Описание
Содержание
Введение
1. Теоретические основы бюджетной децентрализации
1.1 Сущность бюджетной децентрализации
1.2 Подходы к реализации политики фискальной децентрализации в региональной практике
2. Эффективность бюджетной децентрализации в России
2.1 Анализ процессов бюджетной децентрализации
2.2 Фискальная децентрализация как основа развития России
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
32 стр.
Фрагмент
Введение
Бюджетная децентрализация – глобальная политико-экономическая тенденция последних десятилетий. По данным Всемирного банка, уже к 1999 г. 95 % демократических стран имели субнациональные правительства, а в других странах национальные правительства активно спускали политические, бюджетные и административные полномочия на субнациональные этажи государственного аппарата.
Ранняя теория бюджетного федерализма исследовала децентрализованные бюджетные системы, допуская, что субфедеральные органы государственного управления – дружелюбные планировщики, стремящиеся максимизировать общественную выгоду от государственных расходов. Теоретический анализ бюджетной децентрализации и межбюджетных отношений фокусировался на справедливости, вертикальном и горизонтальном равенстве, а их влияние на экономический рост рассматривалось через призму эффективности государственных расходов.
На рубеже XX и XXI вв. сложилась теория бюджетного федерализма второго поколения. Если в фокусе ранней теории – диверсификация и локализация общественных благ, вертикальное и горизонтальное равенство, то теория второго поколения подчеркивает важную роль бюджетных стимулов для субфедеральных властей и их бюджетной автономии в обеспечении экономического роста, оставляя повышение распределительной эффективности налоговой системы на втором плане.
Актуальность исследования эффективности бюджетной децентрализации обусловлена все возрастающим объемом финансовых ресурсов, распределяющимся на регионы без значительных результатов, что обуславливает необходимость разработки путей повышения эффективности использования бюджетных средств, полученных посредством децентрализации, на местах.
Цель работы – исследовать теоретические и практические аспекты эффективности бюджетной децентрализации.
Задачи:
— изучить теоретические основы бюджетной децентрализации;
— проанализировать эффективность бюджетной децентрализации в России.
Объект исследования: теоретические и практические аспекты эффективности бюджетной децентрализации.
Предмет исследования: процессы бюджетной децентрализации.
Методы исследования: анализ, синтез, системный подход.
Структура работы: введение, две глав, заключение, список, использованной литературы, приложение.
1. Теоретические основы бюджетной децентрализации.
1.1 Сущность бюджетной децентрализации.
В современной мировой практике в зависимости от государственного и территориального устройства конкретной страны в сфере бюджетного устройства получили распространение два вида моделей — бюджетный федерализм и бюджетный унитаризм. Бюджетный федерализм представляет собой модель организации межбюджетных отношений, которая базируется на договорно-правовых отношениях между федерацией и ее субъектами. Она предусматривает существование, как государственного бюджета федерации, так и государственных бюджетов ее субъектов. При такой модели организации межбюджетных отношений субъекты федерации имеют широкую фискальную автономию и право на установление отдельных налогов, формирование собственных финансовых органов и т.д. Необходимо отметить, что в научной литературе термин «бюджетный федерализм» часто отождествляют с понятием «фискальный федерализм».
Авторы научных исследований по этой проблематике основной акцент делают не на принципы взаимодействия различных уровней бюджетов, а на структуру бюджетного устройства. Однако между этими двумя понятиями, по нашему мнению, есть существенная разница, потому что принципы фискального федерализма являются концептуальной основой бюджетного устройства страны. На основании приоритетности этих принципов бюджетный федерализм должен подчиняться выбранной модели фискального федерализма.
Четко увидеть глубокое расхождение между фискальным и бюджетным федерализмом сегодня достаточно просто благодаря усиливающимся в мире процессам глобализации. Так, если для примера взять Европейский союз (ЕС), то можно сделать вывод, что практически все принципы фискального федерализма лежат в основе финансового устройства этого международного образования. В то же время ни одна из существующих в мире моделей бюджетного федерализма в ЕС не действует, поскольку национальные фискальные системы стран ЕС на текущий момент недостаточно для этого интегрированы. Наиболее приемлемым в научной литературе является определение фискального федерализма как системы налогообложения и государственных расходов, при которой правами на получение доходов и управление расходами наделяются различные уровни государственного управления — от общенационального правительства до самых малых местных администраций.
Традиционная теория фискального федерализма дает широкий набор рекомендаций для закрепления за разными уровнями государственной власти определенных функций и соответствующих фискальных инструментов, необходимых для выполнения этих функций. Модель фискального федерализма характерна преимущественно для федераций. Другая модель организации межбюджетных отношений – бюджетный унитаризм – распространена в унитарных странах, принципы которой закладываются в законодательном порядке центральными органами власти…