Фрагмент
Введение
Актуальность исследования. Институт юридической ответственности является одним из древнейших институтов. Известны случаи, когда к ответственности привлекались не только люди, но и животные, камни и прочие предметы, окружающие человека. Например, в 1405 году во Франции к повешению был приговорен бык, который забодал человека. Предметы в основном подвергались ссылке (камень, упавший на голову, колокол, призывавший к бунту и так далее). Раньше не было понятия вины и многих людей наказывали за несовершенные ими деяния.
В настоящее время в виду действия Конституции РФ, законов, основанных на международных принципах, где защищают и уважают права человека, уровень юридической ответственности заметно вырос. Были введены основополагающие принципы юридической ответственности, призывающие к справедливости равенству всех перед законом, к неотвратимости ответственности, целесообразности и законности.
Юридическая ответственность признается одним из средств правового характера по прекращению противоправного поведения, а также стимулированию общественно-полезной деятельности людей.
В современности налоговое законодательство приобрело особую ценность и значимость. Указанный вид законодательства регулирует важнейшие отношения в сфере налоговых обязательств. Несмотря на важность соблюдения налогового законодательства, на практике зачастую совершаются налоговые правонарушения, за совершение которых в действующем законодательстве РФ предусмотрены различные виды ответственности.
Одним из самых распространенных видов юридической ответственности за нарушения налогового законодательства является административная ответственность, которая является следствием совершенного правонарушения, в том числе в налоговой сфере. Появление административной ответственности в целом ученые-юристы связывают с принятием в 1864 году Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Этот акт содержал в себе некоторые аспекты порядка привлечения к ответственности, а также около150 проступков, разделенных на 12 видов в зависимости от объекта посягательства.
В современном мире административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов является важным правовым средством регулирования в сфере экономики. Применение административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах способствует повышению эффективности налоговой политики, проводимой в стране, влияет на поступление средств в бюджет, что обеспечивает нормальное функционирование государства.
Налоговые правонарушения стали довольно распространенным явлением. При этом, предпосылки к тому, что они снизятся в ближайшей перспективе, в настоящее время не наблюдаются. Это предопределяет необходимость продуманного применения административной ответственности за совершение налоговых правонарушений, поскольку регулируют общественные отношения в финансово-экономической сфере государства, обеспечивая его национальную безопасность.
Однако следует отметить, что в настоящее время исследование проблем административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов следует признать недостаточным.
Кроме того, актуализирует тему настоящего исследования также проявление повышенного научно-исследовательского интереса к проблемам административной ответственности за совершение налоговых правонарушений. При этом, «трансформация системы административно-правового регулирования и интенсивное развитие налогового законодательства привели к существованию значительного законодательного массива, в котором закреплены основания ответственности, ее меры, санкции за нарушение правовых норм в сфере налогообложения. Однако, такой законодательный массив не носит системного характера»[1].
Существуют значительное количество различных видов налоговых правонарушений, за совершение которых виновных лиц привлекают к административной ответственности, в связи с чем тема настоящего исследования приобретает особую актуальность.
Целью исследования является анализ видов и ответственности за совершение административных правонарушений в налоговой сфере.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие и признаки налоговых правонарушений;
— охарактеризовать понятие, признаки и виды административных правонарушений;
— установить понятие и признаки административной ответственности за совершение административных правонарушений в налоговой сфере;
— проанализировать условия привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушения в налоговой сфере.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с наступлением административной ответственности за совершение административных правонарушений в налоговой сфере.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие общественные отношения, связанные с наступлением административной ответственности за совершение административных правонарушений в налоговой сфере.
Настоящее исследование выполнено с помощью следующих методов исследования:
— общенаучных методов, а именно методов анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительного, системного и исторического методов;
— частнонаучных методов, в том числе с помощью формально-юридического и сравнительно-правового методов;
— специальных методов, а именно метода экспертных оценок и документального методов, а также эвристических и аксиологических методов.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.
Глава 1. Общая характеристика административных правонарушений в налоговой сфере
1.1 Налоговое правонарушение: понятие и признаки
Понятие налогового правонарушения в настоящее время имеет законодательное закрепление, в связи с чем, среди представителей юридического сообщества дискуссий относительно понимания дефиниции «налоговое правонарушение», как правило, не возникает[2]. Данное определение закреплено в ст. 106 Налогового кодекса РФ[3] (далее – НК РФ). Исходя из смысла указанной статьи, мы приходим к выводу, что под налоговым правонарушением понимается определённое деяние лица (например, налогоплательщика), выраженное в форме действия или бездействия, обладающее признаками виновности, совершённости, противоправности и наказуемости.
Иными словами, к числу обязательных признаков, характеризующих налоговое правонарушение, относятся:
— его противоправность, то есть противоречие нормам налогового законодательства. Налоговое правонарушение признаётся в качестве такового лишь в том случае, если его состав прямо закреплён в НК РФ;
— совершенность. Данный признак предполагает, что лицо совершает налоговое правонарушение путем определенных действия или бездействия;
— виновность, подразумевающая совершение лицом налогового правонарушения по неосторожности или умышленно;
— наказуемость как отрицательное последствие для субъекта, совершившего налоговое правонарушение. Данный признак является формальным, поскольку противоправность налогового правонарушения означает противоправное поведение фискально-обязанных лиц, за которое в НК РФ предусмотрены определенные санкции.
В свою очередь, например, по мнению А.Р. Исламгараевой, важнейшим признаком налогового правонарушения также следует признавать его реальность, под которым понимается его фактическое совершение, объективирующее последствия[4].
Некоторые ученые в качестве обязательного признака налогового правонарушения также называют возникновение отрицательных последствий (ущерба или нарушения прав), а также наличием между совершенным деянием и наступившими последствиями причинно-следственной связи[5].
По нашему мнению, с данной точкой зрения согласиться нельзя. Аналогичную позицию высказывает и А.Р. Исламгараева, называя данный признак вредоносностью. Дело в том, что большинство налоговых правонарушений по своему составу являются формальными, а не только материальными, для которых наличие последствий и причинно-следственной связи является обязательным признаком. Ответственность за совершение налоговых правонарушений, имеющих формальный состав, наступает вне зависимости от того, наступили или нет какие-либо последствия. В этой связи, А.Р. Исламгариева справедливо делает «вывод, что всякое нарушение законодательства приносит вред установленному правопорядку, но этот вред не всегда можно оценить материально»[6].
Обращает на себя внимание тот факт, что из законодательно закреплённого в ст. 2.1 НК РФ понятие налогового правонарушения следует, что таковым являются лишь те правонарушения, ответственность за которые прямо установлена в НК РФ.
Вопросы, касаемо налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, закреплены в разделе 6 НК РФ, в частности в главе 16 НК РФ. В соответствии с положениями данной главы, существуют следующие виды налоговых правонарушений:
— нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);
— непредставление налоговой декларации (или расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета (ст. 119 НК РФ);
— представление недостоверных сведений в налоговый орган управляющим товарищем, расчета финансового результата инвестиционного товарищества (ст. 119.2 НК РФ);
— грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в случае совершения таких действий в течение одного налогового периода при отсутствии налогового правонарушения (ст. 120 НК Ф);
— неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы (ст. 122 НК РФ);
— невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);
— несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога (ст. 125 НК РФ);
— непредставление налогоплательщиком сведений для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ);
— неуплата или неполная уплата налога в результате применения в целях налогообложения контролируемых сделок и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (ст. 129.3 НК РФ);
— неправоверное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление недостоверных сведений (ст. 129.4 НК РФ)…