Курсовая работа. Психолого-педагогические условия развития мотивации младших школьников в процессе обучения. 20570

Описание

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Теоретических основы изучения  психолого-педагогических условий развития мотивации  младших школьников в процессе обучения

1.1 Понятие «мотивация» и особенности ее развития у обучающихся младшего школьного возраста

1.2 Психолого-педагогические  условия формирования положительной мотивации обучения у обучающихся младшего школьного возраста

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению психолого-педагогического условия развития мотивации

2.1 Диагностика развития мотивации младших школьников

2.1.1 Характеристика выборки испытуемых и хода исследования

2.1.2 Методики диагностики мотивации младших школьников

2.1.3 Результаты эмпирического исследования познавательной мотивации

2.1.4 Сравнительный анализ мотивации школьников разных классов

2.2 Рекомендации по формированию мотивации у младших школьников

 

Заключение

 

Список  литературы

 

Приложение А

 

Приложение Б

 

63 стр.

 

В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.

После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.

Фрагмент

Введение

 

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты, психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся мотивации обучения.

В данной работе предпринимается попытка рассмотрения и исследования психолого-педагогических условий, позволяющих формировать и развивать мотивацию обучения у младших школьников. Именно этот возраст выбран потому, что в начальных классах закладывается фундамент мотивационной сферы личности, складывается отношение к учебе, работе, а также начинает развиваться такое важное качество как умение учиться и самостоятельно добывать знания.

В работе изучается мотивация младших школьников, ее развитие. Мотивационная сфера есть важной составной частью личности младшеклассника. Мотивация определяет успешность обучения и условия личностного развития. Для школьного обучения особенно важное значение имеет такой ее вид как познавательная мотивация – заинтересованность учащегося в знаниях, учебной информации, стремление к получению знаний.

Актуальность изучения данной темы связана с тем, что, во-первых, в настоящее время школьники имеют гораздо больше возможностей в получении разнообразной информации – это прежде всего Интернет, средства массовой информации и другие источники. Поэтому возникает проблема заинтересованности школьников в обучении, пробуждении и развитии у них познавательной мотивации и познавательной активности в процессе непосредственно школьного обучения.

Во вторых проблема недостаточной заинтересованности современных младших школьников учебой все еще остается недостаточно изученной.

Мы в своей работе исходили из того, что в психолого-педагогической науке накоплен достаточный материал, где рассматриваются определенные условия построения обучения так, чтобы вызвать заинтересованность у младшеклассников.

Согласно многим психологическим исследованиям психологическое развитие детей происходит неравномерно. В возрастной психологии выделяют так называемые возрастные кризисы. Одним из таких кризисов является кризис 6-7 лет. По возрасту этот кризис совпадает с вступлением ребенка в школу. Именно поэтому для дальнейшего обучения и развития ребенка очень важно, как  ребенок переживет этот психологический кризис. Если взрослые не будут обращать внимание на ребенка в этот период – тогда могут возникнуть некоторые отрицательные следствия: проблемы в обучении, воспитании, в отношениях с ровесниками, развития способностей, даже, в некоторых частных случаях, проблемы со здоровьем. В психологии известно, что изучение каких-либо явлений в кризисный период дает много информации о предмете изучения. Эти возрастные особенности еще больше обостряют необходимость изучения мотивации именно в этом возрасте.

В младшем школьном возрасте в развитии осуществляется огромная психологическая работа, и от того, насколько успешно проживет ребенок этот период, зависит,  сформируются ли у него важные новообразования, необходимые для учебной деятельности. От прохождения ребенком психологического кризиса непосредственно зависит психолого-педагогическая готовность к дальнейшему школьному обучению.

В наше время еще недостаточно хорошо изучен возрастной кризис 7 лет. Между тем он приходится на начальный период обучения в школе и во многом определяет формирование познавательной мотивации у школьников. Поэтому наша работа имеет значение для накопления эмпирических материалов по познавательной мотивации в русле возрастной и педагогической психологии.

Среди зарубежных авторов, занимавшихся проблемами мотивации можно отметить А. Маслоу, Х. Хекхаузена, Ж. Нюттена, которые подходили к мотивации как причине поведения субъекта.

Из отечественных исследователей следует назвать А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, занимавшихся мотивацией как целевой и побуждающей личностной функцией. Авторы, которые разрабатывали тему мотивации процесса обучения: Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, А.К. Маркова,  Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.

Объект исследования – мотивация младших школьников.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития учебной мотивации школьников младшего возраста.

Цель исследования – изучить психолого-педагогические условия, обусловливающие развитие учебной мотивации младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику мотивационной сфере, ее особенностей в младшем школьном возрасте.
  2. Охарактеризовать психолого-педагогические условия развития учебной мотивации школьников младшего возраста.
  3. Провести эмпирическое изучение мотивации младших школьников в процессе обучения.
  4. Составить рекомендации по формированию познавательной мотивации младших школьников в процессе обучения.

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие познавательной мотивации при соблюдении психолого-педагогических условий  происходит по мере участия в процессе обучения.

В работе использованы методы: анализ психологической и педагогической литературы, обобщение, сравнительный анализ, тестирование. В ходе тестирования были использованы следующие диагностические методики:

«Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника» (Н.П. Фетискин);

«Методика диагностики учебной мотивации и эмоционального отношения к обучению» (А.Н.Прихожан и А.Д. Андреева);

Сочинение «Моя характеристика» (А.К. Дусавицкий).

В обработке результатов был использован статистический метод критерий Манна-Уитни для выявления достоверности различений в результатах диагностики учеников разных классов…

Литература

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический Проспект, 2017. – 496 с.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
  3. Айсина Р.М., Нестерова А.А. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски. //Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 42-57.
  4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 2016. – 193 с.
  5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Просвещение, 1977. – 517 с.
  6. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер. – 2017. – 448 с.
  7. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2020. – 440 с.
  8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение. – 1968. – 464 с.
  9. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — 3-е изд. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2018. – 349 с.
  10. Болотова В.Г. Достижения отечественной дидактики второй половины 20 века как ресурс для решения проблемы формирования образовательной мотивации современных школьников // Проблемы образования, науки и культуры, 2010. – № 5(84). – С. 27 – 42.
  11. Бурлачук Л.Р. Психодиагностика личности. – К.: Здоровье, 2017. – 168 с.
  12. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 144 с.
  13. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов псих. вузов. / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Академия, 2019. – 624 с.
  14. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина. – В.В. Давыдова. – М.: Издатель Рассказов А.И. – 2017. – 304 с.
  15. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении . – М.: Просвещение, 1972. –  198 с.
  16. Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. – К.: Б.И., 2002. – 145 с.
  17. Диагностика развития личности младшего школьника: Учебно-методическое пособие для психологов-практиков и учителей / А.К. Дусавицкий, М.В. Розен (Удовенко). – X., 2017. – 192 с.
  18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2018. – 215 с.
  19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия. – 2004. – 304 с.
  20. Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
  21. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 2019. – 478 с.
  22. Машарова В.А. Познавательный интерес школьников с позиции современности http://www.emissia.org/offline/2003/926.htm. — гос.рег
  23. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. – С. 22 – 38.
  24. Мильман В.Э. Мотивация творчества и роста. – М.: Сфера, 2017. – 198 с.
  25. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избр. психол. тр. – М.: Ин-т практич. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2015. – 446 с.
  26. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка / Н. Ньюкомб. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.
  27. Нюттен Ж.Н. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 608 с.
  28. Общая психология // под ред. А.В. Петровского. – М.: Смысл. – 2019. – 487 с.
  29. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М.: Наука, 2018. – 334 с.
  30. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие  / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2006. – 688 с.
  31. Психическое развитие младших школьников. Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.
  32. Плетнева Е.Н. Познавательный интерес как педагогическое условие управляемой поглощенности учебной деятельностью // Педагогические науки № 5. – 2018. – С. 19 – 26.
  33. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Автор-составительЕ.Е. Данилова / Под редакцией И.В.Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 156 с.
  34. Практическая психология образования: Учебное пособие. / под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2019. – 592 с.
  35. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. – Томск: Пеленг, 1997. – 184 с.
  36. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. – М.: АСТ, 2017. – 800 с.
  37. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007. – 512 с.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 790

Задать вопрос

Задать вопрос