Описание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ЭКОСРЕДОЙ
1.1. Особенности развития познавательной сферы в дошкольном возрасте
1.2. Развитие познавательного интереса дошкольника в процессе НОД по ознакомлению с экосредой и окружающим миром
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
2.1. Практика использования игр в процессе НОД по ознакомлению с окружающим миром
2.2. Исследование результативности использования дидактических игр в процессе НОД с целью развития у дошкольников познавательного интереса к экосреде и окружающему миру
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
44 стр.
Фрагмент
ВВЕДЕНИЕ
Современная система образования с каждым годом повышает требования к учащимся. Уже приходя в школу, ребенок должен обладать многими навыками и способностями, формирование которых ложится на дошкольное учебное заведение.
Наиболее благоприятным периодом эмоционального взаимодействия человека с природой является дошкольный возраст, когда чувства и разум развиваются в соответствии с характером отношений с окружающим миром. Многие из известных педагогов считали природу одним из средств воспитания детей. Например, Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития разума, чувств и воли, а К. Д. Ушинский считал, что дети должны быть ближе к природе, так как это позволит сообщать им все полезное и доступное для их интеллектуального развития. В.Г. Белинский и А.И. Герцен говорили о том, что детей необходимо приобщать к природе, формировать у них устойчивый и глубокий интерес к ней, так как без этого невозможно накопление разнообразной информации об окружающем мире.
Источником человеческих интересов является окружающая среда. Интерес может проявляться через отношение к определенным объектам и явлениям, с которыми человек пребывает во взаимосвязи и взаимодействии, любая реальная связь и зависимость между ней и жизненными явлениями сопровождается определенным оцениванием. Именно поэтому интерес можно рассматривать как ценностное отношение к объектам и явлениям окружающей среды: предметов, процессов, событий, которые имеют определенное значение для существования и жизнедеятельности личности.
Живая природа — это сложный и многогранный мир, в котором особое место занимают животные. Они составляют около 2% всего живого на планете, однако их роль в биосфере неоценима, ведь животный мир выступает источником получения промышленного, лечебного сырья, пищевых продуктов и ряда других материальных ценностей, которые необходимы для удовлетворения потребностей населения.
Актуальность темы исследования заключается в том, что развитие познавательных интересов лучше начинать с дошкольного возраста, потому, что дошкольники энергично взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, представляют интеллект, чувства личности, волю и познавательный интерес. Это является необходимой предпосылкой готовности к обучению в школе.
В тоже время, познавательный интерес дошкольников может развиваться лишь в процессе деятельности, которая интересна ребенку. Для него – это игра. Поэтому необходимо использовать ее во всех сферах развития ребенка. Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях выделено в отдельную сферу. Современное экологическое воспитание позволяет дать дошкольникам первичное представление о животном мире, об окружающей среде.
При этом следует отметить, что методика работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов рассчитана на творческое руководство со стороны воспитателя. Такой подход предусматривает превращение нестойкой, импульсивной заинтересованности, которая вызывается внешними стимулами, в познавательные интересы с более стойкой структурой, которой свойственны избирательность, действенность и которая основывается на внутренней позиции ребенка. Работа с воспитанниками требует от педагога творческого выбора доминирующих методов реализации содержания (рассказ беседа, поисковая работа) и вспомогательных, которые бы регулировали участие детей в познании.
Объект исследования – экологическое воспитание.
Предмет исследования – дидактические игры экологической направленности как средство развития познавательного интереса у дошкольников.
Цель исследования – изучить особенности развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности экологической направленности.
Задачи исследования:
1) дать общую характеристику детей дошкольного возраста;
2) раскрыть понятие и методы экологического воспитания;
3)раскрыть особенности развития познавательной сферы в дошкольном возрасте;
4) разработать методические рекомендации по развитию познавательного интереса в процессе игровой деятельности экологической направленности.
Анализ разной научной литературы по теме исследования позволяет нам сделать вывод, что в педагогике и психологии уже существует множество подходов к решению задач, связанных с развитием познавательного интереса детей дошкольного возраста. Огромное место занимают проблемы взаимосвязи познания окружающего мира и интереса в исследованиях Л. Н. Толстого И. Гербарта, А. Дистерверга, Я.А. Коменского, Дж. Локка и др.
Методы исследования:
1. Теоретические:
Анализ понятий-терминологии и литературы, изучение основных подходов к понятию «экологическое воспитание».
2. Эмпирические: обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, анкетирование.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка литературы и приложений.