Описание
1. Каким образом в жизни мы встречаемся с взаимосвязью психических процессов, состояний и личностных свойств?
2. Чем характеризуется состояние ясного сознания по мнению К. Ясперса? Какие можно привести примеры ИСС (измененных состояний сознания)?
3. Какую роль в психике выполняют механизмы психологической защиты?
4. Прочитайте внимательно приведенный ниже отрывок и дайте ответы на следующие вопросы.
Кому из психологов принадлежат эти слова? Какому научному направлению они близки (структурализм, функционализм, гештальт-психология, бихевиоризм, психоанализ, неофрейдизм, экзистенциальная психология, гуманистическая психология, когнитивная психология, отечественная психология)? Опишите плюсы и минусы данного научного направления.
«Что такое сознание? В новейшее время философы и психологи много занимались этим вопросом. Так как это слово без всякого сомнения обозначает нечто, принадлежащее к нашей духовной жизни, и так как другие понятия вроде представления, чувства, воли и т. д., которые мы употребляем для обозначения разных психических процессов и состояний, не совпадают с понятием сознания, то естественно было прийти к убеждению, что сознание есть также особое состояние нашей души, отличающееся определенными признаками. Этот взгляд находил подтверждение в том обстоятельстве, что приходится противопоставлять сознанию бессознательное духовное бытие. Представления, душевные движения могут исчезать и впоследствии появляться вновь. Таким образом, можно сказать, что они оставили сознание и продолжают существовать в бессознательном, чтобы снова при случае войти в сознание. Поэтому естественно было представить себе сознание как нечто вроде сцены, на которой представления, как действующие лица, попеременно выступают, исчезают за кулисами и снова выступают, когда приходит их очередь»
5. Ситуационная задача. Определите, какой вид воображения проявляется в приведённом отрывке. Поясните свой ответ. «Ещё в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой. Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубины тайги, где маленькими кружочками были отмечены безымянные фактории, повторял, как стихи, звучные названия — Югорский шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры. Постепенно все эти места оживали в моём воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам»
6. Приведите определение воли и перечислите ее функции. Аргументируйте свою точку зрения на роль воли в жизни человека — существует ли абсолютная свобода воли?
7. Приведите определение мотива, мотивации и направленности личности.
8. Выделите функции общения. Возможно ли полноценное развитие личности без общения с другими людьми? Ответ обоснуйте.
9. В чем разница между первичной и вторичной группами? Изобразите графически соотношение первичной и вторичной групп, членами которых вы являетесь.
10. Перечислите основные характеристики и функции современного университета.
29 стр.