КУРСОВАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛАХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. 15888

Описание

Содержание

Введение

Глава I. Формирование представление о числах у детей старшего

1.1. дошкольного возраста

1.2. Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

1.3. Теоретические аспекты формирования представлений о числах у детей старшего дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава II. Теоретическое обоснование возможностей использования дидактических игр в процессе формирования представлений о числах у детей старшего дошкольного возраста…

2.1. Сущность, структура и типология дидактической игры

2.2. Использование дидактических игр в формировании представлений о числах у детей старшего дошкольного возраста

Выводы по второй главе

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о числах у старших дошкольников

3.1. Организация опытно-экспериментальной работы

3.2. Описание организации и содержание образовательной деятельности по формирование представление о числах у детей старшего дошкольного возраста

3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложения

37 стр.

Фрагмент

Введение

В настоящее время образовательная деятельность дошкольных учреждений направлена на подготовку воспитанников к учебному процессу. Образовательные программы строятся таким образом, чтобы дошкольники имели начальные знания в области математике, русского языка и других школьных предметов.

Изучение базовых знаний математики, а именно чисел, у дошкольников начинается довольно рано. Родители приучают своих детей считать различные предметы, тем самым формируют у детей начальные представления о числах.

Однако работа дошкольных образовательных учреждений должна охватывать более широкий круг задач с учётом того, что формирование представление о числах, их порядке, составе и взаимообратных отношений представляет собой длительный и сложный процесс, выходящий за пределы дошкольного возраста.

В научной и методической литературе представлено множество способов, используемых при формировании представлений о числах у детей. Одним из них является применение дидактической игры.

В отечественной дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается в разных контекстах: и как специфический вид детской деятельности, и как форма организации детей, и как метод, и как эффективное средство воспитания и обучения.

Многие авторы (В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, А.Н. Давидчук, Ю.С. Григорьева и др.) обращаются к проблеме изучения дидактических игр, их сущности и структуры, генезиса и особенностей педагогического руководства. Имеют место работы, посвященные исследованию специфики использования дидактических игр в решении задач математического развития детей (А.А. Каравка, В.П. Коваленко и др.)

Поэтому формирование представлений о числах у детей дошкольного возраста является крайне актуальной задачей, так как психологические возможности дошкольников обуславливают возможность активного познания в совмещении с игровой деятельностью.

Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальное изучение применения дидактической игры как средства формирования представлений о числах у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс формирования представлений о числах у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – дидактическая игра как средство формирования представлений о числах у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
  2. Рассмотреть особенности формирования у детей представления о числе;
  3. Изучить сущность, структуру и типологию дидактической игры;
  4. Проанализировать научную литературу и отметить мнения исследований об использовании дидактических игр при обучении детей числу;
  5. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста;
  6. Провести качественную и количественную оценку полученных данных.

Исследование общенаучной, научно-популярной и методической литературы по теме исследования позволяет определить проблему исследования, которая заключается в виде взаимоисключающих противоречий:

— между достаточной научной проработкой содержательных и структурных особенностей дидактической игры и слабой методической проработкой возможностей её применения при обучении дошкольников;

— и между признанием эффективности применения дидактической игры при формировании представлений о числах у детей и её невостребовательностью в педагогической практике.

Учитывая данные противоречия, проблема исследования определяется следующим образом: эффективно ли применения дидактических игр как средства формирования представлений о числах у детей дошкольного возраста?

Гипотеза исследования заключается в том, что использование дидактических игр при обучении детей старшего дошкольного возраста может способствовать формированию представлений о числах в том случае, если процесс обучения будит руководствоваться принципами педагогического образования.

Методами написания курсовой работы являются: общенаучные – сбор и анализ литературы по теме исследования, её обобщение в виде глав и параграфов работы; частнонаучные – опытно-экспериментальная работа, методы количественной обработки и качественного анализа результатов.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что приведённая в работе информация может быть использованы в качестве базы для дальнейшего более углубленного изучения темы.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что изложенная в работе информация, а именно разработанные дидактические игры могут быть использованы педагогами при осуществлении их педагогической деятельности в дошкольных учреждениях.

Научная значимость данного исследования состоит в том, что в работе было выполнено:

  1. В работе был проведено начальное и контрольное определение уровня сформированности представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста;
  2. Были усовершенствованы имеющиеся дидактические игры, которые позволили оценить эффективность применения дидактических игр при обучении дошкольников числу.

Структура работы состоит из введения, 3 глав, 7 параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения.

В работе было использовано 30 литературных источника.

Работа представлена на 37 страницах машинописного текста.

Литература

  1. Бахвалова Е. С. Физические и психические особенности детей дошкольного возраста в перспективе обучения // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 436-438;
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. — 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991;
  3. 3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка — М.: Издательство Смысл, 2004;
  4. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.;
  5. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 304 с.;
  6. Давидчук, А.Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова; под ред. Т.В. Цветковой. – М.: Сфера, 2013. – 176 с.;
  7. Пиаже, Ж. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация / Ж. Пиаже, Б. Инельдер пер. с французского Э. Пчелкиной. — М: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 416 с.;
  8. Фидлер, М. Математика уже в детском саду / М. Фидлер. – М.: Педагогика, 1981.– 159 с.;
  9. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 4-е изд. – М.: Академический Проект, 2002. – 162 с.;
  10. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая.– М.: ВЛАДОС, 2010. — 400 с.;
  11. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник / Л.В. Коломийченко, Ю.С. Григорьева, М.В. Грибанова и др.; под ред. О.В. Прозументик, Н.А. Зориной. – Пермь, 2013. – 208 с.;
  12. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – URL: http://pedlib.ru/Books/5/0311/5_0311-1.shtml;
  13. Белошистая, А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 5–6 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений: В 2 кн. Кн. 1. / А.В. Белошистая. — М.: ВЛАДОС, 2008. – 100 с.
  14. Арсентьева, В.П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учеб. пособие для пед. вузов / В.П. Арсентьева. – М.: ФОРУМ, 2010.– 143 с.;
  15. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова // Умственное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 1972. – С. 76-112;
  16. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.;
  17. Урунтаева, Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника / Г.А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2016. — № 2;
  18. Волошкина, М.И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. Учеб. для студентов пед. вузов / М.И. Волошкина. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Начальная школа, 2002. – 160 с.;
  19. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Г.А. Урунтаева. — 5-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2001. – 336 с.;
  20. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова.– М.: Просвещение, 1992. – 175 с.;
  21. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: кн. для воспитателя дет. сада / А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 1987. – 97 с.;
  22. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. / А.К. Бондаренко. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.;
  23. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии : учебное пособие / М.А. Габова. — М.: Директ-Медиа, 2014. — 534 с.;
  24. Щербакова, Е. И. Знакомимся с математикой / Е.И. Щербакова. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 144 c.;
  25. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 144 с.;
  26. Смолякова, И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников/ И.Н. Смолякова. – Мозырь: Содействие, 2011. – 116 с.;
  27. Давайте поиграем: математические игры для детей 5–6 лет / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская. – М.: Просвещение, 1996. – 112 с.;
  28. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – Минск, 1976. – 128 с.;
  29. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая; под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.;
  30. Григорьева, Ю.С. Теоретические основы использования дидактической игры в процессе полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: моногр. / Ю.С. Григорьева. – Пермь, 2008. – 69 с.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 784

Задать вопрос

Задать вопрос