Контрольная работа по общепиту. 72581+

1. Конспект последнего СанПиНа

Последним СанПиНом для дошкольных учреждений являются  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.

Эти требования направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, а также при осуществлении деятельности по уходу и присмотру в дошкольных группах, размещенных во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам зданиях (помещениях) и зданиях административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: условиям размещения дошкольных образовательных организаций, оборудованию и содержанию территории, помещениям, их оборудованию и содержанию, естественному и искусственному освещению помещений, отоплению и вентиляции, водоснабжению и канализации, организации питания, приему детей в дошкольные образовательные организации, организации режима дня, организации физического воспитания, личной гигиене персонала.

Дошкольные образовательные организации функционируют в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания), полного дня (10,5 - 12-часового пребывания), продленного дня (13 - 14-часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей.

В дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. Подбор контингента разновозрастной (смешанной) группы должен учитывать возможность организации в ней режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.

Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.

Территорию дошкольной образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений, при наличии у дошкольной образовательной организации собственной территории.

На территории дошкольной образовательной организации выделяются игровая и хозяйственная зоны. Зона игровой территории включает в себя групповые площадки - индивидуальные для каждой группы (рекомендуемая площадь из расчета не менее 7,0 кв. м на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста (до 3-х лет) и не менее 9,0 кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет)) и физкультурную площадку (одну или несколько).

Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв. м.

Игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный въезд.

Уборка территории проводится ежедневно: утром за 1 - 2 часа до прихода детей или вечером после ухода детей.

На третьих этажах зданий дошкольных образовательных организаций рекомендуется размещать группы для детей старшего дошкольного возраста, а также дополнительные помещения для работы с детьми. Групповые ячейки для детей до 3-х лет располагаются на 1-м этаже.

Для ограничения избыточной инсоляции и перегрева помещений необходимо предусмотреть солнцезащиту при проектировании зданий и установке окон в помещениях групповых, спален, музыкальных и физкультурных залов, помещений пищеблока, обращенных на азимуты 200 - 275 градусов для районов южнее 60 - 45 градусов с. ш. и на азимуты 91 - 230 градусов для районов южнее 45 градусов с. ш.

При проектировании пищеблока, работающего на сырье, рекомендуется предусмотреть следующий набор помещений: горячий цех, раздаточная, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, кладовая для овощей, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, загрузочная.

При проектировании пищеблока, работающего на полуфабрикатах, рекомендуется предусмотреть следующий набор помещений: загрузочная, доготовочный цех, горячий цех, холодный цех, раздаточная, помещение для хранения сыпучих продуктов, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, моечная кухонной посуды. Доготовочный, горячий и холодный цеха могут быть совмещены в одном помещении и разделены перегородкой.

Детская туалетная должна быть обеспечена персональными горшками для каждого ребенка, фактически находящегося в группе, дошкольной образовательной организации, а для детей в возрасте 5 - 7 лет персональными сидениями на унитаз, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфекционными средствами, или одноразовыми сиденьями на унитаз.

Раздевальные оборудуются шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудуются индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется.

В групповых для детей раннего возраста рекомендуется устанавливать в светлой части помещения групповой манеж размером 6,0 x 5,0 м с высотой ограждения 0,4 м, длинной стороной параллельно окнам и на расстоянии от них не менее 1,0 м. Для ползания детей на полу выделяют место, ограниченное барьером. Рекомендуется устанавливать горки с лесенкой высотой не более 0,8 м и длиной ската 0,9 м, мостики длиной 1,5 м и шириной 0,4 м с перилами высотой 0,45 м.

В групповых для детей 1,5 года и старше столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов. Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы.

Кровати должны соответствовать росту детей. Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами. Количество кроватей должно соответствовать количеству детей, находящихся в группе.

Неравномерность естественного освещения основных помещений с верхним или комбинированным естественным освещением не должна превышать 3:1.

При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное равномерное освещение всех помещений. Размещение светильников осуществляется в соответствии с требованиями к размещению источников искусственного освещения помещений дошкольных образовательных организаций.

Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4 °C.

Прием детей, впервые поступающих в дошкольные образовательные организации, осуществляется на основании медицинского заключения.

Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.

Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5 - 6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 - 4 часа. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3 - 4 часа и дневной сон; при организации режима пребывания детей до 5 часов - организуется однократный прием пищи.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2 - 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов.

На самостоятельную деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3 - 4 часов.

Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.

В объеме двигательной активности воспитанников 5 - 7 лет следует предусмотреть в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности 6 - 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных образовательных организаций.

Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет: в младшей группе - 15 мин., в средней группе - 20 мин., в старшей группе - 25 мин., в подготовительной группе - 30 мин.

Руководитель дошкольной образовательной организации является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил.

Медицинский персонал дошкольных образовательных организаций осуществляет повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил.

За нарушение санитарного законодательства руководитель дошкольных образовательных организаций, а также должностные лица, нарушившие требования настоящих санитарных правил, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


2. Детские болезни

Скарлатина — острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой, ангиной и обильной точечной сыпью. Болеют чаще дети 2-10 лет. Возбудителем скарлатины является стрептококк группы А.  

Инкубационный период обычно продолжается от 1 до 10 дней. Ребенок считается заразным за сутки до появления первых симптомов и в последующие 2–3 недели. Инфекция передается воздушно-капельным путем. Заразиться скарлатиной можно через продукты питания, общую посуду и т.п.

Скарлатина начинается остро: с резкого подъема температуры до 39º C, сильной боли при глотании. На 1-2 сутки появляется мелкая, зудящая сыпь. Сгущение сыпи в виде темно-красных полос на кожных складках в местах естественных сгибов (паховые складки, подмышечные впадины, локтевые сгибы). Кожа сухая, как наждачная бумага. Характерна ярко-красная воспалённая слизистая, гнойные налёты на нёбных миндалинах и малиновый язык с увеличенными сосочками («пылающий зев»). Носогубный треугольник остается бледным и без сыпи. Через 3-5 дней кожа бледнеет и начинается шелушение, особенно на ладошках: кожа снимается как перчатки.

В течение 7-10 дней необходим постельный режим. Применяют антибиотики 10-дневным курсом. Полоскания горла раствором фурациллина, настоями ромашки, календулы, эвкалипта. Применяются противо-аллергические средства, витамины.

Сохраняется, как правило, пожизненный иммунитет. После выздоровления необходимо следить за самочувствием, цветом мочи (при гломерулонефрите моча становиться цвета «мясных помоев», что связано с выделением крови), обращать внимание на появление болей в суставах. Это позволит вовремя выявить и начать лечение осложнений скарлатины.

Профилактика. Дети, бывшие в контакте, допускаются в дошкольное учреждение или в первые два класса школы после семидневной изоляции на дому. Вакцины от скарлатины нет.

Коклюш — острое инфекционное заболевание, сопровождающееся воспалительными явлениями в верхних дыхательных путях и приступообразным спазматическим кашлем. Вызывается бактерией Bordetella pertussis. Передается воздушно-капельным путем. Инкубационный период - от одной до двух недель.

Заболевание начинается постепенно. Кашель нарастает и переходит в спазматический. При приступе после свистящего вдоха следует серия коротких судорожных кашлевых толчков на протяжении одного выдоха. В течение дня приступов может быть 20-30 и более, в зависимости от тяжести заболевания. Лицо становится одутловатым, на уздечке языка образуется язвочка. Приступы чаще  в ночное время и под утро.

Период спазматического кашля продолжается около 3-4 недель и более, количество приступов постепенно уменьшается и они становятся менее интенсивными. Небольшой кашель, слабость, раздражительность и повышенная возбудимость сохраняются в течение нескольких месяцев.

У детей первого года жизни коклюш опасен остановками дыхания во время приступов. Из-за недостатка кислорода у них могут развиваться судороги скелетных мышц, энцефалопатия и т.д.

Показан свежий, увлажненный воздух в комнате больного, дробное питание, уменьшение воздействия внешних раздражителей, способных спровоцировать кашель (в частности, света и шума).

Лечение - антибиотики, антигистаминные и противокашлевые препараты, иногда, нейролептики — чтобы ослабить спазматический кашель.

Профилактика. Введение АКДС-вакцины, внесенной в обязательный календарь прививок. При выявлении ребенка, больного коклюшем, вводится карантин на 2 недели для не привитых и не переболевших в возрасте до 7 лет.

Эпидемический паротит (свинка, заушница) (ЕП) – острое системное вирусное инфекционное заболевание, регистрируемое чаще у детей школьного возраста и характеризующееся преимущественным поражением слюнных желез, а также других железистых органов и нервной системы.

Возбудителем является вирус, принадлежащий к семейству Paramyxovirus. Инкубационный период – 11-23 дня (в среднем 18-20 дней).

Средний период контагиозности больного для окружающих - около двух недель. Путь передачи инфекции - воздушно-капельный, прямой контакт с игрушками или посудой, контаминированных инфицированной слюной. После заболевания формируется пожизненный иммунитет.

Для ЭП типично острое начало заболевания. Типичная форма ЭП характеризуется поражением околоушных слюнных желез, регистрируемых уже в первые сутки заболевания. Синхронность поражения околоушных слюнных желез не типична, и интервал времени между поражением одной и другой железы может составлять от одних до трех суток. Кожа в области проекции воспаленной слюнной железы напряжена, лоснится, однако ее цвет не изменен. Отмечается болезненность при пальпации пораженной железы.

Специфических средств лечения нет. У пациентов с тяжелым течением заболевания с противовоспалительной целью могут применяться кортикостероидные препараты (преднизолон) в суточной дозе 40—60 мг в течение нескольких дней. При необходимости больным внутривенно вводят кристаллоидные (5% раствор глюкозы) и коллоидные (гемодез, реополиглюкин) растворы. Целесообразно назначать десенсибилизирующую терапию. Определенное облегчение приносит применение холодных компрессов или пузыря со льдом на область пораженной железы.

Для специфической профилактики ЭП применяют живую противопаротитную вакцину, которую вводят в плановом порядке.

Корь — инфекционное заболевание, которое вызывается вирусом кори. Источником инфекции является больной человек. Больной заразен за 4-6 дней до появления сыпи и в первые 4 дня высыпаний. Инфекция передается воздушно-капельным путем. Возможен также вертикальный путь передачи кори — от беременной женщины плоду. Инкубационный период длится в среднем около 1-2 недель.

Начинается корь с: вялости; головной боли, насморка,  «лающего» кашля;  осиплости голоса;  коньюктивита. Больной жалуется резь в глазах, его раздражает яркий свет;  повышения температуры до 390С и выше.

На 3-5 день самочувствие больного несколько улучшается, снижается температура. Однако через день температура вновь повышается. На внутренней поверхности щек образуются характерные пятна, напоминающие скопление зерен манной крупы. Через два дня развивается типичное проявление кори – сыпь. Сыпь состоит из мелких папул (волдырей), окруженных пятном; мелкая и обильная, яркая; способна, сливаясь, покрывать всю поверхность тела.

В первый день высыпания появляются за ушами, на волосистой части головы, лице и шее;  на второй день — на туловище и верхней части рук;  на третьи сутки - на ногах и нижней части рук. С четвертого дня высыпания продолжают бледнеть в том же порядке, что и появились, оставляя шелушение и пигментацию.

Рекомендуется обильное питье, антигистаминные, полоскание рта раствором соды. Для профилактики осложнений в глаза закапывают сульфацил, интерферон.

 Профилактика. В России действует Национальная программа по борьбе с корью, задачей которой является полное уничтожение этой болезни на территории РФ. Вакцинация от кори входит в календарь обязательных прививок. Её проводят не болевшим корью детям в возрасте 12-15 месяцев. Вторая прививка проводится в возрасте 6 лет (перед школой).

Краснуха — высокозаразное острое инфекционное заболевание, вызываемое вирусом краснухи. Наиболее часто болеют непривитые дети 2-9 лет. Особенна опасна краснуха в первые 3 месяца беременности — при этом развиваются тяжелые врожденные пороки развития ребенка, гибель плода.

 Источником инфекции является человек с клинически выраженной или стертой формой краснухи. Пути передачи — воздушно-капельный (при разговоре с больным, поцелуях) и вертикальный (от матери к плоду). Возможен контактный путь заражения — через игрушки. Инкубационный период заболевания длится от 11 до 24 дней (чаще 16-20).

Вирус краснухи вызывает увеличение лимфатических узлов, в особенности тех, что расположены на затылке и задней стороне шеи. В первый день болезни у 75-90% больных возникает характерная сыпь на коже. Элементы сыпи представляют собой круглые или овальные розово-красные мелкие пятна. Чаще сыпь вначале возникает на лице и шее, за ушами и на волосистой части головы, а затем в течение суток она появляется на туловище и конечностях. Особенно типично расположение сыпи на спине, ягодицах, внешней поверхности рук и передней поверхности ног. На подошвах и ладонях сыпь отсутствует. Сыпь держится два-три дня.

У детей краснуха обычно протекает легко. В период высыпаний ребенку необходим постельный режим. Специальное лечение не назначают, иногда применяют симптоматические средства (лекарства, устраняющие симптомы заболевания).

Профилактика. Для предотвращения распространения инфекции заболевших краснухой изолируют в течение 5 дней с момента появления сыпи. Карантин на группы детских учреждений не накладывают. Вакцинация от краснухи входит в календарь прививок. В России наиболее часто применяется тривакцина корь-краснуха-паротит. Вакцину вводят подкожно или внутримышечно в 12 -15 месяцев и повторно в 6 лет.

Ветрянка (ветряная оспа) — высокозаразное острое инфекционное заболевание, протекающее с характерной пузырьковой сыпью. Вызывается герпесвирусом 3-го типа. Передается воздушно-капельным путем. Заражение также может произойти от больного опоясывающим лишаем (вызывается той же разновидностью вируса герпеса). Больной становится заразным за два дня до появления высыпаний, и остается заразным в течение 5-7 дней после появления сыпи. Инкубационный период ветрянки 7-21 день.

Заболевание проявляет себя в первую очередь лихорадочным состоянием, резким повышением температуры тела до 39-40 градусов, головной болью. Самый яркий признак ветряной оспы – сыпь и зуд. Сыпь в виде мелких, заполненных жидкостью пузырьков, может покрывать значительную часть тела и слизистых оболочек. Пузырьки довольно быстро лопаются и превращаются в маленькие язвочки, которые необходимо обрабатывать водным раствором зеленки или марганцовки, ацикловиром и другими мазями по назначению врача. Заживая, сыпь покрывается корочкой, которая постепенно отпадает, демонстрируя тем самым выздоровление. Обычно сыпь заживает бесследно, однако если ее расчесать – на коже после заживления могут остаться рубцы и шрамы.

Обычно ветрянка проходит сама собой в течение недели или 10 дней. При этом температура может нормализоваться уже через два-три дня.

Лечение носит симптоматический характер. Цель лечения — не допустить нагноения пузырьков. Для этого отлично подойдет зелёнка, можно использовать жидкость Кастеллани, водный раствор фукорцина или марганцовки и т.д. При сильном зуде назначают противоаллергические средства. При повышении температуры выше 380С - жаропонижающие.

Профилактика. Заболевшего изолируют в течение девяти дней с начала болезни. В детских дошкольных учреждениях устанавливается карантин продолжительностью 21 день. Вакцинация по желанию, ее рекомендуют  проводить детям в возрасте 12 месяцев и старше, а также подросткам и взрослым, ранее не болевшим ветрянкой и не получивших вакцинацию.

Дизентерия - инфекционное заболевание, характеризующееся поражением желудочно-кишечного тракта, преимущественно толстой кишки. Заболевание вызывают бактерии рода Шигелла. Передается только от человека через загрязненные фекалиями пищу, воду, а также при контакте. Источником возбудителя инфекции при дизентерии являются больные, а также бактерионосители. Инкубационный период - 1-7 (в среднем 2-3) дней.

Заболевание начинается быстро. В начале развивается синдром общей интоксикации. Поражение желудочно-кишечного тракта проявляется болями в животе, вначале тупыми, разлитыми по всему животу, имеющими постоянный характер. Затем они становятся более острыми, схваткообразными, локализуются в нижних отделах живота, чаще слева. Боли обычно усиливаются перед опорожнением кишечника.

Болезнь начинается крайне быстро. Температура тела с ознобом быстро повышается до 40°С и выше, больные жалуются на сильную головную боль, резкую общую слабость, повышенную зябкость, особенно в конечностях, головокружение при вставании с постели, полное отсутствие аппетита.

Выделяют легкое, среднетяжелое и тяжелое течение. При тяжелой форме стул более 20 раз в сутки, нередко число дефекаций трудно сосчитать («стул без счета»). Период разгара болезни продолжается 5-10 дней. Выздоровление происходит медленно, до 3-4 недель, полная нормализация слизистой оболочки кишечника происходит через 2 месяца и более.

Основные моменты лечения: в остром периоде стол №4; антибактериальные препараты (при среднетяжелой форме дизентерии курс терапии может быть ограничен 3-4 днями, при тяжелой - 4-5 днями); компенсация жидкости парэнтерально;  энтеросорбенты; спазмолитики.

Профилактика. Переболевшие острой дизентерией выписываются из стационара не ранее, чем через 3 дня после клинического выздоровления. Химиопрофилактика у контактных с больным лиц не проводится.

Сальмонеллёз - кишечная инфекция, передающаяся, в основном, с пищей. Вызывается различными микробами рода сальмонелл. В некоторых продуктах (молоко, мясные продукты) сальмонеллы способны не только сохраняться, но и размножаться. Передаётся через яйца больных птиц.

Болезнь развивается через 6-72 часа после попадания сальмонелл в организм. Симптомы заболевания могут быть выражены ярко, а могут и никак не проявляться. В последнем случае человек является источником заражения для окружающих, но сам не страдает (бактерионосительство).

Сальмонеллы поселяются в тонком кишечнике и колонизируют стенку кишки, выделяя токсин. Действие токсина заключается в потере воды через кишечник, нарушении тонуса сосудов, повреждении нервной системы. При развёрнутых формах сальмонеллёза в большинстве случаев отмечаются (более или менее выраженно) следующие симптомы: повышение температуры, общая слабость, головная боль, тошнота, рвота, боли в животе, многократный жидкий водянистый стул.

При тяжёлом течении болезни наблюдаются обезвоживание, увеличение печени и селезёнки. Возможно развитие почечной недостаточности.

При адекватном лечении сальмонеллёз проходит примерно на десятый день. Если диагноз сальмонеллёза не поставлен вовремя, возможен перитонит (воспаление брюшины), инфекционно-токсический шок, полиартрит (воспаление суставов).

В лечении сальмонеллёза выделяют несколько ведущих направлений:  антибиотики для борьбы с сальмонеллами;  специальные растворы для компенсации потерянной с рвотой и поносом жидкости;  препараты для выведения токсинов;  восстановление нормальной микрофлоры кишечника;  диетотерапия и общеукрепляющие меры.

Профилактика. Личная гигиена (мытье рук). Контроль на сальмонелез у всех работников, контактирующих с пищей.

Энтероколит инфекционный – это острый воспалительный процесс, поражающий слизистые оболочки тонкого и толстого кишечника.

Причинами заболевания могут стать заражение сальмонеллой и дизентерийной палочкой, шигеллой и амебиазом, энтеровирусами.

Обязательным является бактериальный посев фекальных и рвотных масс для выявления возможного возбудителя.

Вирусный энтероколит проявляется более острым и бурным началом. Быстро повышается температура тела, пациент испытывает сильный озноб, недомогание. Спустя 1-2 часа присоединяется рвота и многократный жидкий стул, в котором могут присутствовать прожилки крови. В среднем острая стадия длится 3-4 дня, после чего происходит самопроизвольное выздоровление.

Для уменьшения количества ядов и токсинов, присутствующих в тонком и толстом кишечнике в результате жизнедеятельности патогенной микрофлоры назначаются сорбенты. Для купирования болевого синдрома могут использоваться спазмолитики. Важное внимание уделяется поддержанию водного и электролитного баланса. В тяжелых случаях при выраженном обезвоживании используется капельное внутривенное введение жидкости. При вирусном энтероколите антибиотики и сульфаниламидные препараты не эффективны. Здесь может быть использовано только симптоматическое лечение. После завершения его курса на 30-40 дней назначается коррекция кишечной микрофлоры с помощью биотиков и пробиотиков.

Профилактика. Личная гигиена (мытье рук).


3. Основы рационального питания

Рациональное питание - это сбалансированное питание при оптимальном режиме приема пищи. Сбалансированное питание - это полноценное питание с оптимальными количеством и соотношением всех компонентов пищи, в соответствии с индивидуальными физиологическими потребностями организма. Наконец, очень важны для качества питания такие характеристики как количество приемов пищи в течение дня, распределение пищи по калорийности между отдельными приемами пищи, поведение человека во время еды. Все эти особенности позволяют сформировать представления о режиме питания.

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека необходимо создать относительное равновесие между энергией, которую человек получает с пищей, и энергией, которую он расходует. Но для организма небезразлично, каким образом, за счет каких групп веществ он получает калории. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо определенное соотношение белков, жиров и углеводов, а также определенное количество витаминов и минеральных веществ.

Белки считаются наиболее ценными компонентами пищи. Наиболее важные составные части человеческого организма: мышцы, сердце, мозг и даже кости - содержат значительное количество белка. Белковые молекулы участвуют во всех важнейших процессах жизнедеятельности человека. Недостаток белка весьма чувствительно сказывается на состоянии организма. У детей при белковой недостаточности замедляется рост, нарушается костообразование, замедляется умственное развитие, сопротивляемость к инфекциям, простудам, некоторым другим болезням, да и сами заболевания протекают с осложнениями. Вместе с тем избыток потребления белков приводит к болезням печени и почек, так как их деятельность сильно перегружается от большого количества поступающих в них аминокислот и продуктов обмена белков. При этом печень увеличивается в размерах, что нежелательно для организма.

Основными источниками белка являются мясные, рыбные, молочные и зернобобовые продукты. Больше всего белка содержится в сырах, горохе, фасоли. Достаточно много белка - в мясе, рыбе, птице, яйце, твороге, гречке, овсяной крупе, пшене, макаронах, пшеничном и ржаном хлебе, молоке.

Жиры являются поставщиками энергии, а также пластическим материалом. При длительном ограничении жиров в пище нарушается деятельность центральной нервной системы, ослабляется иммунитет, ведущий к снижению устойчивости к инфекциям, сокращается продолжительность жизни.

Избыток потребления жиров приводит к ожирению со всеми вытекающими отсюда последствиями. В составе пищевых продуктов различают так называемые невидимые жиры (в мясе, рыбе, молоке) и видимые, специально добавляемые в пищу: растительные масла и животные жиры. Источником растительных жиров являются растительное масло, орехи, овсяная и гречневая крупа. Источники животных жиров - сливочное масло, жирная свинина, колбасы, сметана, сыры.

Углеводы являются важными энергетическими компонентами пищи. Недостаток углеводов приводит к нарушениям функций центральной нервной системы и мышц, ослаблению умственной и физической деятельности, сокращению продолжительности жизни. Избыток углеводов в питании может способствовать возникновению ряда болезней - ожирению, которое ведет к диабету и атеросклерозу. Источниками углеводов являются сахар, сахаристые вещества, мед, фрукты: виноград, груши, яблоки, арбуз, крыжовник, малина, черная смородина и др.

Витамины - это источник жизнедеятельности организма, без которых невозможно обеспечить полноценное здоровье.

Витамин С (аскорбиновая кислота) - благоприятно действует на функции центральной нервной системы, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, стимулирует деятельность многих функций организма. Его недостаток приводит к снижению умственной и физической работоспособности, поражению десен; избыток - к бессоннице, головной боли, отложению камней в почках. Очень много витамина С содержится в свежем шиповнике, красном сладком перце, облепихе, смородине, капусте, лимоне, мандаринах, апельсинах, молодом картофеле, зеленом луке.

Витамин В1 регулирует обмен углеводный и аминокислот. Он необходим для нормальной деятельности центральной и периферической нервных систем. Витамином В1 богаты горох, фасоль, овсяная, пшенная крупа, свинина, хлеб пшеничный и ржаной.

Витамин РР участвует в клеточном дыхании, обмене белков, регулирует высшую нервную деятельность и функции органов пищеварения. Содержится в мясных продуктах, пшеничной муке, гречневой крупе.

Существуют также витамины В9, В12, В6.

Витамин А обеспечивает рост и влияет на развитие зрения. При его недостатке появляется так называемая "куриная слепота", возникает конъюнктивит. Наиболее богаты витамином А рыбий жир, говяжья печень, сливочное масло, тыква, помидоры, абрикосы.

Витамин Д регулирует обмен и образуется в организме человека, в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей. Очень необходим детям до 3 лет в период формирования костного скелета.

Минеральные вещества выполняют пластическую функцию в процессах жизнедеятельности человека. Особенно велика их роль в построении костной ткани, водно-солевом обмене. Наибольшее содержание минеральных веществ находится в рыбе, мясе, молоке, хлебных изделиях, картофеле, овощах, фруктах и ягодах.

Каждый прием пищи рекомендуется начинать с сырых растительных продуктов: фруктов, овощей, салатов. В желудке растительная пища, богатая углеводами и грубыми волокнами (последние стимулируют моторную деятельность желудка), задерживается недолго и быстро переходит в тонкий кишечник, освобождая место в желудке следующим порциям пищи. Если же начинать прием пищи с белков, то они должны находиться в этом отделе ЖКТ не менее 2—3 часов, а жиры — до 4—6 часов. Поэтому понятно, что употребление растительной пищи на десерт ведет к тому, что они не могут быстро пройти в кишечник и под влиянием попавших вместе с пищей микроорганизмов начинают гнить и бродить с образованием газов, уксусной кислоты, алкоголя и др.