Курсовая на тему: Экосреда как средство познавательного развития детей дошкольного возраста 11362

Описание

СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ЭКОСРЕДОЙ
1.1. Особенности развития познавательной сферы в дошкольном возрасте
1.2. Развитие познавательного интереса дошкольника в процессе НОД по ознакомлению с экосредой и окружающим миром
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
2.1. Практика использования игр в процессе НОД по ознакомлению с окружающим миром
2.2. Исследование результативности использования дидактических игр в процессе НОД с целью развития у дошкольников познавательного интереса к экосреде и окружающему миру
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

44 стр.

Фрагмент

ВВЕДЕНИЕ

Современная система образования с каждым годом повышает требования к учащимся. Уже приходя в школу, ребенок должен обладать многими навыками и способностями, формирование которых ложится на дошкольное учебное заведение.
Наиболее благоприятным периодом эмоционального взаимодействия человека с природой является дошкольный возраст, когда чувства и разум развиваются в соответствии с характером отношений с окружающим миром. Многие из известных педагогов считали природу одним из средств воспитания детей. Например, Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития разума, чувств и воли, а К. Д. Ушинский считал, что дети должны быть ближе к природе, так как это позволит сообщать им все полезное и доступное для их интеллектуального развития. В.Г. Белинский и А.И. Герцен говорили о том, что детей необходимо приобщать к природе, формировать у них устойчивый и глубокий интерес к ней, так как без этого невозможно накопление разнообразной информации об окружающем мире.
Источником человеческих интересов является окружающая среда. Интерес может проявляться через отношение к определенным объектам и явлениям, с которыми человек пребывает во взаимосвязи и взаимодействии, любая реальная связь и зависимость между ней и жизненными явлениями сопровождается определенным оцениванием. Именно поэтому интерес можно рассматривать как ценностное отношение к объектам и явлениям окружающей среды: предметов, процессов, событий, которые имеют определенное значение для существования и жизнедеятельности личности.
Живая природа — это сложный и многогранный мир, в котором особое место занимают животные. Они составляют около 2% всего живого на планете, однако их роль в биосфере неоценима, ведь животный мир выступает источником получения промышленного, лечебного сырья, пищевых продуктов и ряда других материальных ценностей, которые необходимы для удовлетворения потребностей населения.
Актуальность темы исследования заключается в том, что развитие познавательных интересов лучше начинать с дошкольного возраста, потому, что дошкольники энергично взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, представляют интеллект, чувства личности, волю и познавательный интерес. Это является необходимой предпосылкой готовности к обучению в школе.
В тоже время, познавательный интерес дошкольников может развиваться лишь в процессе деятельности, которая интересна ребенку. Для него – это игра. Поэтому необходимо использовать ее во всех сферах развития ребенка. Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях выделено в отдельную сферу. Современное экологическое воспитание позволяет дать дошкольникам первичное представление о животном мире, об окружающей среде.
При этом следует отметить, что методика работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов рассчитана на творческое руководство со стороны воспитателя. Такой подход предусматривает превращение нестойкой, импульсивной заинтересованности, которая вызывается внешними стимулами, в познавательные интересы с более стойкой структурой, которой свойственны избирательность, действенность и которая основывается на внутренней позиции ребенка. Работа с воспитанниками требует от педагога творческого выбора доминирующих методов реализации содержания (рассказ беседа, поисковая работа) и вспомогательных, которые бы регулировали участие детей в познании.
Объект исследования – экологическое воспитание.
Предмет исследования – дидактические игры экологической направленности как средство развития познавательного интереса у дошкольников.
Цель исследования – изучить особенности развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности экологической направленности.
Задачи исследования:
1) дать общую характеристику детей дошкольного возраста;
2) раскрыть понятие и методы экологического воспитания;
3)раскрыть особенности развития познавательной сферы в дошкольном возрасте;
4) разработать методические рекомендации по развитию познавательного интереса в процессе игровой деятельности экологической направленности.
Анализ разной научной литературы по теме исследования позволяет нам сделать вывод, что в педагогике и психологии уже существует множество подходов к решению задач, связанных с развитием познавательного интереса детей дошкольного возраста. Огромное место занимают проблемы взаимосвязи познания окружающего мира и интереса в исследованиях Л. Н. Толстого И. Гербарта, А. Дистерверга, Я.А. Коменского, Дж. Локка и др.
Методы исследования:
1. Теоретические:
Анализ понятий-терминологии и литературы, изучение основных подходов к понятию «экологическое воспитание».
2. Эмпирические: обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, анкетирование.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка литературы и приложений.

Литература

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. [Текст] / З.Ф. Аксенова. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  2. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. [Текст] / Н. В. Алешина. — М.: ЦГЛ, 2004.
  3. Арсклева, З.А. Проблемы развития произвольного внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста. [Текст] / З.А. Арсклева, М.В. Ажиев // Современные методы и технологии обучения: Детский сад – Школа – ВУЗ. — Ростов-на-Дону, 2014. – с. 24-29.
  4. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. [Текст] / Э.А. Баранова – СПб.: Питер, 2005. – 295 с.
  5. Баранова, Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5 — 8 лет. [Текст] / Э.А. Баранова // Вопросы психологии. – 2007. — № 4. — С. 45 — 55.
  6. Березина, Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / Ю.Ю. Березина – М.: Педагогические науки. – 2013. – №8. – С. 192-195.
  7. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5 — 6 лет [Текст] : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. / Т.М. Бондаренко. — Воронеж: Ч. П, 2006. – 220 с.
  8. Бордовская, Н.А Педагогика [Текст] : учебное пособие. / Н. Бордовская, А. Реан. — СПб.: Питер, 2008. – 206 с.
  9. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика [Текст] : учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 477 c.
  10. Вахрушева, Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. [Текст] / Л.Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  11. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2012. — 510 c.
  12. Венгер, Л.А. Психология. [Текст] / В.С. Мухина – М., 1988. – 420 с.
  13. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников [Текст] / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 3. — С. 23-27.
  14. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова – М., 1992. – 210 с.
  15. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. [Текст] / А.Ю. Дейкина – СПб., Питер, 2002. – 240 с.
  16. Дзюба, П. П. Практическая копилка воспитателя детского сада. [Текст] / П.П. Дзюба. — Ростов н/Д.: Феникс,2007. – 210 с.
  17. Дыбина, О. В. Ребенок и окружающий мир. [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Мозаика – Синтез,2008. -120 с.
  18. Дылевская, Л.Г. Дидактическая игра как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста. [Текст] / Л.Г. Дылевская // Проблемы теории и практики психологического развития. Материалы региональной научно-практической конференции / под ред. Гонина О.О. – Тверь, 2015. – С. 20-22.
  19. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] : пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. / Л.И. Егоренков. – М.: АРКТИ, 2001. – 128 с.
  20. Журавлева, С. В. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой [Электронный ресурс] / С. В. Журавлева. // Портал педагога: [сайт]. – Липецк, 2016. – URL: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=14135
  21. Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми [Текст] : материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психологопедагогическая диагностика и консультирование» / С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. — М.: В. Секачёв, 2011. — 80 с.
  22. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]: пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  23. Нисканен, Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. [Текст] // Л.Г. Нисканен ; под ред. Л.Г. Нисканен — М.: Академия, 2002. — 208 с.
  24. Калинина, Р. Детское «почему» и интеллектуальное развитие. [Текст] / Р. Калинина // Школьный психолог. — 2004. — № 1. — С. 22 — 24.
  25. Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей. [Текст] / Р. Кэмпбелл – М., 1992.
  26. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников [Текст] / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2003 — №3. — С. 4-5.
  27. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / Н.А. Короткова – М. : ЛИНКАПРЕСС, 2007. – 180 с.
  28. Краевский, В.В. Педагогика. [Текст] / В.В. Краевский, А.Ф. Меняев, В.М. Полонский, П.И. Пидкасистый, Щуркова — М.: Педагогическое общество России, 2005. – 420 с.
  29. Локтионова, З.А. Поисково- познавательная работа в детском саду. [Текст] / З.А. Локтионова, В.В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60-64.
  30. Лупийко, Л.В. Развитие экологических представлений у старших дошкольников: методики и методы изучения. [Текст] / Л.В. Лупийко //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. — №2-2. – С. 258-262.
  31. Николаева, С.      Н.      Методика   экологического   воспитания дошкольников. [Текст] / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2001. – 184 с.
  32. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей. [Текст] / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
  33. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. — М.: ПО России, 2004. — 442 c.
  34. Обухова, Л. А, Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. [Текст] / Л.А. Обухова, Л.Г. Горькова – М.: ВАКО, 2009. — 320 с.
  35. Паршукова, И.П. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду. [Текст] / И.Л. Паршукова. // Дошкольная педагогика. — 2006 — № 1 — С. 19 — 23.
  36. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. [Текст] / Ж. Пиаже. – М., 1997. – 340 с.
  37. Рахманова, М.Р. Особенности произвольного внимания у детей дошкольного возрастаю [Текст]/ М.Р. Рахманова, А.Ю. Нагорнова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. – Ульяновск, 2012. – С. 313-316.
  38. Рзаева, Н.В. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования представлений о животных. [Текст] / Н.В. Рзаева, О.Л. Егорова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании Материалы VII Международной научнопрактической конференции, посвященной 100-летию РГУ имени С.А.Есенина. / Л.А. Байковая. Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. — 2015. – С. 395297.
  39. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду. [Текст] / Н.А. Рыжова — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
  40. Савенков, А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. [Текст] / А.И. Савенков — Самара: Изд-во «Учебная литература», 2005.
  41. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст] : учебное пособие для ВУЗов / В. С. Селиванов. – М.: Aкадемия, 2002. – 336 с.
  42. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. [Текст] / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998.
  43. Семёнов, И.Н. Тенденция психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. [Текст] : учебное пособие. / И.Н. Семенов — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
  44. Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду. [Текст] / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 300 с.
  45. Соломенникова, О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников. [Текст] / О.А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. — 2004 — № 7 — С. 21 — 27.
  46. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. /[Текст] / О.А. Соломенникова. — М.: Мозаика — Синтез, 2005.
  47. Сотникова, И.Д. Исследование познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / И.Д. Сотникова // Вестник ТГПУ. – 2009. — №1. – С. 92-94.
  48. Смирнова, Т.В. Ребенок познает мир. [Текст] / Т.В. Смирнова – Волгоград: Учитель, 2014. – 220 с.
  49. Теремов, А.В. Изучение природы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. [Текст] / А. В. Теремов, С.К. Пятунина // Педагогическое образование и наука. – 2015. — №2. – С. 34-38.
  50. Тихомирова, А.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. [Текст] / А.Ф. Тихомирова — Ярославль, 1998. – 280 с.
  51. Усова, Е.Б.   Возрастная         психология [Текст]: учебно-методический комплекс / Е.Б. Усова — Минск: Изд-во МИУ, 2009 – 56 с.
  52. Фалькевич, Т. А. Сценарии занятий по культурно- нравственному воспитанию дошкольников. [Текст] / Т.А. Фалькевич, Л.П. Барылкина – М.: ВАКО, 2008.
  53. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. [Текст] / Т.Б. Филичева. – М.: Академия,1999. – 180 с.
  54. Чернявская, Е.Е. Дидактическая игра как средство развития произвольного внимания [Текст] / Е.Е. Чернявская // Вестник экспериментального образования. – 2015. — №3. – С. 36-42.
  55. Щетинина, А.М. Формирование умственных действий у дошкольников [Текст] : методическое пособие. / А.М. Щетинина, Н.П. Смирнова — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 116 с.
  56. Щукина, Г.И. Активизация       познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. [Текст] / Г.И. Щукина – М., 1979. – 160 с.
  57. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. [Текст] / Г.И. Щукина – М., 1988. – 208 с.
  58. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. [Текст] / Г.И. Щукина – М., 1971. – 352 с.
  59. Юркевич, В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей [Текст] / В. С. Юркевич. // Вопросы психологии. – 2008 — №2. – С. 44-49.
  60. Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 720

Задать вопрос

Задать вопрос