Описание
Лабораторная работа.
Химические свойства некоторых металлов.
Цель работы: изучение химических свойств элементов, проявляющих металлические свойства.
Теоретическая часть:
Металлы расположены в ПС Д.И. Менделеева в ______________________ _______________________ части. Они обладают следующими физическими свойствами ___________________________________________________
____________________________________________________________и химическими свойствами _______________________________________
____________________________________________________________.Металлы способны проявлять _________________________________
___________________________________________________________ степени окисления, а в окислительно-восстановительных реакциях чаще всего проявляют ________________________________ свойства.
Хорошо выраженными металлическими свойствами обладают следующие химические элементы:________________________________________
___________________________________________________________.
s— металлы расположены в _____________ группах ПС Д.И. Менделеева и способны проявлять степени окисления от _____________ до ________________. Они обладают следующими свойствами: __________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________.
Посмотрите видео о s-металлах:
p— металлы расположены в _____________ группах ПС Д.И. Менделеева и способны проявлять степени окисления от _____________ до ________________. Они обладают следующими свойствами: __________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________.
Посмотрите видео о р-металлах:
d-металлы расположены в _____________ группах ПС Д.И. Менделеева и способны проявлять степени окисления от _____________ до ________________. Они обладают следующими свойствами: __________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________.
Посмотрите видео о d-металлах:
Экспериментальная часть:
Опыт 1. Свойства щелочных металлов. Взаимодействие щелочных металлов с водой. Выполнение опыта: (Работать под тягой!) Наполнить кристаллизатор водой и поставить его под тягу. Сделать маленькую (2*2 см) коробочку из фильтровальной бумаги, положить в нее кусочек сухого натрия размером несколько меньше горошины и осторожно поместить ее в кристаллизатор с водой. Испытать действие образовавшегося раствора на фенолфталеин. Аналогичные опыты проделать с натрием и калием. Написать уравнения реакций.
СОЕДИНЕНИЯ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ
- Получение оксидов лития, натрия и калия. (Опыты проводить под тягой!) На крышку тигля положить маленький кусочек металлического натрия или калия, нагреть крышку снизу и, когда металл расплавиться, поджечь его сверху пламенем горелки (опустить окно тяги!) Когда весь металл сгорит, охладить полученное вещество и растворить его в 2 — 3 мл дистиллированной воды (осторожно, может остаться несгоревший щелочной металл!). К полученному раствору прилить раствор йодида калия, подкисленный разбавленным раствором серной кислоты, и 2-3 капли раствора крахмала. Что наблюдается? Какие вещества образуются при горении натрия и калия на воздухе? Как получить оксиды этих элементов?
Окраска пламени солями лития, натрия и калия. В бесцветное пламя горелки внести нихромовую проволоку. Если пламя при этом окрашивается, то следует промыть
- проволоку чистой соляной кислотой и прокалить в пламени горелки до получения бесцветного пламени. Опустить нихромовую проволоку в раствор хлорида калия и внести в бесцветное пламя горелки. Что наблюдается? Проделать аналогичные опыты с растворами хлоридов натрия и лития.
- Свойства магния
а) Зажмите тигельными щипцами небольшую ленту магния и сожгите ее на воздухе над фарфоровой чашкой (наденьте защитные очки!). К полученному веществу прилейте немного воды и определите pH раствора.
Напишите уравнения реакций
С какими составными частями воздуха вступает во взаимодействие магний?
Напишите уравнения реакций
Получение и свойства гидроксида магния
Осадите в пробирке гидроксид магния действием раствора щелочи на раствор соли магния. Поместите осадок в три пробирки и прилейте в первую пробирку 10% раствор соляной кислоты, во вторую 10% раствор гидроксида натрия, в третью раствор хлорида аммония. Что наблюдается? Напишите уравнения реакций
- Соли кальция, стронция, бария
Налейте в 7 пробирок по 1-2 мл раствора хлорида кальция. В первую пробирку добавьте равный объем раствора фторида калия, во вторую – сульфата калия, в третью – карбоната калия, в четвертую – оксалата калия, в пятую – фосфата калия, в шестую – гидрофосфата калия, в седьмую – дигидрофосфата калия. Испытайте полученные осадки к действию 10% соляной кислоты. Повторите аналогичные опыты с растворами хлорида стронция и бария. Напишите уравнения реакций.
Напишите уравнения реакций
Составьте таблицу, суммирующую выпадение и растворение осадков соответствующих солей.
Образующаяся в растворе соль | Реакция с HCl разб. |
1. CaF2 (осадок белого цвета) | растворяется |
Напишите уравнения реакций
в) Поместите раствор перманганата калия в пять пробирок (по 1-2 мл в каждую) и добавьте в каждую по 1-2 мл 1 М раствора серной кислоты. В первую пробирку прибавьте раствор сульфида натрия, во вторую — раствор иодида калия, в третью — раствор сульфата железа (II), в четвертую – раствор сульфита натрия, в пятую — раствор сульфида натрия. Что наблюдается?
Напишите уравнения реакций
- Гидроксиды железа, кобальта и никеля
Гидроксид железа (II). (групповой опыт) Растворите в одной пробирке 1-2 г соли Мора, добавьте несколько капель 10% раствора серной кислоты и положите несколько кусочков железа. В другой пробирке приготовьте из этой же воды 10% раствор гидроксида натрия. Прилейте по каплям раствор соли Мора к раствору щелочи. Что происходит? Каков цвет осадка? Оставьте осадок на воздухе. Что наблюдается?
Напишите уравнения реакций
Гидроксид железа (III). К раствору соли железа (III) в пробирке прилейте 10% раствор щелочи. Полученный осадок поместите в две пробирки. В первую прилейте избыток 10% раствора соляной кислоты, во вторую – 10% раствора гидроксида натрия. Что наблюдается?
Напишите уравнения реакций Какой из гидроксидов — железа (II) или железа (III) — обладает более основными свойствами и чем это можно объяснить?
Комплексные соединения
Цель работы: изучение реакций комплексообразования, физико-химических свойств различных комплексов.
Теоретическая часть:
Комплексными соединениями называют___________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________.
В комплексном соединении выделяют ______________ и ______________ сферы. Внутренняя сфера состоит из __________________________________, вокруг которого группируются ионы или молекулы, которые называются ____________________________________________________________.
Число лигандов в комплексе называется ______________________________.
Комплексообразователем называется ____________________________________________________________
Комплексные соединения подразделяются на __________________________, __________________ и _____________________ комплексы.
Комплекс с положительным зарядом называется _____________________. Например: [Cu(NH3)4]2+, с отрицательным зарядом – _________________, например: [Cd(CN)4]2-, с нулевым зарядом – ________________________, например: Fe(CO)5.
Лигандами могут служить ____________________________________________________________
____________________________________________________________
Название солей по международной номенклатуре:
[Zn(NH3)4]Cl2__________________________________________________
K3[Fe(CN)6] ____________________________________________________________
[Ni(CO)4] -____________________________________________________________
Комплексные соединения являются ___________________ электролитами и диссоциируют на ______________________________________________
[Ni(NH3)6]Cl2 → ___________________________________________________________
Комплексные ионы в растворах ведут себя как ____________________________ электролиты и диссоциируют ________, например:
[Ni(NH3)6]2+ ↔________________________________________________
Устойчивость комплексов можно оценить с помощью закона действующих масс, выразив состояние равновесия с помощью константы равновесия, называемой ____________________________________________________________.
Для реакции образования иона [Ni(NH3)6]+2 в растворе Ni2++ 6NH3= [Ni(NH3)6]+2
константа устойчивости имеет выражение:__________________________
Экспериментальная часть:
Опыт 1. Анионный комплекс (тетраиодовисмутат калия)
Выполнение опыта:
- В пробирку к 3-4 каплям раствора хлорида висмута прибавить по каплям раствор иодида калия до выпадения темно-бурого осадка иодида висмута. Растворить этот осадок в избытке раствора иодида калия.
Запишите наблюдения:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________.
Напишите уравнение наблюдаемой реакции иодида висмута с избытком иодида калия: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Сделайте вывод: ____________________________________________________________
____________________________________________________________.
Опыт 2. Гидроксокомплексы
Выполнение опыта:
В три пробирки поместить раздельно растворы солей цинка, хрома (III), алюминия и в каждую из них добавить по каплям раствор щелочи. Наблюдать вначале выпадение осадков, а затем их растворение в избытке щелочи.
Запишите наблюдения:
________________________________________________________________________________________________________________________.
Напишите уравнения реакций:
1._______________________________________________________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод: ____________________________________________________________
____________________________________________________________.
Опыт 3. Катионный комплекс
Выполнение опыта:
Получить осадок гидроксида никеля (II), внеся в пробирку 3-4 капли раствора сульфата никеля и такой объем раствора едкого натра. К осадку добавить 5-6 капель раствора аммиака. Сравнить окраску ионов Ni2+ в растворе сульфата никеля с окраской полученного раствора.
Запишите наблюдения:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________.
Напишите уравнение реакции:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Сделайте вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________.
Опыт 4. Комплексные соединения в реакциях обмена
Выполнение опыта:
В пробирку к 4-5 каплям раствора сульфата меди добавить такой же объем раствора комплексной соли К4[Fe(CN)6].
Запишите наблюдения:
____________________________________________________________.
Напишите уравнение реакции:
________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод: ____________________________________________________________
____________________________________________________________
Проверил
преподаватель кафедры
_________________________ ____________________
(Подпись, дата) И.О. Фамилия
9 стр.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.