Описание
Оглавление
Введение
Глава 1. Судебная ветвь власти в системе разделения властей
1.1 Понятие и сущность системы разделения властей
1.2 Особенности судебной ветви власти и ее место в системе разделения властей
Глава 2. Судебная власть в региональной системе разделения властей
2.1 Система, принципы организации и деятельности судебной власти в субъектах РФ
2.2 Взаимодействие судебных органов с законодательной и исполнительной властью субъектов РФ
Заключение
Список использованной литературы
30 стр.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.
Фрагмент
Введение
Актуальность темы исследования. Проблемы судебной власти в демократическом государстве в последние годы все чаще выходят на первый план. При возникновении спора многие граждане стараются традиционно разрешить его в судебном порядке, поскольку именно суд может беспристрастно исследовать все материалы дела и вынести объективное и справедливое решение. Это обусловлено объективными потребностями общества в судебной защите независимым и справедливым судом, а также незавершенностью начатых преобразований в судебной системе. В связи с этим весьма важную роль играет организация судебной власти в стране[1].
Надо сказать, что разнообразные аспекты, связанные с организацией судебной власти, являлись предметом исследований многих учёных, которые анализировали её значение, содержание и суть, также взаимодействие с иными ветвями власти. Подтверждением этому являются многочисленные научные публикации, посвящённые судебной власти, включая диссертационные исследования[2].
Анализируя разные публикации по теме исследования, мы пришли к выводу о необходимости согласиться с Н.А. Колоколовым и Т.А. Владыкиной в том, что современная судебная власть в России является особым феноменом, продолжая изучать который, выявление присущих ему новых черт вряд ли прекратится[3] ввиду его неизменной актуальности и чрезвычайно многозначности[4].
В современных условиях реформирования всей российской системы вопрос о месте судебной власти в системе разделения властей представляется особо актуальным и значимым, поскольку позволяет выявить присущие ей недостатки и проблемы, а также сформулировать предложения по ее усовершенствованию.
Изложенное свидетельствует об актуальности темы настоящего исследования.
Целью исследования является анализ судебной власти в системе регионального разделения властей.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие и сущность системы разделения властей;
— выявить особенности судебной ветви власти и ее место в системе разделения властей;
— определить систему, принципы организации и деятельности судебной власти в субъектах РФ;
— проанализировать взаимодействие судебных органов с законодательной и исполнительной властью субъектов.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с судебной властью в системе регионального разделения властей.
Предмет исследования составили нормативные правовые акты РФ, регламентирующие судебную власть в системе регионального разделения властей.
Настоящее исследование выполнено с помощью общенаучных методов, а именно методов анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительного, системного и исторического методов; частнонаучных методов, в том числе с помощью формально-юридического и сравнительно-правового методов; специальных методов, а именно метода экспертных оценок и документального методов, а также эвристических и аксиологических методов.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что автором был проведен комплексный анализ понятия и сущности принципа разделения властей, а также выявлены особенности судебной власти и определено ее место. Особое внимание в работе было уделено выявлению и анализу проблем судебной власти в системе разделения властей на региональном уровне.
Сформулированные по итогам исследования выводы и результаты могут быть использованы субъектами законотворческой инициативы для совершенствования действующего законодательства, а также в рамках преподавания исследованных нами вопросов в высших, средне-специальных и средних учебных заведениях.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Судебная ветвь власти в системе разделения властей
1.1 Понятие и сущность системы разделения властей
Принцип разделения властей на сегодняшний день является фундаментальной основой системы государственной власти большинства современных стран, означающей «недопустимость преобладания полномочий одной из этих ветвей над остальными»[5]. Однако, в Россия лишь с принятием Конституции 1993 г[6]. данный принцип нашел свое законодательное закрепление в ст. 10 Основного Закона нашего государства, которая гласит, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
В современных правовых реалиях нашего государства идея разделения властей, нашедшая свое отражение в Конституции РФ, выступающей «правовым вектором России и каркасом правовой системы»[7], является главенствующей, поскольку позволяет ограничить властные государственные органы друг от друга, минимизируя возможный произвол. При этом, данный принцип реализуется как на федеральном, так и на региональном уровнях[8].
Развитие данного принципа и его практическая реализация имеют важное значение в современный период реформирования государства и общества, внесения ряда изменений в Основной закон, преобразования государственных органов и механизма их взаимодействия между собой[9].
Закрепленный в ст. 10 Конституции РФ принцип базируется на принципе разделения властей, истоки которого относятся к временам Древней Греции, а конкретизация этой концепции была дана такими учеными и философами, жившими и творившими в XVII в., как Дж. Локк, Ш. Монтескье[10].
Несмотря на то, что в настоящее время отсутствует единство мнений по вопросу о сущности разделения властей, правоведы и практики, говоря о принципе разделения властей, как правило, подразумевают то, что власть в государстве разделена на три самостоятельные и независимые друг от друга ветви власти[11]. Это законодательная, исполнительная и судебная власть. Органы каждой из указанных ветвей власти являются самостоятельными.
При этом, по справедливому утверждению В.С. Билько и А.О. Яценко, «обособленность, независимость и самостоятельность трех ветвей власти и их органов друг от друга ни в коем случае не означает их отчужденность, противопоставление, конфронтацию»[12]. Несомненно, они друг от друга отделены, но тесно взаимодействуют в некоторых аспектах, не делегируя полномочия друг другу.
Практическое воплощение принципа разделения властей означает, что в государстве создаются специальные органы государственной власти, которые выполняют функции в соответствии с разделением властей. Основная цель разделения властей — избежать узурпации власти внутри органа или ведомства, что неизбежно ведет к подавлению диктатуры, прав и свобод человека[13].
В теории общепризнанным является тот факт, что современное демократическое государство должно иметь три ветви власти для того, чтобы в государстве была создана и функционировала система сдержек и противовесов. Поэтому принцип разделения властей должен быть не только закреплен на законодательном уровне, но и реализовываться на практике, выступая в качестве непременного атрибута демократии, так как они, осуществляя свои полномочия, «сдерживают, уравновешивают и контролируют друг друга»[14]. При этом, по справедливому утверждению учёного, для это они «должны быть хотя бы приблизительно, более или менее равнозначными, равносильными и равноправными»[15].
Между тем, в правовой науке нет единства мнений по вопросу о том, равна ли каждая из властей любой из двух оставшихся или какая-то из них доминирует, обладая большей значимостью. Так, например, С.Н. Матросов и В.Р. Петров считают ветви власти самостоятельными и относительно независимыми друг от друга, но, при этом, акцентируют внимание на главенствующей роли законодательной власти[16].
А.А. Макашова поддерживает обоснованную точку зрения о том, что при разделении властей ни одна из них не вправе ущемлять либо подчинять себе другие, иначе не происходило бы реальное их взаимодействие и сотрудничество. Тем самым, данные власти являются равноправными и автономными[17].
По мнению А.Д. Керимова, «первостепенная, даже главенствующая роль … принадлежит исполнительной власти»[18].
В свою очередь, по утверждению И.В. Максимова, все ветви власти требуется строго разграничивать между собой, добиваясь их тесного взаимодействия и взаимного дополнения[19].
Исходя из вышеизложенного можно предположить, что принцип разделения властей представляет собой правовой механизм, позволяющий всем ветвям власти (законодательной, исполнительной и судебной) взаимно контролировать друг друга в процессе реализации своих полномочий, характеризующийся наличием системы сдержек и противовесов, сбалансированностью, взаимодействием всех ветвей власти между собой, направленный на то, чтобы государство могло эффективно выполнять стоящие перед ним задачи, обеспечивая и защищая при этом права, свободы и законные интересы человека и гражданина.
В заключение рассматриваемого вопроса считаем целесообразным также отметить, что анализ положений ст. ст. 10 и 11 Конституции РФ в их совокупности, дает основание некоторым ученым говорить о том, что осуществление в России государственной власти происходит на основе ее разделения не на 3, а на 4 ветви власти – на основе президентской, парламентской, исполнительной (правительственной) и судебной власти[20]…