Описание
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретических основы изучения психолого-педагогических условий развития мотивации младших школьников в процессе обучения
1.1 Понятие «мотивация» и особенности ее развития у обучающихся младшего школьного возраста
1.2 Психолого-педагогические условия формирования положительной мотивации обучения у обучающихся младшего школьного возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению психолого-педагогического условия развития мотивации
2.1 Диагностика развития мотивации младших школьников
2.1.1 Характеристика выборки испытуемых и хода исследования
2.1.2 Методики диагностики мотивации младших школьников
2.1.3 Результаты эмпирического исследования познавательной мотивации
2.1.4 Сравнительный анализ мотивации школьников разных классов
2.2 Рекомендации по формированию мотивации у младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
63 стр.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.
Фрагмент
Введение
Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты, психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся мотивации обучения.
В данной работе предпринимается попытка рассмотрения и исследования психолого-педагогических условий, позволяющих формировать и развивать мотивацию обучения у младших школьников. Именно этот возраст выбран потому, что в начальных классах закладывается фундамент мотивационной сферы личности, складывается отношение к учебе, работе, а также начинает развиваться такое важное качество как умение учиться и самостоятельно добывать знания.
В работе изучается мотивация младших школьников, ее развитие. Мотивационная сфера есть важной составной частью личности младшеклассника. Мотивация определяет успешность обучения и условия личностного развития. Для школьного обучения особенно важное значение имеет такой ее вид как познавательная мотивация – заинтересованность учащегося в знаниях, учебной информации, стремление к получению знаний.
Актуальность изучения данной темы связана с тем, что, во-первых, в настоящее время школьники имеют гораздо больше возможностей в получении разнообразной информации – это прежде всего Интернет, средства массовой информации и другие источники. Поэтому возникает проблема заинтересованности школьников в обучении, пробуждении и развитии у них познавательной мотивации и познавательной активности в процессе непосредственно школьного обучения.
Во вторых проблема недостаточной заинтересованности современных младших школьников учебой все еще остается недостаточно изученной.
Мы в своей работе исходили из того, что в психолого-педагогической науке накоплен достаточный материал, где рассматриваются определенные условия построения обучения так, чтобы вызвать заинтересованность у младшеклассников.
Согласно многим психологическим исследованиям психологическое развитие детей происходит неравномерно. В возрастной психологии выделяют так называемые возрастные кризисы. Одним из таких кризисов является кризис 6-7 лет. По возрасту этот кризис совпадает с вступлением ребенка в школу. Именно поэтому для дальнейшего обучения и развития ребенка очень важно, как ребенок переживет этот психологический кризис. Если взрослые не будут обращать внимание на ребенка в этот период – тогда могут возникнуть некоторые отрицательные следствия: проблемы в обучении, воспитании, в отношениях с ровесниками, развития способностей, даже, в некоторых частных случаях, проблемы со здоровьем. В психологии известно, что изучение каких-либо явлений в кризисный период дает много информации о предмете изучения. Эти возрастные особенности еще больше обостряют необходимость изучения мотивации именно в этом возрасте.
В младшем школьном возрасте в развитии осуществляется огромная психологическая работа, и от того, насколько успешно проживет ребенок этот период, зависит, сформируются ли у него важные новообразования, необходимые для учебной деятельности. От прохождения ребенком психологического кризиса непосредственно зависит психолого-педагогическая готовность к дальнейшему школьному обучению.
В наше время еще недостаточно хорошо изучен возрастной кризис 7 лет. Между тем он приходится на начальный период обучения в школе и во многом определяет формирование познавательной мотивации у школьников. Поэтому наша работа имеет значение для накопления эмпирических материалов по познавательной мотивации в русле возрастной и педагогической психологии.
Среди зарубежных авторов, занимавшихся проблемами мотивации можно отметить А. Маслоу, Х. Хекхаузена, Ж. Нюттена, которые подходили к мотивации как причине поведения субъекта.
Из отечественных исследователей следует назвать А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, занимавшихся мотивацией как целевой и побуждающей личностной функцией. Авторы, которые разрабатывали тему мотивации процесса обучения: Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.
Объект исследования – мотивация младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития учебной мотивации школьников младшего возраста.
Цель исследования – изучить психолого-педагогические условия, обусловливающие развитие учебной мотивации младших школьников.
Задачи исследования:
- Дать характеристику мотивационной сфере, ее особенностей в младшем школьном возрасте.
- Охарактеризовать психолого-педагогические условия развития учебной мотивации школьников младшего возраста.
- Провести эмпирическое изучение мотивации младших школьников в процессе обучения.
- Составить рекомендации по формированию познавательной мотивации младших школьников в процессе обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие познавательной мотивации при соблюдении психолого-педагогических условий происходит по мере участия в процессе обучения.
В работе использованы методы: анализ психологической и педагогической литературы, обобщение, сравнительный анализ, тестирование. В ходе тестирования были использованы следующие диагностические методики:
«Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника» (Н.П. Фетискин);
«Методика диагностики учебной мотивации и эмоционального отношения к обучению» (А.Н.Прихожан и А.Д. Андреева);
Сочинение «Моя характеристика» (А.К. Дусавицкий).
В обработке результатов был использован статистический метод критерий Манна-Уитни для выявления достоверности различений в результатах диагностики учеников разных классов…