Практическое занятие. Развитие речи. 20360-1

Описание

Практическое занятие

 

Цель занятия: Получить практический опыт определения целей и задач обучения, воспитания и развития речи детей дошкольного возраста; получить навыки составления конспектов занятий и наблюдений с учётом возрастных особенностей детей; уметь анализировать различные виды занятий; знать виды документации и требования к её оформлению.

 

Задание 1

Максимальное количество баллов — 2.

Раздел: Теоретические основы технологий развития речи

 

Задание 1.1 В рамках темы «Теория и методика развития речи детей» на основании изученного теоретического материала, прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и составьте подборку теоретических материалов, систематизировав их в форме обобщающей таблицы «Система основных понятий теории и технологий развития речи воспитанников ДОУ».

 

Таблица — Система основных понятий теории и технологий развития речи воспитанников ДОУ

п/п

Ключевые понятия Определения понятий Обоснование их роли в процессе развития дошкольника
1. Речь    
2. Язык    
3. Развитие речи    
4. Обучение языку    
5. Функции речи    
6. Речевой навык    
7. Речевое умение    
8. Технология    
9. Педагогическая технология    

 Задание 1.2 Проведите самостоятельный информационный поиск по теме «Методика развития речи детей дошкольного возраста: межнаучные связи и интеграция». Оформите перечень наук, которые по своему направлению исследований и оформлению системы научных знаний наиболее всего близки к сфере деятельности научной дисциплины «Методика развития речи детей дошкольного возраста». Систематизируйте полученные материалы и заполните схему.

Рисунок — Схема построения связей научной дисциплины «Методика развития речи детей дошкольного возраста» с другими науками

Задание 1.3 «Родное слово» К. Д. Ушинского является классической учебной книгой, предназначенной для детей дошкольного и младшего школьного возраста; книгой, предоставляющей уникальные возможности для педагога и родителей по осуществлению нравственного воспитания ребёнка в процессе его познавательной деятельности.

В учебной книге К. Д. Ушинского «Родное слово» представлены в интересной и доступной для детей форме уникальные образцы фольклорных и художественных произведений русской культуры. Материалы в книге четко систематизированы с учетом возрастных особенностей маленьких читателей.

Разделы учебной книги К. Д. Ушинского «Родное слово»:

 О значении отечественного языка в первоначальном обучении.

— Первая книга после азбуки.

— Элементарное письмо.

— Картины для устного рассказа.

— Первые занятия отечественным языком.

Данная учебная книга на столько интересна, что в современных типографиях постоянно выпускаются новые её переиздания.

Ознакомьтесь с содержанием учебной книги К. Д. Ушинского «Родное слово». В форме эссе представьте собственное восприятие данного учебного издания.

Эссе необходимо оформить в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

 

Задание 2

Максимальное количество баллов — 4.

Раздел: Технологии развития связной речи дошкольника

 

Задание 2.1 Предлагается для решения следующая педагогическая задача.

Вы входите в состав группы педагогов, проводящих проверку качества работы воспитателей ДОУ. Вы присутствуете на открытом занятии по развитию связной речи дошкольников. В ваших руках конспект занятия коллеги. Ознакомьтесь с основными материалами, используемыми на занятии по развитию речи детей старшей группы:

  1. Иллюстративный материал: Картина «Ежи».
  2. Перечень вопросов педагога к воспитанникам группы для проведения образовательной беседы.

Рисунок — Картина «Ежи»

Перечень вопросов педагога при рассматривании картины «Ежи» для детей средней группы:

  1. Где они находятся?
  2. Как их можно назвать?
  3. Кто изображён на картине? А ещё кто? А ещё кто?
  4. Какой лес?
  5. Что делает ежиха?
  6. А что делают вот эти ежата?
  7. Подумайте, вспомните и ответьте мне, что ещё едят ежи?
  8. Какая ежиха? Опишите её.
  9. Как выглядят ежата?
  10. Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?

Каковы ваши замечания по результатам проведения первичного ознакомления с предоставленными методическими материалами? Оформите ваши замечания в виде чётко систематизированного перечня.

Задание 2.2 Продумайте, как вы сами можете оформить и провести данное занятие?

Составьте примерный конспект занятия по совместному рассматриванию картины «Ежи» с детьми дошкольного возраста. В данном конспекте вы сможете отразить все важные детали организации процесса по развитию связной речи детей. Для удобства выполнения задания вам предлагается перечень основных разделов рабочего конспекта педагога и соответствующая таблица, которая необходима для обязательного заполнения.

Перечень основных разделов рабочего конспекта педагога ДОУ:

  1. Автор:
  2. Организация:
  3. Тема:
  4. Цель:
  5. Задачи:
  6. Методы и приемы:
  7. Материалы и оборудование:

Таблица — Ход занятия по рассматриванию картины «Ежи» для воспитанников средней группы ДОУ

п/п

Наименования этапов занятия Решаемые задачи Виды деятельности воспитателя Виды деятельности

воспитанников

Ожидаемый результат
1.          
2.          
3.          
         

 

Задание 3

Максимальное количество баллов — 4.

Раздел: Технологии формирования словарного запаса и развития связанной речи у детей

 

Предлагается для решения следующая педагогическая задача.

Воспитатель средней группы для решения задачи о проведении знакомства детей с разными видами животных, показала детям игрушечного медведя, зайца, лису, собаку и кошку. Каждая игрушка появлялась из двери «теремка» и двигалась перед детьми по столу. Воспитатель громко произносила названия каждого животного, а иногда демонстрировала то, какие звуки произносят разные звери. Детям было весело, они внимательно смотрели на игрушки и всё время ждали появления нового персонажа.

В другой средней группе такое же занятие воспитатель провела иначе. Детям показывали игрушечных животных, а воспитатель задавала детям последовательные вопросы, приглашая их к диалогу:

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Кто это?  

ДЕТИ: — Лиса.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Как вы узнали, что это лиса?

ДЕТИ: — У неё рыженькая шёрстка и хитрые глазки.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Какая у лисы мордочка?

ДЕТИ: — Остренькая.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Какой у лисы хвост?

ДЕТИ: — Пушистый и рыжий.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, а это кто?

ДЕТИ: — Волк.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Как вы его узнали?

ДЕТИ: — Он серый, похож на собаку.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Чем похож волк, на лису?

ДЕТИ: — Формой тела, лапами.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — А что у них разное?

ДЕТИ: — Цвет шубы: волк серый, а лиса рыжая. А еще волк намного больше лисы.

Представьте в письменной форме ответы на следующие вопросы:

  1. Сравните фрагменты занятий в двух разных средних группах ДОУ и дайте обоснованный ответ на вопрос: Какое из проведённых занятий более полезно для развития детей? Обоснуйте свой ответ.
  2. Какие методы и приёмы можно использовать для формирования словарного запаса и развития связанной речи у детей? Какие методы и приёмы вы бы выбрали, составляя план занятия по формированию словарного запаса и связной речи детей в средней группе ДОУ?

Оформите письменный ответ на оба вопроса в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

 

Задание 4

Максимальное количество баллов — 3.

Раздел: Особенности речевого развития детей

 

Предлагается для решения следующая педагогическая задача.

Саша (1 год 10 месяцев), овладев только автономной речью, не мог внятно объяснить своё желание, чтобы мама дала ему игрушку. В ответ мама настаивала на том, чтобы Саша пытался словесно воспроизвести то, что он хочет получить, и не заменял речь жестами. В другом случае мама старалась включить Сашу в игру с детьми во время прогулок в скверике.

Представьте в письменной форме ответы на следующие вопросы:

  1. Верно ли поступала мама, когда создавала для ребёнка подобные ситуации для развития его речи?
  2. Что вы, как будущий педагог, посоветуете родителям для развития речи детей?

Оформите письменный ответ на оба вопроса в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

 

Задание 5

Максимальное количество баллов — 3.

Раздел: Технологии формирования грамматического строя речи у дошкольников

 

Предлагается для решения следующая педагогическая задача.

Современные родители зачастую умиляются замысловатости и оригинальности детских изречений, нередко называя своих детей «вундеркиндерами». Показательна следующая ситуация.

Мама говорит маленькому Серёже: «Не удирай так далеко!»

Сережа отвечает: «Не переживай, мама, я удеру и придеру обратно!»

Представьте в письменной форме ответы на следующие вопросы:

  1. С чем вы, как специалист, можете связать данное явление? Представьте подробный ответ с рекомендациями для родителей по данной ситуации.
  2. Составьте памятку для родителей с целью предотвращения ситуации поощрения речевых аграмматизмов. Данную памятку вы можете использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Оформите письменный ответ на оба вопроса в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

 

Задание 6

Максимальное количество баллов — 3.

Раздел: Подготовка к обучению грамоте

 

Предлагается для решения следующая педагогическая задача.

В групповой комнате детского сада стоял большой аквариум. В нём плавали рыбки. Дети (3 г. 6 мес.) совместно с воспитателем группы ухаживали за ними: своевременно кормили, меняли воду, чистили аквариум и т.д. Дети каждый день длительно и с увлечением наблюдали за рыбками. Но в ходе специального занятия, посвящённого рассматриванию и обсуждению рыбок, дети не могли ответить на самые простые вопросы о них:

— Чем питаются наши рыбки?

— Где живут рыбки?

— Сколько в нашем аквариуме рыбок?

— Какого цвета и формы наши рыбки?

Представьте в письменной форме ответы на следующие вопросы:

  1. Чем вы, как специалист, можете объяснить факт затруднения детей предоставить ответы на вопросы о рыбках?
  2. Составьте примерный конспект занятия по рассмотрению и обсуждению рыбок, где вы отразите организацию процесса наблюдения за рыбками на занятии. Для удобства выполнения задания вам предлагается перечень основных разделов рабочего конспекта педагога и соответствующая таблица, которая необходима для обязательного заполнения.

Перечень основных разделов рабочего конспекта педагога ДОУ:

  1. Автор:
  2. Организация:
  3. Тема:
  4. Цель:
  5. Задачи:
  6. Методы и приемы:
  7. Материалы и оборудование:

 

Таблица — Ход занятия по рассматриванию рыбок в аквариуме для воспитанников средней группы ДОУ

п/п

Наименования этапов занятия Решаемые задачи Виды деятельности воспитателя Виды деятельности

воспитанников

Ожидаемый результат
1.          
2.          
3.          
         

 

Задание 7

Максимальное количество баллов — 3.

Раздел: Технологии воспитания звуковой культуры речи у дошкольников

 

Задание 7.1 В рамках темы «Органы артикуляции человека» на основании изученного теоретического материала, прочтения рекомендованных литературных источников, рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет и изучения представленного далее наглядного материала проведите самостоятельный информационный поиск и заполните обобщающую таблицу «Функциональные характеристики органов артикуляции».

Рисунок — Органы артикуляционного аппарата  

 

Таблица — Функциональные характеристики органов артикуляции

п/п

Наименования органов артикуляции Описания функций органов артикуляции
1.    
2.    
3.    
   

 

Задание 7.2 Составьте картотеку артикуляционных упражнений для ежедневной тренировки артикуляционного аппарата воспитанников ДОУ. Удобно данную картотеку оформить отдельным текстовым документом. Её возможно будет использовать в вашей дальнейшей профессиональной деятельности в процессе работы с воспитанниками различных групп детского сада. Для выполнения задания предлагается обязательная для заполнения таблица как пример оформления картотеки артикуляционных упражнений для ежедневной тренировки артикуляционного аппарата воспитанников ДОУ.

 

Таблица — Комплекс артикуляционных упражнений для ежедневной тренировки артикуляционного аппарата воспитанников ДОУ.

п/п

Наименования упражнений Задачи выполнения упражнения Описание процесса выполнения упражнения Наглядный материал для выполнения упражнения (фотография)
1. Грибок Выработать подъём языка, растягивая

подъязычную уздечку (выполняется для правильного произнесения звука [Р]).

 

Улыбнуться, приоткрыть рот и, «приклеить» широкий язык всей плоскостью к нёбу, открыть рот шире (под счет от 1 до 5 – 10 раз).

Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. Рекомендуется читать следующий стихотворный текст: 

 

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять —

Гриб мне надо удержать.

 

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка —

Шляпка на макушке.

 

Наша Даша в лес пошла,

Наша Даша гриб нашла.

Вот и нет волнушки

На лесной опушке.

2.      
3.      
     

 

Задание 8

Максимальное количество баллов — 3

Раздел: Технологии ознакомления детей с художественной литературой

 

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности (п. 2.7 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования).

Восприятие художественной литературы и фольклора — это форма активности ребёнка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия и личного участия ребёнка в переживаемых событиях.

Для подготовительной группы детского сада составьте перспективный план работы по ознакомлению детей с художественной литературой. Необходимо составить план на один месяц и оформить его в виде таблицы, образец которой предлагается далее и рекомендуется для обязательного заполнения.

 

Таблица — Планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе (укажите месяц года)

№ п/п Даты проведения занятий Темы занятий Наименования художественных произведений и их авторов Целевые

ориентиры

Основное содержание занятия и виды деятельности педагога
1.          
2.          
3.          
         

 

41 стр.+приложение.

 

В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.

После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.

Фрагмент

Задание 2

Максимальное количество баллов — 4.

Раздел: Технологии развития связной речи дошкольника

 

Задание 2.1 Предлагается для решения следующая педагогическая задача.

Вы входите в состав группы педагогов, проводящих проверку качества работы воспитателей ДОУ. Вы присутствуете на открытом занятии по развитию связной речи дошкольников. В ваших руках конспект занятия коллеги. Ознакомьтесь с основными материалами, используемыми на занятии по развитию речи детей старшей группы:

  1. Иллюстративный материал: Картина «Ежи».
  2. Перечень вопросов педагога к воспитанникам группы для проведения образовательной беседы.

 

Рисунок — Картина «Ежи»

Перечень вопросов педагога при рассматривании картины «Ежи» для детей средней группы:

  1. Где они находятся?
  2. Как их можно назвать?
  3. Кто изображён на картине? А ещё кто? А ещё кто?
  4. Какой лес?
  5. Что делает ежиха?
  6. А что делают вот эти ежата?
  7. Подумайте, вспомните и ответьте мне, что ещё едят ежи?
  8. Какая ежиха? Опишите её.
  9. Как выглядят ежата?
  10. Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?

Каковы ваши замечания по результатам проведения первичного ознакомления с предоставленными методическими материалами? Оформите ваши замечания в виде чётко систематизированного перечня.

Решение:

Для детей средней группы предполагается развитие мышления, речи, закрепления навыков пересказа, применения глаголов и прилагательных. В предлагаемом перечне вопросов педагога при рассматривании картины «Ежи» для детей средней группы хочу высказать следующие замечания:

  1. Перед началом просмотра картины нет предисловия. «Дети давайте рассмотрим картину. Что на ней изображено?»
  2. Вторым вопросом должно идти описание (с применением детьми глаголов «Что, кто»?).Затем предлагаем вопросы с прилагательными.
  3. В перечне предлагаемых вопросов нарушена логика последовательного изложения.

 

Задание 2.2 Продумайте, как вы сами можете оформить и провести данное занятие?

Составьте примерный конспект занятия по совместному рассматриванию картины «Ежи» с детьми дошкольного возраста. В данном конспекте вы сможете отразить все важные детали организации процесса по развитию связной речи детей. Для удобства выполнения задания вам предлагается перечень основных разделов рабочего конспекта педагога и соответствующая таблица, которая необходима для обязательного заполнения.

Перечень основных разделов рабочего конспекта педагога ДОУ:

  1. Автор:
  2. Организация:
  3. Тема:
  4. Цель:
  5. Задачи:
  6. Методы и приемы:
  7. Материалы и оборудование:

Решение:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину.

Задачи:

  1. Образовательные.Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных; уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
  2. Развивающие. Развивать воображение, словарный запас.
  3. Воспитательные. Воспитывать интерес к жизни животных.

Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», С. Маршак «Тихая сказка», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».

Стимульный материал: учебно-наглядное пособие «Ежи» С. Н. Николаева; художник М. Ю. Алексеев.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И гостям мы улыбнёмся!

Артикуляционная гимнастика: упражнение «Улыбка».

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

Упражнение «Трубочка»

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

  1. Основная часть. Рассматривание картины и беседа по ней.

Воспитатель созывает детей в круг.

— Ребята, какое сейчас время года? (осень)

— Как называется осенний месяц? (октябрь)

— Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес за ягодами, собирать цветы, травы. О каком времени я говорю? (лето). Ребята, однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз повнимательнее, и увидела….А кого (что) я увидела отгадайте загадку:

СЕРДИТЫЙ НЕДОТРОГА ЖИВЕТ В ГЛУШИ ЛЕСНОЙ

ИГОЛОК ОЧЕНЬ МНОГО, А НИТКИ НЕ ОДНОЙ. (ЁЖ)

— Как вы догадались, что это еж? (дети обосновывают ответ).

— Есть еще загадка про ежа. Вы мне поможете ее загадать (ребята договаривают последнее слово в предложении):

ЛЕСОМ КАТИТСЯ КЛУБОК,

У НЕГО КОЛЮЧИЙ БОК,

ОН ОХОТИТСЯ НОЧАМИ

ЗА ЖУКАМИ И МЫШАМИ.

— Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик), мама -… (ежиха), дети. (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок). А сейчас нам надо сделать зарядку для глаз, чтобы они лучше видели.

Гимнастика для глаз «Осенний лес»

Вот стоит осенний лес! (Поворот головы)

В нем много сказок и чудес! (Круговые вращения глаз)

Слева — сосны (глаз влево, справа — дуб (глаз вправо).

Дятел сверху тук да тук (глаза вверх-вниз)

Глазки ты закрой – открой – и картина пред тобой!

Воспитатель выставляет перед ребятами картину «Ежи»…

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 900

Задать вопрос

Задать вопрос