Описание
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и подходы к сущности конкуренции уголовно-правовых норм
1. Проблема определения понимания конкуренции правовых норм
2. Виды конкуренции уголовно-правовых норм
Глава 2. Особенности квалификации при конкуренции уголовно-правовых норм
1. Квалификация преступлений в рамках одного состава преступлений
2. Квалификация множественности преступлений
3. Соотношение и взаимосвязь конкуренции и коллизии норм права
Заключение
Список использованных источников и литературы
Фрагмент
Введение
Актуальность темы исследования. Становление российской правовой системы происходит в условиях переходного периода российской государственности. Уголовное законодательство начинает терять стабильность, Уголовный кодекс РФ подвергается постоянным изменениям и в этом смысле он почти приблизился к УПК РФ. Политическая целесообразность урегулировать ту или иную правовую сферу, претендуя на комплексность и системность, на практике выражается в нарушении целостности и системности уже существующих уголовно-правовых институтов.
Последовательная «гуманизация» уголовного законодательства, выраженная в проводимой в последнее время политике, имеет низкую степень обоснованности и в большей мере направлена на отражение интересов бизнеса в стремлении регулировать уголовно-правовую репрессию. Несмотря на то, что концепция либерализации уголовно-правовой политики подверглась значительной критике научного сообщества, законодатель последовательно реализует заложенные в ней идеи. Результатом проводимой политики может являться повышение количества специальных норм, в том числе и привилегированных составов.
В действующем праве усиливается проявление юридических коллизий, конкуренции и юридических конфликтов, что требует системных исследований в различных отраслях и обобщения на теоретическом уровне. Результаты юридической практики показывают отсутствие единообразия в применении правовых норм, причинами которого выступают различные правовые явления, а в некоторых случаях и конкуренция норм права.
Конкуренция и коллизии правовых норм является одной из наиболее актуальных проблем в сфере повышения эффективности правоприменения. Единых подходов к понятию и признакам данного феномена не выработано ни в теории права, ни в рамках отраслевых наук, ни в практической деятельности.
В этой ситуации, чем точнее будет правовой инструментарий, представленный правилами квалификации и конкуренции, тем правильней будет полученный результат соотнесения уголовно-правовой нормы и события преступления, поскольку, учитывая низкое качество принимаемых изменений, все недоработки законодателя на практике должен исправлять правоприменитель, используя правила квалификации.
Именно поэтому существенное значение приобретает полнота и детализация правил конкуренции смежных составов преступлений, в частности конкуренция специальных норм. Совокупность вышеизложенных фактов подтверждает, что проблема конкуренции уголовно-правовых норм продолжает оставаться актуальной и значимой, а положения УК РФ — требующими определенного совершенствования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе конкуренции и коллизии уголовно-правовых норм.
Предметом исследования выступает совокупность норм УК РФ, вступающих друг с другом в конкуренцию при квалификации преступлений, труды ученых, посвященные данной теме и судебная практика.
Цель курсового исследования состоит в определении конкуренции уголовно-правовых норм при квалификации преступлений.
Исходя с поставленной цели, основными задачами исследования являются:
- Рассмотреть проблему определения понимания конкуренции правовых норм;
- Изложить виды конкуренции уголовно-правовых норм;
- Исследовать квалификацию преступлений в рамках одного состава преступлений;
- Раскрыть соотношение и взаимосвязь конкуренции уголовно-правовых норм.
Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования являются принципы материалистической диалектики, историзма, всеобщей взаимосвязи явлений, требующие рассмотрения любых процессов в их развитии, динамике, многообразии связей, а также такие общенаучные и специальные методы познания, как историко-правовой, логико-юридический, конкретно-социологический, сравнительно-правовой.
Структура курсовой работы обусловлена планом и ходом раскрытия темы и состоит из введения, двух глав,пяти параграфов, заключения и списка литературы.