Курсовая работа. Судебная власть в системе регионального разделения властей. 30931

Описание

Оглавление

 

Введение

 

Глава 1. Судебная ветвь власти в системе разделения властей

1.1 Понятие и сущность системы разделения властей

1.2 Особенности судебной ветви власти и ее место в системе разделения властей

Глава 2. Судебная власть в региональной системе разделения властей

2.1 Система, принципы организации и деятельности судебной власти в субъектах РФ

2.2 Взаимодействие судебных органов с законодательной и исполнительной властью субъектов РФ

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

30 стр.

 

В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.

После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.

Фрагмент

Введение

 

Актуальность темы исследования. Проблемы судебной власти в демократическом государстве в последние годы все чаще выходят на первый план. При возникновении спора многие граждане стараются традиционно разрешить его в судебном порядке, поскольку именно суд может беспристрастно исследовать все материалы дела и вынести объективное и справедливое решение. Это обусловлено объективными потребностями общества в судебной защите независимым и справедливым судом, а также незавершенностью начатых преобразований в судебной системе. В связи с этим весьма важную роль играет организация судебной власти в стране[1].

Надо сказать, что разнообразные аспекты, связанные с организацией судебной власти, являлись предметом исследований многих учёных, которые анализировали её значение, содержание и суть, также взаимодействие с иными ветвями власти. Подтверждением этому являются многочисленные научные публикации, посвящённые судебной власти, включая диссертационные исследования[2].

Анализируя разные публикации по теме исследования, мы пришли к выводу о необходимости согласиться с Н.А. Колоколовым и Т.А. Владыкиной в том, что современная судебная власть в России является особым феноменом, продолжая изучать который, выявление присущих ему новых черт вряд ли прекратится[3] ввиду его неизменной актуальности и чрезвычайно многозначности[4].

В современных условиях реформирования всей российской системы вопрос о месте судебной власти в системе разделения властей представляется особо актуальным и значимым, поскольку позволяет выявить присущие ей недостатки и проблемы, а также сформулировать предложения по ее усовершенствованию.

Изложенное свидетельствует об актуальности темы настоящего исследования.

Целью исследования является анализ судебной власти в системе регионального разделения властей.

Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:

— рассмотреть понятие и сущность системы разделения властей;

— выявить особенности судебной ветви власти и ее место в системе разделения властей;

— определить систему, принципы организации и деятельности судебной власти в субъектах РФ;

— проанализировать взаимодействие судебных органов с законодательной и исполнительной властью субъектов.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с судебной властью в системе регионального разделения властей.

Предмет исследования составили нормативные правовые акты РФ, регламентирующие судебную власть в системе регионального разделения властей.

Настоящее исследование выполнено с помощью общенаучных методов, а именно методов анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительного, системного и исторического методов; частнонаучных методов, в том числе с помощью формально-юридического и сравнительно-правового методов; специальных методов, а именно метода экспертных оценок и документального методов, а также эвристических и аксиологических методов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что автором был проведен комплексный анализ понятия и сущности принципа разделения властей, а также выявлены особенности судебной власти и определено ее место. Особое внимание в работе было уделено выявлению и анализу проблем судебной власти в системе разделения властей на региональном уровне.

Сформулированные по итогам исследования выводы и результаты могут быть использованы субъектами законотворческой инициативы для совершенствования действующего законодательства, а также в рамках преподавания исследованных нами вопросов в высших, средне-специальных и средних учебных заведениях.

Структура исследования включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.

 

Глава 1. Судебная ветвь власти в системе разделения властей

 

1.1 Понятие и сущность системы разделения властей

Принцип разделения властей на сегодняшний день является фундаментальной основой системы государственной власти большинства современных стран, означающей «недопустимость преобладания полномочий одной из этих ветвей над остальными»[5]. Однако, в Россия лишь с принятием Конституции 1993 г[6]. данный принцип нашел свое законодательное закрепление в ст. 10 Основного Закона нашего государства, которая гласит, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

В современных правовых реалиях нашего государства идея разделения властей, нашедшая свое отражение в Конституции РФ, выступающей «правовым вектором России и каркасом правовой системы»[7], является главенствующей, поскольку позволяет ограничить властные государственные органы друг от друга, минимизируя возможный произвол. При этом, данный принцип реализуется как на федеральном, так и на региональном уровнях[8].

Развитие данного принципа и его практическая реализация имеют важное значение в современный период реформирования государства и общества, внесения ряда изменений в Основной закон, преобразования государственных органов и механизма их взаимодействия между собой[9].

Закрепленный в ст. 10 Конституции РФ принцип базируется на принципе разделения властей, истоки которого относятся к временам Древней Греции, а конкретизация этой концепции была дана такими учеными и философами, жившими и творившими в XVII в., как Дж. Локк, Ш. Монтескье[10].

Несмотря на то, что в настоящее время отсутствует единство мнений по вопросу о сущности разделения властей, правоведы и практики, говоря о принципе разделения властей, как правило, подразумевают то, что власть в государстве разделена на три самостоятельные и независимые друг от друга ветви власти[11]. Это законодательная, исполнительная и судебная власть. Органы каждой из указанных ветвей власти являются самостоятельными.

При этом, по справедливому утверждению В.С. Билько и А.О. Яценко, «обособленность, независимость и самостоятельность трех ветвей власти и их органов друг от друга ни в коем случае не означает их отчужденность, противопоставление, конфронтацию»[12]. Несомненно, они друг от друга отделены, но тесно взаимодействуют в некоторых аспектах, не делегируя полномочия друг другу.

Практическое воплощение принципа разделения властей означает, что в государстве создаются специальные органы государственной власти, которые выполняют функции в соответствии с разделением властей. Основная цель разделения властей — избежать узурпации власти внутри органа или ведомства, что неизбежно ведет к подавлению диктатуры, прав и свобод человека[13].

В теории общепризнанным является тот факт, что современное демократическое государство должно иметь три ветви власти для того, чтобы в государстве была создана и функционировала система сдержек и противовесов. Поэтому принцип разделения властей должен быть не только закреплен на законодательном уровне, но и реализовываться на практике, выступая в качестве непременного атрибута демократии, так как они, осуществляя свои полномочия, «сдерживают, уравновешивают и контролируют друг друга»[14]. При этом, по справедливому утверждению учёного, для это они «должны быть хотя бы приблизительно, более или менее равнозначными, равносильными и равноправными»[15].

Между тем, в правовой науке нет единства мнений по вопросу о том, равна ли каждая из властей любой из двух оставшихся или какая-то из них доминирует, обладая большей значимостью. Так, например, С.Н. Матросов и В.Р. Петров считают ветви власти самостоятельными и относительно независимыми друг от друга, но, при этом, акцентируют внимание на главенствующей роли законодательной власти[16].

А.А. Макашова поддерживает обоснованную точку зрения о том, что при разделении властей ни одна из них не вправе ущемлять либо подчинять себе другие, иначе не происходило бы реальное их взаимодействие и сотрудничество. Тем самым, данные власти являются равноправными и автономными[17].

По мнению А.Д. Керимова, «первостепенная, даже главенствующая роль … принадлежит исполнительной власти»[18].

В свою очередь, по утверждению И.В. Максимова, все ветви власти требуется строго разграничивать между собой, добиваясь их тесного взаимодействия и взаимного дополнения[19].

Исходя из вышеизложенного можно предположить, что принцип разделения властей представляет собой правовой механизм, позволяющий всем ветвям власти (законодательной, исполнительной и судебной) взаимно контролировать друг друга в процессе реализации своих полномочий, характеризующийся наличием системы сдержек и противовесов, сбалансированностью, взаимодействием всех ветвей власти между собой, направленный на то, чтобы государство могло эффективно выполнять стоящие перед ним задачи, обеспечивая и защищая при этом права, свободы и законные интересы человека и гражданина.

В заключение рассматриваемого вопроса считаем целесообразным также отметить, что анализ положений ст. ст. 10 и 11 Конституции РФ в их совокупности, дает основание некоторым ученым говорить о том, что осуществление в России государственной власти происходит на основе ее разделения не на 3, а на 4 ветви власти – на основе президентской, парламентской, исполнительной (правительственной) и судебной власти[20]…

Литература

Нормативные правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ.- 1997.- № 1.- Ст. 1.
  3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ.- 2015.- № 10.- Ст. 1391.
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 46.- Ст. 4532.
  5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 30.- Ст. 3012.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 1 (часть I).- Ст. 1.
  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ.- 2001.- № 52 (часть I).- Ст. 4921
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 25.- Ст.2954.
  9. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (ред. от 06.02.2023) // Собрание законодательства РФ.- 2021.- № 52 (часть I).- Ст. 8973.
  10. Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 11.- Ст. 1022.
  11. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ.- 1998.- № 51.- Ст. 6270.
  12. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 18.03.2023) // Ведомости СНД и ВС РФ.- 1992.- № 30.- Ст. 1792.
  13. Закон Воронежской области от 29.12.2010 № 151-ОЗ «О мировых судьях Воронежской области» // СПС КонсультантПлюс.

 

Материалы судебной практики

 

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.05.1998 № 16-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми «О государственной службе Республики Коми» // Собрание законодательства РФ.- 1998.- № 23.- Ст. 2626.
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 4.- Ст. 409.

 

Специальная литература

 

  1. Барциц А.Д. Организация бюджетного финансирования национальной судебной системы и принятие комплекса мер по ее совершенствованию в 2021 – 2023 годах / А.Д. Барциц // Экономика. Налоги. Право.- Т. 14.- № 1.- С. 131-141.
  2. Билько В.С. Исторический аспект развития принципов независимости и самостоятельности судебной власти в Российской Федерации / В.С. Билько, А.О. Яценко // Наукосфера.- — № 2-2.- С. 224-228.
  3. Васильева А.Е. Аппарат мирового судьи – неотъемлемая часть судебной деятельности / А.Е. Васильева // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров.- 2020.- С. 429-431.
  4. Владыкина Т.А. Судебная власть как теоретический конструкт / Т.А. Владыкина // Юридическая наука и практика: история и современность.- 2014.- С. 23-24.
  5. Галикеева И.Г. К вопросу о ветвях власти в современном государстве / И.Г. Галикеева // Правовое видение развития России.- Уфа, 2022.- С. 78-85.
  6. Головко Л.В. Государство и его уголовное судопроизводство / Л.В. Головко.- М.: Изд. дом «Городец», 2022.-464 с.
  7. Гурленя В.Н. Особенности и проблемные вопросы кадрового обеспечения аппарата мировых судей / В.Н. Гурленя // Дневник науки.— № 3 (27).- С. 83-91.
  8. Дроздова А.М. Легитимация и ответственность государственной власти во взаимоотношениях государства и личности (социально-философские и правовые аспекты): монография / А.М. Дроздова, С.А. Комаров.- 2-е изд.- СПб.: Изд-во Юридического института (Санкт-Петербург), 2011.- 227 с
  9. Епифанов И.О. Роль органов судебной власти в реализации конституционного принципа разделения властей в бюджетном процессе Российской Федерации / И.О. Епифанов // Вестник Сибирского юридического института МВД России.— № 1 (46).- С. 127-132.
  10. Законодательный подход субъектов к решению правового вопроса о порядке приёма и увольнения со службы сотрудников аппарата мирового судьи в России. Результаты проведенного исследования Международной информационной группой «Интерфакс».- URL: http://rusplt.ru/news/ 363577.html (23.03.2023).
  11. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке / В.Д. Зорькин.- М.: Норма, 2008.- 399 с.
  12. Идрисова М.Э. К вопросу о реализации принципа разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации / М.Э. Идрисова// Юрист спешит на помощь.— № 4.- С. 35-36.
  13. Кагерманов А.С.С. Некоторые особенности принципа разделения властей в России / А.С.С. Кагерманова // Право и государство: теория и практика.— № 1 (205).- С. 57-59.
  14. Керимов А.Д. Демократия: опыт критического анализа: монография / А.Д. Керимов.- М.: Норма, 2019.- 184 с.
  15. Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен / Н.А. Колоколов.- М.: Юрист, 2007.- 328 с.
  16. Конин В.В. Судебная власть как особый правовой феномен / В.В. Конин, И.И. Эсмантович, Н.С. Феоненко // Мировой судья.- 2022.- № 9.- С. 2-7.
  17. Макашова А.А. Принцип разделения властей как основа организации государственной власти / А.А. Макашова // Молодой ученый.- 2020.- № 44 (334).- 256-259.
  18. Максимов И.В. Единство и разделение государственной власти в современной России / И.В. Максимов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.- 2012.- № 3.- С. 169-174.
  19. Масликов И.С. Судебная власть в современной России / И.С. Масликов, Л.А. Матиева // Наукаи образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление.— № 7 (146).- С. 34-37.
  20. Матросов С.Н. Разделение властей в Российской Федерации: теория и практика / С.Н. Матросов, В.Р. Петров // Вестник Российского университета кооперации.- 2017.- № 2 (28).- С. 123-125.
  21. Михеев А.С. Эволюция подходов к теории и практике разделения властей / А.С. Михеев, П.И. Бевзюк // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов.- Санкт-Петербург, 2023.- С. 805-809.
  22. Михеева Т.Н. Законодательное обеспечение конституционных положений о публичной власти в России / Т.Н. Михеева // Государственная власть и местное самоуправление.- 2022.- № 11.- С. 37-42.
  23. Плотникова И.Н. Роль Конституционного Суда России в конституционализации экономической свободы личности / И.Н. Плотникова // Российский юридический журнал.- 2022.- № 2.- С. 57-70.
  24. Потапова М.А. Пути совершенствования института мировых судей в Российской Федерации / М.А. Потапова // Правовая реформа.— № 1.- С. 62-65.
  25. Правоохранительные органы: курс лекций и учебно-методические материалы / под ред. Ю.А. Лукичева.- Санкт-Петербург: Астерион, 2020.- 336 с.
  26. Ряшенцева Е.В. Место мировых судей в системе судов общей юрисдикции / Е.В. Ряшенцева // Молодой ученый.— № 7 (454).- С. 210-211.
  27. Савинков В.В. Мировой суд в системе судебной власти / В.В. Савинков // Перо науки.— № 47.-С. 14-16.
  28. Столбова А С. Институт мировых судей: проблемы и пути совершенствования / А.С. Столбова // Молодой ученый.- 2023.- № 1 (448).- С. 196-199.
  29. Тамазова А.Д. Некоторые вопросы правозащитной деятельности Конституционного Суда Российской Федерации / А.Д. Тамазова // Общество и право.- — № 3 (73).- С. 131-135.
  30. Федоров Д.С. Судебная власть в Российской Федерации, ее сущность и социальные функции как часть публичной власти / Д.С. Федоров // Молодой ученый.— № 8 (455).- С. 195-197.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 890

Задать вопрос

Задать вопрос