Описание
Оглавление
Введение
1. Особенности становления и развития мусульманского права
1.1 История возникновения и природа мусульманского права
1.2 Мусульманское право в эпоху Мухаммеда и «праведных» халифов
2. Источники мусульманского права
2.1 Коран – как священная книга ислама и основа мусульманского права
2.2 Сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение
2.3 Иджма – общее мнение авторитетных правоведов ислама
2.4 Кияс – суждение в вопросах права
3. Основные отрасли мусульманского права
3.1 Уголовное право
3.2 Семейное право
4. Исламские школы (мазхабы)
Заключение
Список использованных источников и литературы
55 стр.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.
Фрагмент
Введение
Актуальность. Соотношение права и религии объективно является одним из ключевых факторов развития государств в современных условиях, с одной стороны, религия и закон являются имеют колоссальную взаимосвязь,-совершенно разными категориями, с другой обуславливающуюся объединением правосознания и религиозного мировоззрения вследствие возрастания значения религии в массовом сознании людей как мотивирующего принципа социального поведения. Фридрих Карл фон Савиньи́ , немецкий юрист и историк, представитель исторической школы права, утверждал: «Если мы отвлечём право от всякого особенного содержания, то получим как общее существо всякого права нормирование определённым образом совместной жизни многих» . Актуальность данной работы подтверждает факт, что религия в современном мире, несмотря на поступательное развитие общества во всех сферах жизни, не исчерпала своей регулирующей роли. Религиозные нормы в той или иной степени продолжают влиять на общественные отношения во всех государствах современного мира. Особую роль в этом играет ислам как мировая религия, сформировавший крупнейшую религиозно-правовую систему, действующую во многих современных государствах.
На сегодняшний день, более восьмисот миллионов мусульман, проживая в разных частях света, соблюдают не только законы своей страны, но и нормы Шариата. В России с ними тоже считаются, так как более двадцати миллионов человек способно влиять не только на общественный уклад жизни граждан, но и на политическое положение. В нашем государстве есть регионы, где мусульманская религия занимает основное положение.
Сегодня у большинства людей существуют неправильно сложившиеся стереотипы об исламе, что порождает конфликты, как на бытовом, так и мировом уровне. И чтобы эти конфликты реже переходили в стадию вооруженного столкновения, нужно знать те правовые основы, обычаи и религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание мусульманского человека.
Целью данной работы является изучение особенностей мусульманского права и его основных школ.
Для достижения цели работы, были определены следующие задачи:
- Рассмотрение истории развития мусульманского права
- Анализ основных источников мусульманского права
- Изучение основных отраслей мусульманского права
История мусульманского права и анализ отдельных его отраслей получили освещение в трудах видных ученых в области мусульманского права
— Джон Андерсон, Рауль Шарль, Адам Кремен, Л. И. Климов.
Существенный вклад в исламоведение советского периода внесли А.Э. Шмидт, В. Бартольд, И.Ю. Крачковский, К.С. Кашталева, А.Я. Борисов, И.П. Петрушевский, Д.Рене, Л.Р. Сюкияйнен, А.Х. Саидов, А. Массе.
Это говорит о том, что изучение мусульманского мира и в частности права носит актуальный характер как сегодня так и в прошлых веках.
1. Особенности становления и развития мусульманского права.
1.1 История возникновения и природа мусульманского права.
Мусульманское право оперирует принципами справедливости, которые Всевышний заповедовал в Священном Коране. Оно регулировало различные сферы человеческой жизни, определяло отношения людей между собой и с государственной властью. Основой исламской правовой науки является понятие «фикх», что в переводе с арабского означает «знание», «понимание»1. Первые упоминания о фикхах относятся ко времени жизни пророка. С его слов и со слов его сподвижников записывались первые хадисы. Но и после смерти его, эти записи не прекратились, их продолжили супруга пророка Аиша, Абдулла ибн Умар, Абдулла ибн Масуд и другие приближенные к семье пророка. Так складывалась теоретическая основа будущих школ Ислама. Информация накапливалась, передавалась последующему поколению.
Мусульманское право как отдельная правовая система со временем приобрела мировое значение. Оно возникло и оформлялось в рамках Арабского халифата. Долгое время не выходило за рамки Аравийского полуострова. Весь процесс развития был связан с эволюцией арабской государственности, от патриархально-религиозной общины в начале, до одной из крупнейших империй. Как только Арабский халифат был разрушен, мусульманское право не потеряло свое значение, оно приобрело новые масштабы и стало главным действующим правом в ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших ислам.
Мусульманское право отображало в себе элементы предыдущих правовых культур Востока, а именно правовые обычаи и традиции. Во время правления династии Омейядов применялись институты Иранской правовой системы, также Византии и частично римское право. Они оказали значение для возникновения шариата, хоть и небольшое. Так же, чувствовалась связь восточной и западной цивилизаций. Основы права заложил пророк и последующие четыре праведных халифа. При них, путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман — Коран и Сунна…
Литература
- Абу Хамид аль-Газали Весы деяний / Хамид аль-Газали Абу. – М. : Изд. дом «Ансар», – 216 с.
- Абу Хамид аль-Газали. Наставление правителям / Абу Хамид аль- Газали. – М. : Изд. дом «Ансар», 2008. – 336с.
- Айдын Али-заде Ислам не такой! … А какой? / Али-заде Айдын. – М.: Изд. дом «Ансар», – 288 с.
- Аляутдинов Ш. Все увидят Ад / Ш. Аляутдинов. – СПб. : Диля, – 368 с.
- Артемов В. Мусульманское право: исторический очерк // Российская юстиция. – – № 10. – С.21–23.
- Барковская Е. Ю. Мусульманское право и правовая культура / Е. Ю. Барковская. – М. : Изд-во РАГС, – 75 с.
- Баширов Л. А. Государство и религиозные организации в регионах традиционного распространения ислама // Мировой опыт государственно- церковных отношений. – М., – С. 317-344.
- Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье / Е. А. Беляев. – М. : Наука, 1965. – 305 с.
- Бертельс Е. А. Шиизм // Философская энциклопедия. – М., 1970. – Т. – С. 508.
- Боголюбов А. С. Пресечение и наказание в мусульманском праве VIII-IX вв // Ислама Религия, общество, государство. – М., – С. 217-222.
- Бурхануддин М. Хидоя. Комментарии мусульманского права / М. Бурхануддин. – М. : Волтерс Клувер, – 656 с.
- Вайсс Бернард Дж. Дух мусульманского права / Дж. Вайсс Бернард.– СПб. : Диля, – 320 с.
- Ван ден Берг Л. В. С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. (пер. с голланд.) / Л. В. С. Ван ден Берг. – М. : Наталис, – 308 с.
- Васильев Л. С. История религий Востока : в 2 т. / Л. С. Васильев. – М. : Ун-т Ростов н/Д. : Республика, 1999. – 425 с.
- Грюнебаум Г. Э. фон. Классический ислам. Очерки истории (600- 1258) / Г. Э. фон Грюнебаум. – М. : Наука, 1988. – 215 с.
- Грязневич П. А. Ислам и государство (К истории государственно- политической идеологии раннего ислама) // Ислам: Религия, общество, го- сударство. – М., – С. 189-203.
- Грязневич П. А. Ислам и государство (К истории государственно- политической идеологии раннего ислама) // Ислам: Религия, общество, го- сударство. – М., – С. 189-203.
- Дорошенко Е. А. Шиитское духовенство в современном Иране / Е. А. Дорошенко. – М. : Наука, 1975. – 169 с.
- Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка / Н. В. Жданов. – М. : Междунар. отношения, – 216 с.
- Жидков О. А. История государства и права зарубежных стран: учебник / О. А. Жидков. – М. : Изд-во МГУ,1998. – Ч. – 351 с.
- Ибрагим Т. Ислам: вероучение и обряды // Ислам и мусульмане в России. – М., – С. 35-63.
- Игнатенко А. А. Средневековые «поучения владыкам» и проблематика власти // Социально-политические представления в исламе. История и современность. – М., – С. 21-44.
- Ионова А. И. Судебная практика и арбитраж в исламе // Вестн. МГУ. Сер. 13, Востоковедение. – 1995. – № – С. 22-31.
- Керимов Г. М. Ислам // Государственно-церковные отношения в России: курс лекций. – М., – Ч. 2. – С.
- Керимов Г. М. Учение ислама о государстве // Мировой опыт государственно-церковных отношений. – М., – С. 292-309.
- Керимов Г. М. Шариат. Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности / Г. М. Керимов. – СПб. : Диля, – 512 с.
- Климович Л. И. Ислам. Издание второе, дополненное / Л. И. Климович. – М. : Наука, 1965. – 334 с.
- Климович Л. И. Книга о Коране его происхождении и мифологии / Л. И. Климович. – М. : Политиздат, – 284 с.
- Коран / пер. И. Ю. Крачковского. – М. : Маджесс, – 368 с.
- Лившиц Р. З. Теория права / Р. З. Лившиц. – М. : БЕК, – 224 с.
- Магомедов И. А. Особенности мусульманского семейного права // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. Юриспруденция. – – №3. – С.258 – 263.
- Малашенко А. В. Ислам в современной России // Ислам и мусульмане в России. – М., – С.192-193.
- Малашенко А. В. Ислам в современной России // Ислам и мусульмане в России. – М, – С 192-193.
- Манна Аммар Абдуль Карим Преступление и наказание по мусульманскому праву / Аммар Абдуль Карим Манна. – М. : Изд-во РУДН, – 88 с.
- Массэ А. Ислам: Очерк истории / А. Массэ. – М. : Наука, – 372с.
- Мисроков З. Х. Адат и шариат в российской правовой системе / З. Х.
Мисроков. – М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2002. – 256 с.
- Общая теория права: учебник / Ю. А. Дмитриев [и др.]; под общ. ред. А. С. Пиголкина. – М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, – 384 с.
- Петрушевский И. П. Ислам в Иране в XII-XV вв.: курс лекций / И. П. Петрушевский. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1966. – 400 с.
- Пиотровский М. Б. Исторические судьбы мусульманского представ- ления о власти // Социально-политические представления в исламе: История и современность. – М., – С. 6-20.
- Пиотровский М. Б. Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама // Ислам; Религия, общество, политика. – М., 1984. –С.
- Прозоров С. М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти// Ислам: Религия, общество, государство. – М., – С. 204-211.
- Рогожин А. И. Рабовладельческое и феодальное государство и право стран Азии и Африки: учеб. пособие / А. И. Рогожин. – Харьков : Изд-во Харьков. ун-та, – 215 с.
- Саидбаев Т. С. Ислам и общество: опыт историко-социологического исследования / Т. С. Саидбаев. – М. : Наука, 1984. – 302 с.
- Саидбаев Т. С. Об исламе и мусульманах / Т. С. Саидбаев. – М., – 79 с.
- Сана М. Ислам и право: проблема взаимоотношения в афганском обществе (теоретико-правовой аспект) : дис. … канд. юрид. наук / М. Сана. – СПб., – 209 с.
- Сырых В. М. Теория государства и права: учебник для вузов / В. М. Сырых. – М. : Былина,1998. – 512 с.
- Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Л. Р. Сюкияйнен. – М. : Наука, 1986. – 255 с.
- Торнау Н. Е. Особенности мусульманского права / Н. Е. Торнау. – СПб. : Типография Императорской АН, – 88 с.
- Хайдарова М. С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право (структура и основные институты). – М., 1984. – С. 38-48.
- Хашнми Мухаммед Али Личность мусульманина согласно Корану и Сунне / Мухаммед Али Хашнми. – М. : ГУП ПИК, – 414 с.
- Хропанюк В. Н. Теория государства и права: хрестоматия / В. Н. Хропанюк; под ред. Т. Н. Радько. – М., – 944 с.
- Цмай В. В. Регулирование семейно-брачных отношений мусульман «правом личного статуса» / В. В. Цмай. – СПб. : СПбГУАП : СПб. ун-т МВД, – 259 с.
- Шарль Р. Мусульманское право / Р. Шарль; под ред. и с передисл. Е. А. Белаева; пер. С. И. Волк.– М. : Иностр. лит., – 142 с.