Описание
Практическое занятие
Цель занятия: Получить практический опыт определения целей и задач обучения, воспитания и развития речи детей дошкольного возраста; получить навыки составления конспектов занятий и наблюдений с учётом возрастных особенностей детей; уметь анализировать различные виды занятий; знать виды документации и требования к её оформлению.
Задание 1
Максимальное количество баллов — 2.
Раздел: Теоретические основы технологий развития речи
Задание 1.1 В рамках темы «Теория и методика развития речи детей» на основании изученного теоретического материала, прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и составьте подборку теоретических материалов, систематизировав их в форме обобщающей таблицы «Система основных понятий теории и технологий развития речи воспитанников ДОУ».
Таблица — Система основных понятий теории и технологий развития речи воспитанников ДОУ
№
п/п |
Ключевые понятия | Определения понятий | Обоснование их роли в процессе развития дошкольника |
1. | Речь | ||
2. | Язык | ||
3. | Развитие речи | ||
4. | Обучение языку | ||
5. | Функции речи | ||
6. | Речевой навык | ||
7. | Речевое умение | ||
8. | Технология | ||
9. | Педагогическая технология |
Задание 1.2 Проведите самостоятельный информационный поиск по теме «Методика развития речи детей дошкольного возраста: межнаучные связи и интеграция». Оформите перечень наук, которые по своему направлению исследований и оформлению системы научных знаний наиболее всего близки к сфере деятельности научной дисциплины «Методика развития речи детей дошкольного возраста». Систематизируйте полученные материалы и заполните схему.
Рисунок — Схема построения связей научной дисциплины «Методика развития речи детей дошкольного возраста» с другими науками
Задание 1.3 «Родное слово» К. Д. Ушинского является классической учебной книгой, предназначенной для детей дошкольного и младшего школьного возраста; книгой, предоставляющей уникальные возможности для педагога и родителей по осуществлению нравственного воспитания ребёнка в процессе его познавательной деятельности.
В учебной книге К. Д. Ушинского «Родное слово» представлены в интересной и доступной для детей форме уникальные образцы фольклорных и художественных произведений русской культуры. Материалы в книге четко систематизированы с учетом возрастных особенностей маленьких читателей.
Разделы учебной книги К. Д. Ушинского «Родное слово»:
— О значении отечественного языка в первоначальном обучении.
— Первая книга после азбуки.
— Элементарное письмо.
— Картины для устного рассказа.
— Первые занятия отечественным языком.
Данная учебная книга на столько интересна, что в современных типографиях постоянно выпускаются новые её переиздания.
Ознакомьтесь с содержанием учебной книги К. Д. Ушинского «Родное слово». В форме эссе представьте собственное восприятие данного учебного издания.
Эссе необходимо оформить в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Задание 2
Максимальное количество баллов — 4.
Раздел: Технологии развития связной речи дошкольника
Задание 2.1 Предлагается для решения следующая педагогическая задача.
Вы входите в состав группы педагогов, проводящих проверку качества работы воспитателей ДОУ. Вы присутствуете на открытом занятии по развитию связной речи дошкольников. В ваших руках конспект занятия коллеги. Ознакомьтесь с основными материалами, используемыми на занятии по развитию речи детей старшей группы:
- Иллюстративный материал: Картина «Ежи».
- Перечень вопросов педагога к воспитанникам группы для проведения образовательной беседы.
Рисунок — Картина «Ежи»
Перечень вопросов педагога при рассматривании картины «Ежи» для детей средней группы:
- Где они находятся?
- Как их можно назвать?
- Кто изображён на картине? А ещё кто? А ещё кто?
- Какой лес?
- Что делает ежиха?
- А что делают вот эти ежата?
- Подумайте, вспомните и ответьте мне, что ещё едят ежи?
- Какая ежиха? Опишите её.
- Как выглядят ежата?
- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?
Каковы ваши замечания по результатам проведения первичного ознакомления с предоставленными методическими материалами? Оформите ваши замечания в виде чётко систематизированного перечня.
Задание 2.2 Продумайте, как вы сами можете оформить и провести данное занятие?
Составьте примерный конспект занятия по совместному рассматриванию картины «Ежи» с детьми дошкольного возраста. В данном конспекте вы сможете отразить все важные детали организации процесса по развитию связной речи детей. Для удобства выполнения задания вам предлагается перечень основных разделов рабочего конспекта педагога и соответствующая таблица, которая необходима для обязательного заполнения.
Перечень основных разделов рабочего конспекта педагога ДОУ:
- Автор:
- Организация:
- Тема:
- Цель:
- Задачи:
- Методы и приемы:
- Материалы и оборудование:
Таблица — Ход занятия по рассматриванию картины «Ежи» для воспитанников средней группы ДОУ
№
п/п |
Наименования этапов занятия | Решаемые задачи | Виды деятельности воспитателя | Виды деятельности
воспитанников |
Ожидаемый результат |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
… |
Задание 3
Максимальное количество баллов — 4.
Раздел: Технологии формирования словарного запаса и развития связанной речи у детей
Предлагается для решения следующая педагогическая задача.
Воспитатель средней группы для решения задачи о проведении знакомства детей с разными видами животных, показала детям игрушечного медведя, зайца, лису, собаку и кошку. Каждая игрушка появлялась из двери «теремка» и двигалась перед детьми по столу. Воспитатель громко произносила названия каждого животного, а иногда демонстрировала то, какие звуки произносят разные звери. Детям было весело, они внимательно смотрели на игрушки и всё время ждали появления нового персонажа.
В другой средней группе такое же занятие воспитатель провела иначе. Детям показывали игрушечных животных, а воспитатель задавала детям последовательные вопросы, приглашая их к диалогу:
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Кто это?
ДЕТИ: — Лиса.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Как вы узнали, что это лиса?
ДЕТИ: — У неё рыженькая шёрстка и хитрые глазки.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Какая у лисы мордочка?
ДЕТИ: — Остренькая.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Какой у лисы хвост?
ДЕТИ: — Пушистый и рыжий.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, а это кто?
ДЕТИ: — Волк.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Как вы его узнали?
ДЕТИ: — Он серый, похож на собаку.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Чем похож волк, на лису?
ДЕТИ: — Формой тела, лапами.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — А что у них разное?
ДЕТИ: — Цвет шубы: волк серый, а лиса рыжая. А еще волк намного больше лисы.
Представьте в письменной форме ответы на следующие вопросы:
- Сравните фрагменты занятий в двух разных средних группах ДОУ и дайте обоснованный ответ на вопрос: Какое из проведённых занятий более полезно для развития детей? Обоснуйте свой ответ.
- Какие методы и приёмы можно использовать для формирования словарного запаса и развития связанной речи у детей? Какие методы и приёмы вы бы выбрали, составляя план занятия по формированию словарного запаса и связной речи детей в средней группе ДОУ?
Оформите письменный ответ на оба вопроса в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Задание 4
Максимальное количество баллов — 3.
Раздел: Особенности речевого развития детей
Предлагается для решения следующая педагогическая задача.
Саша (1 год 10 месяцев), овладев только автономной речью, не мог внятно объяснить своё желание, чтобы мама дала ему игрушку. В ответ мама настаивала на том, чтобы Саша пытался словесно воспроизвести то, что он хочет получить, и не заменял речь жестами. В другом случае мама старалась включить Сашу в игру с детьми во время прогулок в скверике.
Представьте в письменной форме ответы на следующие вопросы:
- Верно ли поступала мама, когда создавала для ребёнка подобные ситуации для развития его речи?
- Что вы, как будущий педагог, посоветуете родителям для развития речи детей?
Оформите письменный ответ на оба вопроса в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Задание 5
Максимальное количество баллов — 3.
Раздел: Технологии формирования грамматического строя речи у дошкольников
Предлагается для решения следующая педагогическая задача.
Современные родители зачастую умиляются замысловатости и оригинальности детских изречений, нередко называя своих детей «вундеркиндерами». Показательна следующая ситуация.
Мама говорит маленькому Серёже: «Не удирай так далеко!»
Сережа отвечает: «Не переживай, мама, я удеру и придеру обратно!»
Представьте в письменной форме ответы на следующие вопросы:
- С чем вы, как специалист, можете связать данное явление? Представьте подробный ответ с рекомендациями для родителей по данной ситуации.
- Составьте памятку для родителей с целью предотвращения ситуации поощрения речевых аграмматизмов. Данную памятку вы можете использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Оформите письменный ответ на оба вопроса в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Задание 6
Максимальное количество баллов — 3.
Раздел: Подготовка к обучению грамоте
Предлагается для решения следующая педагогическая задача.
В групповой комнате детского сада стоял большой аквариум. В нём плавали рыбки. Дети (3 г. 6 мес.) совместно с воспитателем группы ухаживали за ними: своевременно кормили, меняли воду, чистили аквариум и т.д. Дети каждый день длительно и с увлечением наблюдали за рыбками. Но в ходе специального занятия, посвящённого рассматриванию и обсуждению рыбок, дети не могли ответить на самые простые вопросы о них:
— Чем питаются наши рыбки?
— Где живут рыбки?
— Сколько в нашем аквариуме рыбок?
— Какого цвета и формы наши рыбки?
Представьте в письменной форме ответы на следующие вопросы:
- Чем вы, как специалист, можете объяснить факт затруднения детей предоставить ответы на вопросы о рыбках?
- Составьте примерный конспект занятия по рассмотрению и обсуждению рыбок, где вы отразите организацию процесса наблюдения за рыбками на занятии. Для удобства выполнения задания вам предлагается перечень основных разделов рабочего конспекта педагога и соответствующая таблица, которая необходима для обязательного заполнения.
Перечень основных разделов рабочего конспекта педагога ДОУ:
- Автор:
- Организация:
- Тема:
- Цель:
- Задачи:
- Методы и приемы:
- Материалы и оборудование:
Таблица — Ход занятия по рассматриванию рыбок в аквариуме для воспитанников средней группы ДОУ
№
п/п |
Наименования этапов занятия | Решаемые задачи | Виды деятельности воспитателя | Виды деятельности
воспитанников |
Ожидаемый результат |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
… |
Задание 7
Максимальное количество баллов — 3.
Раздел: Технологии воспитания звуковой культуры речи у дошкольников
Задание 7.1 В рамках темы «Органы артикуляции человека» на основании изученного теоретического материала, прочтения рекомендованных литературных источников, рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет и изучения представленного далее наглядного материала проведите самостоятельный информационный поиск и заполните обобщающую таблицу «Функциональные характеристики органов артикуляции».
Рисунок — Органы артикуляционного аппарата
Таблица — Функциональные характеристики органов артикуляции
№
п/п |
Наименования органов артикуляции | Описания функций органов артикуляции |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
… |
Задание 7.2 Составьте картотеку артикуляционных упражнений для ежедневной тренировки артикуляционного аппарата воспитанников ДОУ. Удобно данную картотеку оформить отдельным текстовым документом. Её возможно будет использовать в вашей дальнейшей профессиональной деятельности в процессе работы с воспитанниками различных групп детского сада. Для выполнения задания предлагается обязательная для заполнения таблица как пример оформления картотеки артикуляционных упражнений для ежедневной тренировки артикуляционного аппарата воспитанников ДОУ.
Таблица — Комплекс артикуляционных упражнений для ежедневной тренировки артикуляционного аппарата воспитанников ДОУ.
№
п/п |
Наименования упражнений | Задачи выполнения упражнения | Описание процесса выполнения упражнения | Наглядный материал для выполнения упражнения (фотография) |
1. | Грибок | Выработать подъём языка, растягивая
подъязычную уздечку (выполняется для правильного произнесения звука [Р]).
|
Улыбнуться, приоткрыть рот и, «приклеить» широкий язык всей плоскостью к нёбу, открыть рот шире (под счет от 1 до 5 – 10 раз).
Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. Рекомендуется читать следующий стихотворный текст:
Вырос гриб большой в лесу, В садик гриб я принесу. Раз, два, три, четыре, пять — Гриб мне надо удержать.
На лесной опушке, Где жила кукушка, Вырос гриб волнушка — Шляпка на макушке.
Наша Даша в лес пошла, Наша Даша гриб нашла. Вот и нет волнушки На лесной опушке. |
|
2. | … | |||
3. | … | |||
… | … |
Задание 8
Максимальное количество баллов — 3
Раздел: Технологии ознакомления детей с художественной литературой
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности (п. 2.7 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования).
Восприятие художественной литературы и фольклора — это форма активности ребёнка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия и личного участия ребёнка в переживаемых событиях.
Для подготовительной группы детского сада составьте перспективный план работы по ознакомлению детей с художественной литературой. Необходимо составить план на один месяц и оформить его в виде таблицы, образец которой предлагается далее и рекомендуется для обязательного заполнения.
Таблица — Планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе (укажите месяц года)
№ п/п | Даты проведения занятий | Темы занятий | Наименования художественных произведений и их авторов | Целевые
ориентиры |
Основное содержание занятия и виды деятельности педагога |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
… |
41 стр.+приложение.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.