется, уточняется, дополняется, что свидетельствует о фазах межличностной перцепции: сначала происходит непосредственное чувственное отражение внешности, выразительного поведения и поступков человека; затем осуществляется интерпретация того внутреннего психологического содержания, которое скрывается за внешней формой
Изучались механизмы социальной перцепции (В. Агеев, Г. Андреева, И. Кон, В. Фомичева, Т. Хайдер) и социально – перцептивные характеристики совместной деятельности (Х. Тэджфел, С. Фрейзер, А. Хараш, А. Юркевич). Значительное количество исследований касалось экспериментального изучения социального статуса человека в группе и его влияния на оценку других людей (И. Волков, А. Крикунов, Р. Кричевский, М. Савин, Н. Федотова). В отечественной психологии исследовались особенности межличностного восприятия в различных сферах жизнедеятельности и общения человека (С. Максименко, М. Пиренн, В. Цыба, Н. Чепелева, Ю. Швалб и т.д.).
Отдельные работы касались изучения специфики межличностной перцепции в научных и производственных коллективах (В. Агеев, Т. Базаров, В. Соловьев, А. Свенцицкий, И. Шинкаренко) в спорте (А. Маржена, Т. Миронова, М. Новиков) в педагогическом процессе (И. Булах, Л. Долинская, А. Грейлих, Е. Дубовская, А. Киричук, Я. Коломинский, Л. Савенкова, Т. Яценко).
В последнее время появились экспериментальные работы, в которых актуализирована специфика коммуникативного поведения личности в условиях социальной депривации (В. Винс, Г. Хомич). В возрастном аспекте перцептивные процессы изучались соподчинено, преимущественно в контексте исследования других проблем, в частности, социальных способностей (А. Власова), формирования ответственности.
В то же время проведенный анализ показывает, что проблема методов диагностики социальной перцепции личности в подростковом возрасте на экспериментальном уровне остается недостаточно исследованной. Таким образом, социальная значимость проблемы и ее недостаточное экспериментальное изучение на современном этапе и обусловили выбор темы нашего исследования «Методы диагностики социальной перцепции в подростковом возрасте».
Цель – подобрать и апробировать методы диагностики социальной перцепции в подростковом возрасте. Объект – общение подростков с взрослыми и сверстниками. Предмет определяется в специфике общения подростков с окружающими.
Определив объект и предмет исследования для достижения поставленной цели, были представлены следующие задачи:
1) Проанализировать теоретические основы проблемы методов диагностики социальной перцепции в подростковом возрасте:
1.1. Рассмотреть характеристики и функции процесса социальной перцепции.
1.2. Охарактеризовать психологические особенности младших подростков.
1.3. Проанализировать специфику общения и социальной перцепции в подростковом возрасте, факторы и условия, влияющие на их формирование.
2) Подобрать и апробировать методы и методики исследования социальной перцепции в подростковом возрасте.
3) Представить модель тренинга для педагогов и родителей по формированию навыков социальной перцепции в подростковом возрасте.

Литература

  1. Андреева Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания. – М.: «Московского университета», 1981. – 205 с.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: 2000. – 321 с.
  3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М.: 1980. – 290 с.
  4. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск.:1989. – 284 с.
  5. Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. – М.: «ИПРАН», 2004. — 480с.
  6. Белинская Е. П., Бронин Д.И. Проблема точности межличностного восприятия: современные концептуальные модели и эмпирические исследования // Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 1 (61) Т. 1. – 205 с.
  7. Березина А. В. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков: дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / А. В. Березина. – М., 2003. – 129 с.
  8. Брейтигам Э. К. Взаимосвязь целостности и понимания в обучении // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – С. 27–33.
  9. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М.: Прогресс, 1977. – С.12-63. 3.
  10. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком: монография – М.: «Моск. ун-та», 1982. – 200 с.
  11. Волков Б.С. Психология подростка. – М., 2002. – 254 с.
  12. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. – 2007. – №2. – С. 3-14.
  13. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений.– М.: Просвещение, 1976. – 276 с.
  14. Гаврилова И. К. Особенности коммуникативной сферы студентов психологов и её развитие в процессе обучения: дисс. … канд. психол. наук: 19.00.07 / И. К. Гаврилова. – Иркутск, 2004. – 184 с.
  15. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии.// Вопросы психологии. – 1995. – №2. – С.147-158.
  16. Гайдамак В.И. К вопросу о влиянии взаимоотношений между членами контактной группы на восприятие и оценку друг друга // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга (в семье, школе, производственных коллективах): Тезисы докладов. — М., 2002. — С.67-68.
  17. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. – М.: 2001. — 255 с
  18. Лаврентьева З.И., Койнова – Цёльнер Ю.В., Ромм Т.А. Тенденции развития социального воспитания детей в постиндустриальном обществе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – №6. – С. 121–130.
  19. Камалова О. В. Социально-психологические детерминанты межгруппового восприятия и взаимодействия старшеклассников: дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / О. В. Камалова. – Ярославль, 2003. – 122 с.
  20. Ковалев Г. А. Некоторые аспекты исследования невербальных коммуникаций человека // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. — К., 1999. — №. 2. — С. 14—24.
  21. Курячий С. И. Влияние установок личности на восприятие другого человека. // «Вопросы психологии», М.: 1983. — №6. — С. 105 — 108.
  22. Павлова Е. Н. Методы повышения точности межличностного восприятия : дис. канд. психол. наук : 19.00.05 / Е. Н. Павлова. – М.: 2001. – 200 с.
  23. Панова Н. В. Уровни развития основных компонентов социального интеллекта младших подростков / Интеграция образования. – 2011. – № 2. – С. 88–92.
  24. Психология индивидуального и группового субъекта / РАН; Институт психологии / А. В. Брушлинский, М. Й. Воловикова. – М.: «Per Se», 2002. – 368 с.
  25. Психология: Учебник // В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – М.: «Высшее образование», 2005. – 484 с.
  26. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов / Т. Л. Алавидзе, Г. М. Андреева, Е. В. Антонюк и др. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 334 с.
  27. Серебрякова К.А. Условия формирования образа «Я» и представлений о сверстнике у подростков : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. психол. наук : спец. 19.00.07 «Педагогическая и возрастная психология» // К.А. Серебрякова. – М., 2004. – 24 с.
  28. Федосеенкова С. М. Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека по фотоизображению его лица: дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 // С. М. Федосеенкова. – М., 2003.
  29. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. Избр. труды. [В 2 Т. ] // Д.И. Фельдштейн. Т.1. – М., 2005. – 568 с.
  30. Хоффман М. Эмпатия и ее формирование в онтогенезе.// Вопросы психологии. – 1998. – №3. – С.17-25.
  31. Чучина Н. Н. Социализация подростков // Интеграционные процессы в науке в современных условиях. – 2016. – С. 205–210.
  32. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – М.: «Гардарики», 2003. – 314 с.
  33. Korkh V. M. The results of applied research development mechanisms social perception in adolescents and youth // European Journal of Education and Applied Psychology/ – 2015. – Vol. 1. – P. 30–34.
  34. https://vestnik.kemsu.ru/jour/article/view/414/414 [Электронный ресурс]
  35. http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html 414 [Электронный ресурс]

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 720

Задать вопрос

Задать вопрос