Описание
Содержание
Введение
Глава I. Формирование представление о числах у детей старшего
1.1. дошкольного возраста
1.2. Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
1.3. Теоретические аспекты формирования представлений о числах у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава II. Теоретическое обоснование возможностей использования дидактических игр в процессе формирования представлений о числах у детей старшего дошкольного возраста…
2.1. Сущность, структура и типология дидактической игры
2.2. Использование дидактических игр в формировании представлений о числах у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о числах у старших дошкольников
3.1. Организация опытно-экспериментальной работы
3.2. Описание организации и содержание образовательной деятельности по формирование представление о числах у детей старшего дошкольного возраста
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список литературы
Приложения
37 стр.
Фрагмент
Введение
В настоящее время образовательная деятельность дошкольных учреждений направлена на подготовку воспитанников к учебному процессу. Образовательные программы строятся таким образом, чтобы дошкольники имели начальные знания в области математике, русского языка и других школьных предметов.
Изучение базовых знаний математики, а именно чисел, у дошкольников начинается довольно рано. Родители приучают своих детей считать различные предметы, тем самым формируют у детей начальные представления о числах.
Однако работа дошкольных образовательных учреждений должна охватывать более широкий круг задач с учётом того, что формирование представление о числах, их порядке, составе и взаимообратных отношений представляет собой длительный и сложный процесс, выходящий за пределы дошкольного возраста.
В научной и методической литературе представлено множество способов, используемых при формировании представлений о числах у детей. Одним из них является применение дидактической игры.
В отечественной дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается в разных контекстах: и как специфический вид детской деятельности, и как форма организации детей, и как метод, и как эффективное средство воспитания и обучения.
Многие авторы (В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, А.Н. Давидчук, Ю.С. Григорьева и др.) обращаются к проблеме изучения дидактических игр, их сущности и структуры, генезиса и особенностей педагогического руководства. Имеют место работы, посвященные исследованию специфики использования дидактических игр в решении задач математического развития детей (А.А. Каравка, В.П. Коваленко и др.)
Поэтому формирование представлений о числах у детей дошкольного возраста является крайне актуальной задачей, так как психологические возможности дошкольников обуславливают возможность активного познания в совмещении с игровой деятельностью.
Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальное изучение применения дидактической игры как средства формирования представлений о числах у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования представлений о числах у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство формирования представлений о числах у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
- Рассмотреть особенности формирования у детей представления о числе;
- Изучить сущность, структуру и типологию дидактической игры;
- Проанализировать научную литературу и отметить мнения исследований об использовании дидактических игр при обучении детей числу;
- Провести опытно-экспериментальную работу по формированию представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста;
- Провести качественную и количественную оценку полученных данных.
Исследование общенаучной, научно-популярной и методической литературы по теме исследования позволяет определить проблему исследования, которая заключается в виде взаимоисключающих противоречий:
— между достаточной научной проработкой содержательных и структурных особенностей дидактической игры и слабой методической проработкой возможностей её применения при обучении дошкольников;
— и между признанием эффективности применения дидактической игры при формировании представлений о числах у детей и её невостребовательностью в педагогической практике.
Учитывая данные противоречия, проблема исследования определяется следующим образом: эффективно ли применения дидактических игр как средства формирования представлений о числах у детей дошкольного возраста?
Гипотеза исследования заключается в том, что использование дидактических игр при обучении детей старшего дошкольного возраста может способствовать формированию представлений о числах в том случае, если процесс обучения будит руководствоваться принципами педагогического образования.
Методами написания курсовой работы являются: общенаучные – сбор и анализ литературы по теме исследования, её обобщение в виде глав и параграфов работы; частнонаучные – опытно-экспериментальная работа, методы количественной обработки и качественного анализа результатов.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что приведённая в работе информация может быть использованы в качестве базы для дальнейшего более углубленного изучения темы.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что изложенная в работе информация, а именно разработанные дидактические игры могут быть использованы педагогами при осуществлении их педагогической деятельности в дошкольных учреждениях.
Научная значимость данного исследования состоит в том, что в работе было выполнено:
- В работе был проведено начальное и контрольное определение уровня сформированности представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста;
- Были усовершенствованы имеющиеся дидактические игры, которые позволили оценить эффективность применения дидактических игр при обучении дошкольников числу.
Структура работы состоит из введения, 3 глав, 7 параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В работе было использовано 30 литературных источника.
Работа представлена на 37 страницах машинописного текста.