Фрагмент
Введение
В настоящее время важность точного и неуклонного соблюдения законов во всех сферах жизнедеятельности трудно переоценить. При этом, обеспечение точного и неуклонного соблюдения законов во всех сферах жизнедеятельности всеми субъектами возложено, как известно, на Прокуратуру Российской Федерации, представляющую собой государственную систему надзирающих, координирующих и обеспечивающих правоохрану органов.
Главное направление деятельности данных органов заключается в том, чтобы обеспечивать законность в государстве, а также защищать права и свободы граждан.
Иными словами, Прокуратура РФ представляет собой надзорный государственный орган власти, обеспечивающий законность с целью реального и активного функционирования всех институтов, присущих России как правовому государству, а также полноценной реализации правовых норм, и защищающий права и свободы человека и гражданина.
Современная прокуратура в России — это крупная многофункциональная структура, состоящая из отдельных структурных образований в виде прокуратур субъектов РФ, городских и районных управлений, специализированных отделов и подразделений, которую возглавляет Генеральная прокуратура РФ. В качестве неотъемлемой части данной системы выступает Главная военная прокуратура, имеющая свою систему военных прокуратур.
О важном значении деятельности органов прокуратуры свидетельствуют
и статистические данные. Так, например, по результатам прокурорской деятельности
за 2022 г. было зафиксировано 4’212’828 нарушений закона, из которых 61’583 нарушения законов в оборонно-промышленной сфере[1 (Приложение 1). Достигнутые показатели, таким образом, свидетельствует о том, что прокуратура в целом и военная прокуратура в частности действуют достаточно эффективно, надлежащим образом обеспечивая законность во всех сферах жизнедеятельности российского государства.
Актуализирует тему настоящего исследования также увеличивающийся силовой потенциал Вооружённых Сил НАТО, интенсивность и растущие масштабы оперативно-боевой подготовки, которую они проводят, проведение военно-специальной операции России на Украине, а также то, что США, несмотря ни на что, продолжают развёртывать вблизи с границами России элементы противоракетной обороны. Всё это напрямую влияет на то, что военная безопасность России вынуждена сталкиваться с новыми угрозами, которые должны оперативно и эффективно нивелироваться посредством принятия на государственном уровне неотложных мер, направленных на ту, чтобы обеспечить вооруженную защиту нашего государства, целостность и неприкосновенность российской территории, поддерживать на высоком уровне боевую готовность наших Вооруженных сил для незамедлительного выполнения боевых задач, если в этом возникнет необходимость[2].
При указанных обстоятельствах исполнение законов в Вооруженных Силах РФ выступает в настоящее время для военной прокуратуры, роль которой в современных условиях неуклонно возрастает, в качестве важнейшего направления прокурорского надзора.
Изложенное свидетельствует об актуальности темы настоящего исследования.
Объектом исследования выступает военная прокуратура и ее деятельность, связанная с надзором за тем, чтобы органы военного управления и воинские должностные лица неуклонно соблюдали и исполняли законы.
В качестве предмета исследования выступили нормативно-правовые акты РФ, регламентирующие прокурорский надзор в военной сфере.
Целью исследования является анализ прокурорского надзора за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие, содержание, цели и задачи прокурорского надзора
за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами;
— охарактеризовать Военную прокуратуру как субъекта прокурорского надзора
за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами;
— установить предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами военного управления, воинскими должностными лицами;
— определить полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами военного управления, воинскими должностными лицами;
— выявить и проанализировать актуальные проблемы прокурорского надзора
за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами.
Настоящее исследование выполнено с помощью следующих методов исследования:
— общенаучных методов, а именно методов анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительного и системного методов;
— частнонаучных методов, в том числе с помощь формально-юридического и сравнительно-правового методов;
— специальных методов, а именно метода экспертных оценок и документального методов.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы, а также приложение.
Глава 1. Общая характеристика прокурорского надзора за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами
1.1 Понятие, содержание, цели и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами
Прокурорский надзор за исполнением законов — это самостоятельная отрасль надзора, в рамках которого прокуратура наблюдает за тем, чтобы все поднадзорные органы и учреждения, выполняющие административно-распорядительную деятельность в сфере управления, неуклонно исполняли законы[3].
Данное направление деятельности прокуратуры, как правило, в научной литературе называют общим надзором[4], хотя в действующем законодательстве РФ подобный термин не употребляется.
По своему содержанию общий надзор предполагает, что все действия, решения и правовые акты, которые принимают уполномоченные органы публичной власти и их должностные лица, не противоречили действующему на территории России законодательству и, в первую очередь Конституции РФ.
Данные надзорная деятельность прокуратуры имеет свои специфические особенности, которые заключаются в следующем:
— многочисленные поднадзорные объекты из разных сфер и отраслей, которые регулирует конституционное, административное, гражданское, уголовное и иное законодательство;
— объёмный предмет и широкая направленность (по некоторым данным, более 60 направлений надзора)[5];
— обширные пределы полномочий органов прокуратуры, закрепленных в разноотраслевых нормативных правовых актах РФ;
— реализуемые надзорные меры как реакция на разноотраслевые нарушения норм действующего законодательства для того, чтобы установить и устранить их и последствия данных нарушений;
— широкий спектр используемых правовых средств и методов воздействия от подачи исковых и иных заявлений в судебные инстанции, заявления ходатайств, возбуждения дел об административных правонарушениях и подготовки материалов для возбуждения уполномоченными органами уголовных дел, до принесения протестов и пр.;
— выступает в качестве основы для иных направлений надзора, осуществляемого прокурорскими органами, как частными вариантами общего надзора, в результате чего предопределяет возможность использования предусмотренных для общего надзора правовых средств и в других видах прокурорского надзора, если в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»[6] (далее – Закон о прокуратуре) не указано обратного[7].
Исходя из выше изложенного, можно заключить, что в качестве предмета общего надзора прокуратуры выступают:
— соблюдение всеми субъектами правоотношений действующих на территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, включая Конституцию РФ;
— их неукоснительное исполнение всеми субъектами, осуществляющими практическую деятельность, и соблюдение законодательно установленных требований;
— формирование необходимых условий для того, чтобы все законодательные нормы реализовывались на практике, а те нормативные и иные ведомственные и локальные акты, которые издают органы публичной власти и иные организации, не противоречили действующему федеральному законодательству.
Прокуратура РФ осуществляет общий надзор для того, чтобы решать следующие основные задачи:
— выявлять нарушения действующего законодательства, которые допускают органы публичной власти и их должностные лица, иные организации и учреждения, а также совершивших их лиц, привлекая их к юридической ответственности;
— принимать оперативные меры, которые позволяют устранять причины нарушений и способствовавших им условий, а также предупреждать их в будущем[8].
Таким образом, задачи общего надзора, осуществляемого органами прокуратуры, заключаются в том, чтобы наблюдать за тем, чтобы все государственные и муниципальные органы, учреждения и их должностные лица, а также иные субъекты, в полномочия которых входит принятие управленческих и других властно- распорядительных решений, единообразно и точно исполняли действующее в Российской Федерации законодательство. При этом, на законодательном уровне прямо закреплён запрет на подмену органами прокуратуры, осуществляющими общий надзор, других органов, а также его направленность на оперативно-хозяйственную деятельность, которую осуществляют поднадзорные лица.
Общий прокурорский надзор имеет важное практическое значение, поскольку позволяет органам прокуратуры наблюдать за соблюдением всеми субъектами, в том числе осуществляющими публичное управление, режима законности в государстве, а в случае его нарушения — оперативно восстанавливать правомерное состояние. При этом, оперативно восстановить нарушенную законность работники прокуратуры могут, реализуя основные полномочия, закрепленные за ними Законом о прокуратуре, а также вынося акты прокурорского регулирования.
В более сложных случаях, когда оперативность затруднена ввиду каких-либо создаваемых препятствий или в случаях закрепления более сложного порядка в нормах права, восстановление нарушенной законности предполагает возбуждение административного, судебного или иного производства.
Важно отметить, что прокурорский надзор за исполнением законов обладает также профилактическим характером, поскольку изначально ориентирован на то, чтобы не допускать нарушения законности и оперативно её восстанавливать. Выражение профилактического потенциала общего надзора заключается в том, что благодаря ему прокуратуры не только следит за тем, чтобы законы исполнялись, но и выявляет допускаемые субъектам нарушения действующего законодательства РФ на той стадии, когда они только формируются, а также принимает меры, чтобы их устранить[9].
Важно также отметить, что реализация прокуратурой в рамках общего надзора правовых средств, предусмотренных ч. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре и направленных на то, чтобы восстановить нарушенную законность, допускается лишь на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки…