Описание
Оглавление
Введение
Глава 1. Специализированный иллюстрированный журнал как объект стилистического анализа
1.1 Специализированный иллюстрированный журнал как тип печатного издания
1.2 Специфика и стилистический анализ публикаций специализированного иллюстрированного журнала
Глава 2. Стилистический анализ публикаций в специализированных иллюстрированных журналах
2.1 Специфика стиля публикаций в журналах «GEO», «Вояж», «National Geographic», «Conde Nast Traveler», путеводителе «Афиши»
2.2 Анализ элементов стилистики специализированного иллюстрированного журнала
Заключение
Библиографический список
40 стр.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.
Фрагмент
Введение
В начале XXI века существенно возросла роль средств массовой информации. XXI век принято считать информационным веком, а популярность СМИ обусловлена оперативностью отражения основных событий посредством отражения состояния и переживаний людей, в целом, и во время путешествий, в частности. Повышение значимости специализированных иллюстрированных журналов связано с их возможностями текстовых и изобразительных материалов, методами и средствами воздействия на читателя.
Несмотря на обилие информации и различных исследований в области журналистики, возможности специализированных иллюстрированных журналов как источника информации о путешествиях, достопримечательностях, геолокациях, истории, географии, культуре, искусстве, этике, другом менталитете изучены недостаточно.
Увеличение спроса на специализированные иллюстрированные журналы говорит об увеличении значимости, востребованности и актуальности публикаций в них. Вслед за этим, произошли изменения в ассортименте издаваемой периодической литературы, однако издание иллюстрированных журналов осталось востребованным, а их стилистика приобрела особое значение.
Цель исследования является анализ особенностей стилистики специализированных иллюстрированных журналов.
Объект исследования: специализированные иллюстрированные журналы.
Предмет исследования: стилистика специализированных иллюстрированных журналов.
Задачи исследования:
— рассмотреть специализированный иллюстрированный журнал как тип печатного издания;
— выделить специфику и особенности стилистического анализа специализированного иллюстрированного журнала;
— проанализировать публикации в журналах «GEO», «Вояж», «National Geographic», «Conde Nast Traveler», путеводителе «Афиши»;
— провести стилистический анализ четырех специализированных иллюстрированных журналов в сравнении путеводителем.
Методы исследования: анализ и синтез, контент-анализ, стилистический анализ, сравнение, обобщение и интерпретация.
Теоретической основой данной работы являются труды Штейнман М.С.[1], Покачаловой А.В.[2], Муха А.В.[3], др.
Зарождение теории стилистики периодической печати началось с появлением газет. Отечественная теория газетной стилистики сложилась в 70-х годах XX века, и ее становление обязано «московской школе» (С. Гуревич[4], А. Киселёв[5], Г.Я. Солганик,[6] С. Галкин[7], В. Бакшин[8], др.). Идея стилистического моделирования газет обосновала эффективность применения этого метода при выпуске периодических изданий.[9]
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Специализированный иллюстрированный журнал как объект стилистического анализа
1.1 Специализированный иллюстрированный журнал как тип печатного издания
Во второй половине XVII века общественная потребность вызвала появление печатного издания — журнала. Этим восполнялся пробел между книгой и газетой, при котором журнал стал промежуточной формой издания, соединив фундаментальность книги и оперативность газеты. Слово «journal» означает «дневник, ежедневник».
У В. Даля – «повременное издание, недельное, месячное, выходящее по установленным срокам; срочник»; здесь и ниже примечания и ссылки на источники внутри текста даются только в пределах данного раздела, в конце которого приведён список), но через 100 лет — «периодическое или повременное издание, выходящее еженедельно, ежедекадно, раз в две недели, ежемесячно, раз в два месяца и реже».[10]
В третьем издании БСЭ говорится, что «журнал — печатное периодическое издание. Как и газета, журнал является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами общественных классов, политических партий, организаций».[11]
Функция журналов первоначально заключалась в регистрации опубликованных материалов или деятельности учреждений науки, культуры, образования.
В России первая попытка создания журнала была предпринята в 1726 году (на следующий год после создания академии наук) Г.Ф. Миллером выпуском «Commentarii Akademiae Scientiarum» («Комментарии Академии наук») на латинском языке. Затем часть материалов (около половины) была переведена на русский язык и вышла отдельным томом в 1728 году под названием «Краткое описание комментариев Академии наук».
Вторая попытка создания русского журнала была предпринята в 1728 году выпуском «Примечаний» — ежемесячного приложения к газете «Санкт–Петербургские ведомости». Содержанием «Примечаний» была расширенная информация по сообщениям в газете, подробное популярное толкование слов, терминов, событий.
Первым русским журналом следует считать издававшиеся с января 1755 по декабрь 1764 годы. «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие». Журнал выходил под редакцией Г.Ф. Миллера ежемесячно, книжками небольшого формата в попытке воплотить тематические направления. В нем печатались научно-популярные материалы, заимствованные (в пересказе) из иностранных журналов, научные статьи по историографии, экономике, географии, биологии.
С начала ХIХ века стали создаваться журналы по различным отраслям науки, техники, культуры, дифференцируясь по тематике и целевому назначению — на массовые, научные и профессиональные. Журнал как тип издания в России воспринимался на основании зарубежного опыта. Важные мысли о журнале вслед за М.В. Ломоносовым высказывали Г.Ф. Миллер, Н.М. Карамзин, М.В. Дашков, и др.[12]
Развитие индустрии журналов связано с процессом развития буржуазной культуры, модернизацией технологии печати, значительным расширением ареола распространения печатной продукции, уменьшением времени доставки номеров, снижением стоимости изданий, расширением читательской аудитории за счёт общего содержания изданий. Эти изменения, затронувшие процесс производства и продажи, превратили журналы в популярный, доступный, массовый тип СМИ. Наиболее известным из специализированных иллюстрированных журналов стал еженедельный журнал «Life» («Жизнь»), созданный X. Люс и корпорацией «Time Inc.» в 1936 г.
Рассказы о путешествиях оставались долгое время не привлекали внимания, но путешественник всегда был источником информации, обладал знанием о других пространствах и времени, побуждая сопереживать приключениям.
В Древней Греции практиковали разделение на описание путешествий по морю — периплы, и описание путешествий по суше — периегезы. Возникновение этих форм литературы обусловлено развитием мореплавания. Греки описывали страны и были нацелены на расширение границ и основание городов. Морские описания «периплы» были похожи на современные лоции, а вот периегезы были прообразами страноведческих описаний. Гекатей из Милета объединил все описания в общее произведение, что заложило основу будущей журналистики путешествий.[13]
И. Борн в «Кратком руководстве к российской словесности» указывал, что «путешествия отражают истинные повествования о случившихся со странствовавшим приключениях в разных частях света, естество словное описание виденных стран».
Первые исследования очерков путешествующих заключали разделение на подвиды и имели цель — наблюдение нравственности и обычаев местного населения, описать природу, географию и архитектуру стран.
Н. Карамзин отделил литературное путешествие от этнографических и географических исследований, указывая, что «в описании путешествий не нужно искать статистические и географические сведения, так как их нужно искать не в «Письмах», а «Географии» Ф. Бишингова, где переживания путешественника остаются «за кадром»».[14]
Литература
1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация. — М.: Академия книги, 2003. — 128 с.
2. Бакшин В.В. Основы журналистики. — М.: Флинта, Наука, 2009. — 56 с.
3. Большая советская энциклопедия. БСЭ 3-е издание. [Электронный ресурс] http://bse.uaio.ru/BSE/bse30.htm?ysclid=leyaa4se6m201132735(07.03.23).
4. Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 89 с.
5. Гуминский В.М. Путешествие / В.М. Гуминский. // Литературный энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1987. — С. 314-315.
6. Гуминский В.М. Проблема генезиса и развития жанра путешествий в русской литературе: дис.… канд. филол. наук. / В.М. Гуминский. — М.: Проспект, 1979. — 184 с.
7. Гуревич С. Экономика средств массовой информации. — М.: Сабашников, 1999. — 255 с.
8. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — 4 тома. — М.: Вольф, 1880-1882. — 650 с.
9. Ендовицкая В. Баланс и гармония атолла Раа. // «Вояж». 05.03.23. [Электронный ресурс] http://voyagemagazine.ru/balans-i-garmoniya-atolla-raa/(06.03.23.).
10. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации: учебник. /А.Г. Киселёв. — М.: Кнорус, 2009. — 432 с.
11. Киселёв А.П. История оформления русской газеты (1702-1917 гг.). — М., 1990. — 90 с.
12. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры. / Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский. // Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. — Л.: ЛГУ, 1984. — С. 501-578.
13. Ляхов В.Н. О художественном конструировании книги. — М.: Проспект, 1975. — 59 с.
14. Маслова Н.М. Путевой очерк: проблемы жанра. / Маслова Н.М. — М.: Знание, 1980. — 116 с.
15. Муха А.В. Содержательная и жанровая специфика трэвел-журналистики в зависимости от видов СМИ [Электронный ресурс] / А.В. Муха, Н.И. Федосеева. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelnaya-i-zhanrovaya-spetsifika-trevel-zhurnalistiki-v-zavisimosti-ot-vidov-smi (дата обращения 19.04.2019.)
16. Основы издательского дела в России в XVIII веке. [Электронный ресурс] https://vuzlit.com/464259/izdatelskoe_delo_rossii_xviii_veke?ysclid=leyaazi02h221268544(07.03.23.).
17. Покачалова А.В. Тематика и жанровая специфика трэвел-текстов в региональных интернет-СМИ. (на примере «Липецкого туристского портала»). — М.: 2019.
18. Почему Йом-Кипур самый святой день еврейского народа. // Ю. Гуркина. Автор статьи: ERIN BLAKEMORE [Электронный ресурс] https://newochem.ru/istoriya/pochemu-jom-kipur-samyj-svyatoj-den-evrejskogo-naroda/(06.03.23.).
19. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов. / ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 259 с.
20. Средства массовой информации России. [Электронный ресурс] https://ozlib.com/811936/zhurnalistika/sredstva_massovoy_informatsii_rossii(07.03.23.).
21. Стилистический анализ публицистического текста. [Электронный ресурс] https://ozlib.com/1112377/literatura/stilisticheskiy_analiz_publitsisticheskogo_teksta?ysclid=leyar4eau7991494306(03.23.).
22. Стилистика газетных жанров. / Г.Я. Солганик, М.К. Милых, В.П. Вомперский; ред. Д.Э. Розенталя. — М.: МГУ, 1981. — 300 с.
23. Фастовец Е.В. Художественно-техническое оформление периодических изданий. — М.: Просвещение, 1980. — 120 с.
24. Холи события в Лондоне. [Электронный ресурс] https://www.cntraveller.com/article/holi-events-in-london(06.03.23.).
25. Шадрина М.Г. Эволюция языка «путешествий»: дис. … д-ра филол. наук / М.Г. Шадрина. — М.: АСТ, 2003. — 394 с.
26. Штейман М.С. Роль масс-медиа в процессах интеграции и дифференциации современной культуры. Материалы II МНПК «Общественные науки и высшая школа: современное состояние и тенденции развития». // Правовестник. — № 4 (15). — 2019. – С. 20-35.
27. Штейман М.С. Тенденции развития и функционирования трэвел-журналистики в информационном поле российских СМИ. / М.С. Штейман, А.В. Покачалова. // Вопросы теории и практики журналистики. — 2019. — Т. 8. — № 1. — с. 129-146.