Курсовая работа на тему: «Антонимия как явление языка» 12774

Описание

Содержание

Введение

Глава 1. Антонимы в русском языке

1.1. Общее представление об антонимах

1.2. Типология антонимов

1.3. Особенности использования антонимов в русском языке

Глава 2. Изучение лексической антонимии

2.1. Антонимия и полисемия

2.2. Образование семантически близких по функции противопоставления групп единиц

Заключение

Список литературы

28 стр.

Фрагмент

Введение

Особое место в русском языке занимают антонимы – слова, противоположные по значению. Антонимия отражает существенную сторону системных связей в русской лексике. Современная наука о языке рассматривает синонимию и антонимию как крайние, предельные случаи взаимозаменяемости и противопоставленности слов по содержанию. При этом если для синонимических отношений характерно семантическое сходство, то для антонимических – семантическое различие.
Существование антонимов в языке обусловлено характером нашего восприятия действительности во всей ее противоречивой сложности, в единстве и борьбе противоположностей. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены, но и тесно связаны между собой.
При написании работы использовались учебные и методические материалы по русскому языку и культуре речи. Реферат состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Материалом исследования являются толковые словари («Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Словарь современного русского литературного языка» в 4 томах под редакцией А.П. Евгеньевой, «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах, «Большой толковый словарь русского языка» С.А. Кузнецова) и фразеологические (академические, учебные, переводные), а также произведения художественной и публицистической литературы с начала XIX века и до настоящего времени. В данной работе мы опирались на исследования ученых в области экстралингвистических и собственно лингвистических факторов антонимии (работы А.И. Алехиной, Ю.Д, Апресяна, В.Н. Бондаренко, Л.А. Введенской, В.Ю. Федосова и др.), фразеологии (работы В.Л. Архангельского, В.В. Виноградова, A.M. Молоткова и др.), лексикографии и фразеографии (работы М.Р. Львова, А.И. Федорова и других).
Целью данной работы является изучение особенностей антонимии как явления языка.
Основными задачами являются:
— дать общее представление об антонимах,
— изучить типологию антонимов,
— изучить особенности использования антонимов в русском языке,
— изучить особенности лексической антонимии,
— изучить особенности образования семантически близких по функции противопоставления групп единиц.
Объектом исследования является антоним в русском языке.
Предмет исследования – процесс изучения особенностей антонимии как явления языка.
Теоретической базой в данном исследовании являются следующие методы. Реализация цели исследования и объективная оценка результа¬тов предполагает использование следующих методов исследования: описание, сравнение, анализ, статистической обработки полученных результатов, обобщения, аналогии.
Практическая значимость работы состоит в возможности найти приме¬нение итогов работы в профессии управленца в будущем. Кроме того, практическое достоинство работы состоит в наработке навы¬ков в изучении особенностей антонимии как явления языка.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Литература

  1. Александрова П.С. О принципе составления словаря антонимов русского языка // Лексикографический сборник. — М. — Л.: Наука, 1963. — С.11 — 22.
  2. Александрова З.Е. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А.Чешко. — М.: Рус.яз., 1986. — 600 с.
  3. Белошапкова В.А. Современный русский язык/ М.: Азбуковник. 1999
  4. Брагина Л.А. Синонимические отношения в лексике и словарная статья // Современная русская лексикография. — Л.: Наука, 1981. — С. 54 — 61.
  5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. — М.: Просвещение, 1962.- 246 с.
  6. Гольцова А.А., Жуков Е.В. «Современный русский литературный язык», Москва 1982
  7. Евгеньева А.П. Словарь синонимов. — Л., 1975.-С. 11.
  8. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Просвещение, 1999. — 127 с.
  9. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 1. — М.: Просвещение, 2000. — 109 с.
  10. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 2. — М.: Просвещение, 2000. — 112 с.
  11. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Жуйкова С.Ф., Карлсен Е.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 1. — М.: Просвещение, 1999. — 159 с.
  12. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Жуйкова С.Ф., Карлсен Е.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 2. — М.: Просвещение, 2000. — 159 с.
  13. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 1. — М.: Просвещение, 2000. — 109 с.
  14. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 2. — М.: Просвещение, 2000. — 109 с.
  15. Изволенская Л.Н. Словари антонимов русского языка как средство развития речи младших школьников// Начальная школа. — 1982 — №1 — с. 22.
  16. Купалова А.Ю. Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей). Пособие для учителей / М.: Просвещение, 1981.
  17. Львов М.Р. и др. методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1987.
  18. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. Изд. 3-е, испр. и доп. Учебное пособие для вузов. М., «Высшая школа», 1974.
  19. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — М.: Просвещение, 1987. — 415 с.
  20. Максимов М.Ю. Русский язык и культура речи; Учебное пособие. Под. ред. М.Ю. Максимова — М. 2018.-198с.
  21. Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1993.
  22. Новикова Л.А. Словарь антонимов русского языка / М., 1984.
  23. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. — М.: Российская АН; Российский фонд культуры, 1996. — 928 с.
  24. Перчик Л.С. Русский язык и культура речи. Чел. 2014.
  25. Попов Р.Н.,Вальков Д.Н., Маловицкий Л.Я., Федоров А.К. Современный русский язык. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
  26. Программа для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. — М.: Просвещение, 1982. — 24 с.
  27. Програмно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа / Сост. Л.А.Вохмянина. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2018. — 320 с.
  28. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 256 с.
  29. Фомина М. И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Наука, 2017
  30. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология — Москва 1978г.
  31. Черняк В.Г. Русский язык и культура речи / М. 2013.-203с
  32. Чижова Т.И. Использование словаря в работе над лексическими синонимами // РЯ Ш. — 1978. — № 4. — С. 37.
  33. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика / М. 1989 — С. 270.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 560

Задать вопрос

Задать вопрос