Описание
Оглавление
Введение
Глава 1. Судебная система и судебная власть
1.1. Понятие и признаки судебной власти
1.2. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации
1.3. Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации
1.4. Понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов
Глава 2. Структура судебной системы в Российской Федерации
2.1. Конституционный Суд Российской Федерации
2.2. Верховный суд Российской Федерации
2.3. Суды общей юрисдикции
2.3.1 Верховный суд республики, краевой (областной) суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
2.3.2. Районный суд
2.3.3. Военный суд
2.4. Арбитражные суды
2.4.1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
2.4.2. Арбитражные апелляционные суды
2.4.3. Арбитражные суды округов
2.4.4. Суд по интеллектуальным правам
2.5. Мировые судьи в судебной системе Российской Федерации
Глава 3. Проблемы организации и деятельности федеральных судов РФ
Заключение
Список использованной литературы
36 стр.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.
Фрагмент
Введение
Актуальность темы исследования. Вопросы, связанные с судебной властью и судебной системой, в любом правовом государстве занимают ведущее место, поскольку суд — это самый демократичный и цивилизованный инструмент, посредством которого защищаются права и свободы человека и разрешаются социальные конфликты. Поэтому государство, общество и каждый человек заинтересованы в том, чтобы органы правосудия устойчивы и надёжно функционировали, устаревшие судебные институты обновлялись и, тем самым, повышалась эффективность судебной деятельности в целом.
Именно поэтому судебная власть на протяжении всей истории своего становления и развития непрерывно реформировалась, и современная судебная система является продуктом этого исторического развития и реформирования.
Модернизация судебной системы и оптимизация их деятельности в последние годы в России относятся к числу вопросов, характеризующихся повышенным интересом как со стороны научного сообщества, так и со стороны законодателя. Проблемы судебной власти в демократическом государстве в последние годы все чаще выходят на первый план. При возникновении спора многие граждане стараются традиционно разрешить его в судебном порядке, поскольку именно суд может беспристрастно исследовать все материалы дела и вынести объективное и справедливое решение. Это обусловлено объективными потребностями общества в судебной защите независимым и справедливым судом, а также незавершенностью начатых преобразований в судебной системе. В связи с этим весьма важную роль играет организация судебной власти в стране[1].
Изложенное свидетельствует об актуальности темы настоящего исследования.
Целью исследования является анализ системы, статуса и актуальных проблем организации и деятельности федеральных органов судебной власти.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
— сформулировать понятие и определить признаки судебной власти;
— рассмотреть реализацию принципа разделения властей в Российской Федерации;
— определить место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации;
— установить понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов;
— охарактеризовать структуру судебной системы в Российской Федерации, включая Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировых судей;
— выявить и проанализировать проблемы организации и деятельности федеральных судов РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с организацией и функционированием федеральных органов судебной власти.
Предмет исследования составили нормативные правовые акты РФ, регламентирующие организацию и функционирование федеральных органов судебной власти.
Настоящее исследование выполнено с помощью следующих методов исследования:
— общенаучных методов, а именно методов анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительного, системного и исторического методов;
— частнонаучных методов, в том числе с помощью формально-юридического и сравнительно-правового методов;
— специальных методов, а именно метода экспертных оценок и документального методов, а также эвристических и аксиологических методов.
Структура исследования включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Судебная система и судебная власть
1.1 Понятие и признаки судебной власти
Судебная система играет крайне важную роль в демократическом обществе. Поскольку одним из главных принципов нашего государства является законность, судебная власть должна надлежащим образом осуществлять свою функцию. Судебная власть является независимой, а гарантией такой независимости являются принципы, которые закреплены в Конституции РФ. Именно демократические принципы, на которых и строится судебная система, определяют особенности, которые стоят перед судебной властью[2].
Несмотря на важность судебной власти для правового государства, которым является наша страна, по справедливому замечанию Ю.А. Лукичева, в современном российском законодательстве отсутствует данное ключевое понятие[3].
Справедливость данного замечания подтверждается и анализом российского законодательства, регламентирующего судебную деятельность, отличающегося декларативностью. Как известно, основу правового регулирования судебной власти в России составляет Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[4] (далее — ФКЗ о судебной системе), в ст. 1 которого под названием «Судебная власть» отсутствует ее понятие. Вместо этого в ней закреплены ключевые признаки судебной власти в виде её самостоятельности и независимости, а также перечислены виды судопроизводства, с помощью которых судебная власть в нашей стране осуществляется. При этом, обращает на себя внимание отсутствие в ч. 3 ст. 1 ФКЗ о судебной системе указания на возможность осуществления судебной власти посредством арбитражного судопроизводства, несмотря на его прямое указание в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ[5].
Отсутствие законодательного понятия судебной власти порождает разнообразие мнений относительно данной категории в научной среде, в связи с чем юридическая литература раскрывает данное понятие с точки зрения разных ученых. Приведем некоторых из них:
— «это самостоятельная ветвь государственной власти, созданная для отправления правосудия и реализации иных функций исключительно конституционно учрежденными органами — судами, обладающими всей полнотой судебной компетенции, осуществляющими властные полномочия на основе закона с соблюдением установленных процессуальных форм, взаимодействующая с иными ветвями власти и имеющая финансовую, кадровую и иную внутреннюю составляющую, призванная не только защитить права и свободы человека и гражданина, но и контролировать в рамках закона законодательную и исполнительную власти»[6];
— «…социально-правовое явление, выражающееся в государственно-властных взаимоотношениях между судом и субъектами, вовлеченными для защиты своих прав, свобод и законных интересов или публичных интересов в разрешение правового вопроса, спора или конфликта, а также во взаимоотношениях внутри судебной системы, обеспечивающих функционирование суда как единственного носителя судебной власти, и во взаимоотношениях с законодательной и исполнительной ветвями власти, позволяющих судебной власти проявиться как независимой и самостоятельной ветви государственной власти, оставаясь при этом частью всей системы государственной власти»[7] и многие другие.
Вышеизложенное позволяет нам прийти к выводу, что судебная власть является особым институтом осуществления правосудия судьями, наделенными в этой связи законом совокупностью специфических полномочий. Между тем, для того, чтобы сформулировать собственное наиболее полное понятие судебной власти необходимо, с нашей точки зрения, рассмотреть ее в контексте теории о разделении властей, а также определить ее место в системе органов государственной власти.
1.2 Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации
Принцип разделения властей на сегодняшний день является фундаментальной основой системы государственной власти большинства современных государств. Однако, Россия лишь с принятием Конституции 1993 г.
Правоведы и практики, говоря о принципе разделения властей, как правило, подразумевают то, что власть в государстве разделена на три самостоятельные и независимые друг от друга ветви власти[8]. Это законодательная, исполнительная и судебная власть. В современной России данный принцип прямо закреплен в ст. 10 Конституции РФ. При этом, в силу верховенства и прямого действия Конституции РФ данный принцип подлежит реализации при осуществлении государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях[9].
Практическое воплощение принципа разделения властей означает, что в государстве создаются специальные органы государственной власти, которые выполняют функции в соответствии с разделением властей. Основная цель разделения властей — избежать узурпации власти внутри органа или ведомства, что неизбежно ведет к подавлению диктатуры, прав и свобод человека[10].
Таким образом, можно сформулировать следующее понятие принципа разделения властей. Это правовой механизм, позволяющий всем ветвям власти взаимно контролировать друг друга в процессе реализации своих полномочий, характеризующийся наличием системы сдержек и противовесов, сбалансированностью, взаимодействием всех ветвей власти между собой, направленный на то, чтобы государство могло эффективно выполнять стоящие перед ним задачи, обеспечивая и защищая при этом права, свободы и законные интересы человека и гражданина.
Не ставя перед собой цели в рамках настоящего исследования подробно анализировать реализацию принципа разделения властей в российском государстве, охарактеризуем его реализацию в отношении судебной власти. И в этой связи, в первую очередь, отметим то, что судебная власть, как таковая, в современном правовом государстве является, в нашем понимании, разновидностью власти в целом, а, соответственно, имеет определенные черты и особенности.
Анализируя судебную власть в контексте теории о разделении властей, необходимо заострить внимание на том, что судебная власть в Российской Федерации и является непосредственным, самостоятельным органом власти, со строго определенными функциями и ограниченными полномочиями.
Наиболее полное представление о судебной власти можно получить, определив ее место в системе государственных органов власти России…