Практические работы по философии. 17602
1500

Уважаемый студент, эта работа готова и может стать отличной базой для написания Вашего проекта.

Она выполнена с соблюдением всех правил и оценена на положительную оценку.


2021 год

Практическое занятие №6

Цель занятия: формирование умения ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, ценностей, свободы и смысла жизни в основных философских концепциях современности как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Задание 1. Как соотносятся понятия — «свобода», «справедливость», «добро»? Что означает формула: «от отчуждения — к свободе» в применении к процессу обновления философского сознания и создания условий для формирования философской культуры мышления в современных условиях? Объясните нравственный смысл высказывания:

«…Свобода производит только свободу. И ничего другого. Ее нельзя показать в виде предмета, и уж тем более — нельзя положить в карман» (М. Л. Мамардашвили). 

Задание 2. Дайте определение термина «экзистенциализм». Почему это направление философии иррационально в своих мировоззренчески-методологических основаниях? Назовите наиболее известных представителей экзистенциализма в Европе и России. Как объясняет экзистенциализм дилемму «свобода и необходимость», «свобода и отчуждение», «свобода и ответственность», «выбор и поиск себя», «смысл жизни и сущность человеческого существования», «счастье и ценность человеческого бытия»? 

Задание 3. Произвол -  слепое действие, нарушение культурных рамок, неминуемо вызывающее противодействие от «угрызений совести» и кончая уголовной репрессией. Произвол и воля по сути синонимы.  На Руси доминировала идея воли, а не свободы. Отсюда интересный феномен. Когда становится невмочь, народ разгибает спину: бьёт, грабит, мстит своим притеснителям – пока сердце не отойдёт. Тогда вчерашний «вор» протягивает руки: возьмите меня. «Так, - пишет Г.Фёдоров, - московский народ раз в столетие справляет свой праздник «дикой воли», после которой возвращается, покорный, в свою тюрьму. Так было после Болотникова, Пугачёва, Ленина».  (По Д.Лихачёву).  Сделайте вывод о различии и сходстве смысла понятий: свобода, воля, произвол. 

Задание 4. Фатум, или судьба, есть, по словам В.Даля,- рок, предопределение; то, что суждено.  В художественной форме идея фатума обсуждается в небольшой новелле М.Ю. Лермонтова «Фаталист». Основная идея этой новеллы: признание предопределения ставит человека в положение игрушки в руках всемогущего рока.  Попытайтесь ответить на вопрос одного из персонажей новеллы: «Если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? Почему мы должны отдавать отчёт в наших поступках?»   Если человеку нельзя поставить в вину содеянное, то может ли быть ответственность за неё? Есть ли в этом случае у человека вообще свобода выбора? Как вы понимаете слова: «У свободного человека нет алиби»? 

Задание 5. Необходимость – это то, что нельзя обойти. В философии есть два подхода к решению этой проблемы.  Первый из них получил условное название «каменной стены». Ф.М.Достоевский писал: «Не примиряться ни с одной из … невозможностей и «каменных стен» можно и нужно». В таких же выражениях об этом спустя много лет писал Камю: «Любая стена – это дверь… Так не будем же отыскивать дверь, избегая стены, с которой столкнула нас судьба». Второй подход призывает к познанию: необходимость носит слепой и разрушительный характер до тех пор, пока она не познана. Гегель писал: «Свобода имеет своей предпосылкой необходимость и содержит её в себе как снятую». Например, молния может убить человека и сжечь его дом. Но та же электрическая энергия, будучи познанной, может стать необходимой людям.  Сделайте вывод о соотношении и связи необходимости и свободы. Какой подход к решению этой проблемы вы разделяете? Свой выбор обоснуйте. 

Задание 6. Каждый человек планирует свою жизнь, совершает поступки. Ему свойственно всему придавать смысл, вначале хотя бы незначительный, сиюминутный. Чеховский герой видит его в том, чтобы поесть собственного, выращенного своими руками крыжовника. «Маленькие люди» Достоевского находят смысл в том, чтобы поведать друг другу о своих страданиях, гоголевский Акакий Акакиевич – в новой шинели…

Нужно ли человеку вообще заниматься поисками смысла жизни? Можно ли прожить без этих поисков? Правильно ли такую неосмысленную жизнь называть жизнью в подлинном смысле этого слова, или это – прозябание, недостойное высокого звания Человек?


Практическое занятие №7

Цель занятия: формирование умения ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, ценностей, свободы и смысла жизни в основных философских концепциях современности как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Задание 1. Заполните таблицу

Структура психической деятельности

Задание 2. Вопрос об источниках сознания «...в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеологическая, вульгарно-материалистическая, феноменологическая и др».

В чем же суть и особенности каждого из. этих подходов в анализе источников сознания?

Назовите философские теории и мыслителей, которые придерживаются каждого из них. 

Задание 3. С какими высказываниями можно согласиться? С какими – нельзя и почему?

- человек не может познать свою собственную психику, как не может вытянуть себя за волосы из болота, или же увидеть себя в окне, как будто он сам идет по улице;

- о содержании психических процессов человека судят по его жестам, мимике, поведению;

- о сознании человека судят не по тому, что он говорит или же пишет, а по тому, что он делает;

- мое психическое состояние можно понять через самонаблюдение;

- мысль можно зафиксировать в электроэнцефалограмме;

- индивид, который мыслит, не может разъединиться так, чтобы одна его часть рассуждала, а другая наблюдала за рассуждением. 

Задание 4. К.Г. Юнг (1875—1964) ввел в научный оборот понятие «коллективное бессознательное». Дайте его общую содержательную характеристику, а также и понятию «архетип».

Прокомментируйте его суждение:

«Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам. Особенно это касается религиозных представлений. Но центральные научные, философские и моральные понятия не являются здесь исключительными» (К. Г. Юнг).

Как понимал Юнг отношения личности и общества, индивидуального и вне индивидуального, общественного, коллективного сознания? 

Задание 5. «На формирование сознания решающее воздействие оказывает культура в целом, в то же время и бессознательное на уровне ощущений, влечений, страстей и т.п. детерминирует сознательные действия и поступки. Бессознательное накапливается в виде информации, определяющей вкусы, привычки и т.п. и остается в памяти человека, в том числе и в виде социального опыта человечества (сновидения, инстинкты), что оказывает так или иначе воздействие на сознание».

Как решается проблема бессознательного в различных направлениях современной западной философии?

Почему этот вопрос был и остается в центре внимания науки и религии?

В чем проявляется социальное бессознательное? 

Задание 6.  «...В одном и том же индивиде возможно несколько душевный группировок, которые могут существовать в одном индивиде довольно, независимо друг от друга, могут ничего «не знать» друг о друге, и которые по очереди захватывают сознание. Случаи такого характера под названием «раздвоение сознания» иногда возникают самопроизвольно. Когда при таком расщеплении личности сознание постоянно свойственно одному из двух состояний, то это последнее называют «осознанным душевным состоянием», а отдельное от него - неосознанным».

Как связаны осознанное и неосознанное? Что входит в состав неосознанного? Можно ли говорить о сознании личности как моноцентричном образовании (одно «я») или полицентричном образовании (несколько «я»).


Практическое занятие №8

Цель занятия: формирование умения ориентироваться в наиболее общих философских проблемах познания, его форм и уровней как одного из элементов основ формирования культуры гражданина и будущего специалиста. 

Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы.

Задание 1: Существует известная теория познания. Суть ее выражена в следующих словах: «…ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать… А ведь найти знание в самом себе — это и значит припомнить, не так ли?»

Ответьте на вопросы:

а) Как называется данная теория?

б) Кто был ее автором?

в) Какой смысл вкладывается в «припоминание»?

г) Что общего между данной теорией и методами научного поиска? 

Задание 2: Проанализируйте высказывание Леонардо да Винчи:

«Глаз, называемый окном души, есть главный путь, благодаря которому общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии созерцать бесконечные произведения природы… Разве ты не видишь, что глаз охватывает красоту всего мира?»

Ответьте на вопросы:

а) Что считает Леонардо главным способом познания?

Задание 3: Раскройте смысл лозунга Ф. Бэкона «Знание — сила».

Критерий успехов наук - те практические результаты, к которым они приводят. «Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философии». Знание - сила, но только такое знание, которое истинно. Поэтому Бэкон приводит различение двух видов опыта: плодоносящего и светоносного.

Первые - это такие опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, светоносные - те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, поскольку без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты.

Недостоверность получаемого нами знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства, которая опирается на силлогистических форму обоснования идей, состоящую из суждений и понятий. Однако понятия, как правило, образуются недостаточно обоснованно. В своей критике теории аристотелевского силлогизма Бэкон исходит из того, что используемые в дедуктивном доказательстве общие понятия - результат опытного знания, сделанного исключительно поспешно. Со своей стороны, признавая важность общих понятий, составляющих фундамент знания, Бэкон считал, что главное - это правильно образовывать эти понятия, так как если понятие образовать поспешно, случайно, то нет прочности и в том, что на них построено.

Главным шагом в реформе науки, предлагаемой Бэконом, должно быть совершенствование методов обобщения, создания новой концепции индукции.

Один из важных вопросов, с которым встречался любой из нас в жизни — вопрос о получении знаний.

Я согласна с высказыванием известного английского философа Френсиса Бэкона, в котором он говорит, что знание — это сила. Действительно, знания помогают людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Во-первых, сами по себе мы беспомощны. При рождении Человек ничего не знает и не умеет. Он не может защитить себя от различных раздражающих внешних факторов и бед. В течение всей своей жизни он получает обыденно-практические знания — силу, которую он использует в своей повседневности для решения задач практически неосознанно.

Во-вторых, знания — не мудрость, мудрость — не ум. Прочитав много книг, научных работ, философских трактатов Вы будете больше знать, но не станете мудрее, потому что мудрость характеризуется степенью освоения знаний, а не их количеством. Народная мудрость гласит: «Меньше знаешь — крепче спишь — дольше проживёшь» — нужна ли Вам такая сила, которая лишит вас сна и беззаботной старости, до которой Вы может быть не доживёте?

В-третьих, наши знания и знания наших предшественников могут быть использованы против нас, возможно, даже случайно. Например, создание большого андронного коллайдера. Учёные предполагают, что смогут исследовать микроскопические чёрные дыры, но не могут сказать, что произойдёт, если процесс исследования выйдет из под контроля. Возможно, Землю поглотит чёрная дыра и человечество прекратит существование.

Оказавшись на острове в открытом океане, нас спасут только знания. Знания — сила, которая может убить, либо наоборот — спасти.

Ответьте на вопросы:

а) Какие перспективы он раскрывает перед человечеством?

Задание 4: И. Кант замечал в «Критике чистого разума»:

«Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание».

Ответьте на вопрос:

Правильна ли эта точка зрения? Обоснуйте свой ответ. 

Задание 5: «Чувственного опыта и интуиции хватает на очень немногое. Большая часть нашего знания зависит от дедуцирования и посредствующих идей… Способность, которая отыскивает средства и правильно применяет их для выявления достоверности в одном случае и вероятности в другом, есть то, что мы называем «разумом»…

Разум проникает в глубины моря и земли, поднимает наши мысли до звезд, ведет нас по просторам мироздания. Но он далеко не охватывает действительной области даже материальных предметов, и во многих случаях он изменяет нам…

Но разум совершенно изменяет нам там, где не хватает идей. Разум не простирается и не может простираться дальше идей. Рассуждения поэтому прерываются там, где у нас нет идей, и нашим соображениям приходит конец. Если же мы рассуждаем о словах, которыми не обозначаются никакие идеи, то рассуждения имеют дело только со звуками, и ни с чем иным…»

Ответьте на вопросы:

а) Какое направление в гносеологии представлено в данном суждении?

Задание 6: «Познание духа есть самое конкретное и потому самое высокое и трудное. Познай самого себя — это абсолютная заповедь ни сама по себе, ни там, где она была высказана исторически, не имеет значение только самопознания, направленного на отдельные способности, характер, склонности и слабости индивидуума, но значение познания того, что подлинно в человеке, подлинно в себе и для себя, — познание самой сущности как духа…

Всякая деятельность духа есть поэтому постижение им самого себя, и цель всякой истинной науки состоит только в том, что дух во всем, что есть на небе и на земле, познает самого себя».

Ответьте на вопросы:

а) Какая форма гносеологии представлена в данном суждении?


Фрагмент готовой работы:

Задание 2. Дайте определение термина «экзистенциализм». Почему это направление философии иррационалистично в своих мировоззренчески-методологических основаниях? Назовите наиболее известных представителей экзистенциализма в Европе и России. Как объясняет экзистенциализм дилемму «свобода и необходимость», «свобода и отчуждение», «свобода и ответственность», «выбор и поиск себя», «смысл жизни и сущность человеческого существования», «счастье и ценность человеческого бытия»? 

Ответ:

Экзистенциализм (от лат. exsistentia — "существование") — философское течение, а также направление в литературе, возникшие в начале 19 века, которые уделяют внимание существованию человека, его одиночеству и оторванности, поискам его "Я" и смысла жизни, который выражался бы в полной свободе от внешнего окружения и в свободе выбора.

Экзистенциализм – одно из ведущих философских направлений современности возникает после первой мировой войны, но широко распространяется после Второй мировой войны, во второй половине XX века. Его популярности способствовала тема исследования – проблема человека. Мы знаем, что эту проблему ставили многие философы, но экзистенциалисты подходят к её решению совершенно по-новому.Основные представители экзистенциализма – М. Хайдеггер и К. Ясперс (Германия), Н. Бердяев и Л. Шестов (Россия), Ж-П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю (Франция). В рамках экзистенциализма можно выделить религиозное направление (Н. Бердяев, Г. Марсель, К. Ясперс, Л. Шестов) и атеистическое
(Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю). Своё название экзистенциализм получил от слова «экзистенция», что в переводе означает существование. В центре внимания этих философов – проблема существования человека, его внутреннего мира, его переживаний страхов и забот. Ценность человеческой жизни, смысл человеческого существования, свобода человека, его одиночество – вот что должно быть, с точки зрения представителей этого направления, объектом внимания философов. И прежде чем решать эти проблемы, необходимо понять, чем человек отличается от всех других предметов материального мира.

Так возникает проблема сущности и существования. Человек сначала существует, появляется в мире, а лишь потом он определяется. Заранее сказать, каким будет человек, невозможно, потому что он делает себя сам; человек – это проект, который должен себя осуществить. Такой вывод следует из важнейшей для экзистенциализма посылки – человек свободен. Свобода – это возможность и способность жить по своим собственным меркам, по законам своего Я. Свобода в экзистенциализме понимается как тяжелое бремя – человек обречен быть свободным. В свободе жить трудно. Свобода всегда связана с выбором, а кто выбирал, тот знает, что необходимо проанализировать все возможные варианты выбора, а эти варианты могут быть равноценными. Кроме того, не менее важно предвидеть последствия своего выбора. Если выбор уже сделан, то человек сам несет ответственность за свою жизнь. Один из принципов экзистенциалистского понимания человека – «человек заброшен». Человек один на один со своим выбором, он должен сам решить свою судьбу. Большое значение в философии экзистенциализма имеют такие понятия, как страх, тревога, забота. Они употребляются не в физиологическом или психологическом смысле, а в экзистенциальном – тревога, страх и забота имеют место тогда, когда человек взял на себя ответственность за других людей, когда он один принимает решение. Освобождаясь от зависимости (экономической, социальной, духовной), человек становится одиноким. Одиночество – одно из самых негативных последствий свободы. Когда человек достиг высокой степени свободы, стал независимым, выяснилось, что при этом он стал одиноким. Существующая мораль осуждает его за то, что во всех ситуациях человек чувствует себя отстранённым, посторонним. Человек может отказаться от свободы, но в таком случае он потеряет себя, перестанет быть личностью.

Мир становится безличным, в этом мире никто ничего не решает, ни за что не несёт ответственности. Сущность человека проявляется в пограничной ситуации. Пограничная ситуация – это ситуация между жизнью и смертью, это человек перед лицом смерти. Как он поведет себя в этой ситуации – таков он и есть. Одна из тем экзистенциализма – это тема абсурда. Чувство абсурдности – это разлад между человеком и его жизнью. Абсурд выводит нас на проблему самоубийства. Если мы оправдываем самоубийство, то, казалось бы, устраняем и сам абсурд (нет одной из сторон – человека, нет и абсурда). Но человек может пойти другим путем. Он может слиться с миром. Человек как бы растворяется в мире, абсурд в этом случае тоже исчезает и тоже ценой исчезновения человека, хотя и не физического уничтожения – человек растворяется во всеобщем. («Философское самоубийство» Камю) Абсурд не нужно уничтожать самоубийством, его нужно максимально полно изжить. Человек должен нести бремя жизни, не смиряясь с ним, путём самоотдачи и полноты существования. Это то, что называется бунтом. Бунт понимается как борьба интеллекта с превосходящей его реальностью.Проблемы человеческого существования, затронутые философами экзистенциализма невозможно решить силами одного лишь разума, как невозможно их решение в рамках отдельной науки (или комплекса наук). Ни одна наука не сможет поставить вопрос о смысле человеческого существования, о тревоге, страхе и т.д. Философии отводится большая роль в изучении человека. Итак, в центре внимания философии экзистенциализма – проблема человеческого существования. Человек понимается как уникальное, неповторимое существо, не выводимое ни из социальной, ни из природной реальности. Личность не может быть частью, элементом целого, она сама – целое.

В центре внимания находится проблема внутреннего мира человека, его надежды, беспокойства, разочарования, что само по себе импонирует массовому обыденному сознанию, мироощущению. Философская доктрина экзистенциализма имеет ярко выраженную этическую окраску, что также делает ее более привлекательной в сопоставлении с абстрактными философскими конструкциями, присущими некоторым современным философским школам. Идеи экзистенциалистской философии высказаны не только в научных статьях и монографиях, но и представлены в романах, драматических произведениях Г. Марселя, А. Камю, Ж. П. Сартра, что делает их доступными не только для философов-профессионалов, но и для широкого круга читателей.

 

Если тема Вашего проекта полностью совпадает с вышеуказанной, Вы точно останетесь довольны покупкой.

Перед оплатой можно запросить у нас скриншот работы или отчет об уникальности. Для этого свяжитесь с нами по указанным контактам.

Для заказа другой работы, пожалуйста, заполните форму заказа.