КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ 76797

Описание

  1. Что такое философия?
  2. Соотнесите «мифологию», «религию» и «философию» как исторические типы мировоззрения. В чём их коренное отличие друг от друга? Что их объединяет?
  3. В структуре философского знания можно выделить: онтологию, гносеологию, философскую антропологию, социальную философию – укажите кратко, что является предметом их рассмотрения?
  4. Предметом какого раздела философии является проблематика, связанная с сущностью человека?
  5. Каковы предпосылки возникновения марксистской философии?
  6. В чём суть исторического и диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса?
  7. Дайте анализ понятия «общественно-экономическаяформация», перечислите формации в их исторической последовательности. Какая формация является целью человеческой истории?
  8. Что является главной движущей силой истории человечества?
  9. «Манифест Коммунистической партии» является базовым документом для программ коммунистических партий всех стран. Укажите 10 пунктов программы перехода от капитализма к коммунизму.
  10. Как у К.Маркса представлена проблема отчуждения человека?
  11. Каково отношение Маркса к религии?
  12. В чём заключается критика марксистской философии? (Например, в работе «Открытое общество и его враги» К. Поппера).
  13. Рассмотрите общество как предмет социальной философии. Какую структуру общества можно выделить? Соотнесите такие понятия, как общественное бытие и общественное сознание.
  14. Заполните таблицу 1. «Определение общества в истории философии».
  15. Заполните таблицу 2. «Структурные элементы общества»
    1. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы к нему.

    «Вместе с разделением труда, содержащим все эти противоречия и покоящимся в свою очередь на естественно возникшем разделении труда в семье и на распадении общества на отдельные, противоречащие друг другу семьи, – вместе с этим разделением труда дано и распределение, являющееся притом – как количественно, так и качественно – неравным распределением труда и его продуктов;следовательно дана и собственность, – зародыш и первоначальная форма которой имеется уже в семье, где жена и дети – рабы мужчины. Рабство в семье – правда, еще очень примитивное и скрытое – есть первая собственность, которая, впрочем, уже и в;)той форме вполне соответствует определению современных экономистов, согласно которому собственность есть распоряжение чужой рабочей силой. Впрочем, разделение труда и частная собственность, это – тождественные выражения: в одном случае говорится по отношению к деятельности то же самое, что в другом – по отношению к продукту деятельности.

    Далее, вместе с разделением труда дано и противоречие между интересом отдельного индивида или отдельной семьи и общим интересом всех индивидов, находящихся в общении друг с другом; притом этот общий интерес существует не только в представлении как “всеобщее”, но прежде всего он существует в действительности в качестве взаимной зависимости индивидов, между которыми разделен труд.И наконец, разделение труда нам также и первый пример того, что пока люди находятся в стихийно сложившемся обществе, пока, следовательно, существует разрыв между частным и общим интересом, пока, следовательно, разделение деятельности совершается не добровольно, а стихийно, – собственная деятельность человека становится для него чужой, противостоящей ему силой, которая угнетает его, вместо того, чтобы он господствовал над ней».

    а) Кто автор(ы)данного отрывка?

б) Какие  проблемы поднимает автор?

в) Возможно ли преодолеть разрыв между частным и общим интересом? Объясните почему?

18 стр.

Фрагмент

Соотнесите «мифологию», «религию» и «философию» как исторические типы мировоззрения. В чём их коренное отличие друг от друга? Что их объединяет?

Историческими типами мировоззрения являются мифология,религия и философия.

Термин «миф» означает «народное предание, сказание». Мифологическое мировоззрение – это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным. Мифологическое мировоззрение в каждом природном явлении видит духовную сторону, причем природное и духовное слитны.

Предметом отражения является сама первобытная община, а основная функция мифологического сознания имеет не познавательный, а практический характер и состоит в конституировании человеческой общности, регуляции отношений между людьми. Миф необходим для мобилизации сил коллектива, для его сплоченности, от которой зависит степень выживаемости последнего. В этой связи главная мифологическая установка заключается в максимальном подчинении жизни индивида интересам сплочения. Мифологическое сознание внушает, а не объясняет, объяснять не его задача, оно не служит для удовлетворения «любознательности» индивида или коллектива. При этом мифологическое сознание требует максимальной активности таких психологических способностей человека, как эмоции, чувства, фантазия, воображение, интуиция, наглядно-практическое мышление. Первобытный человек мыслит, и результат его мышления проявляется в предметной деятельности, а знание выступает пока еще только в неявной форме.

Религия выступила в истории человечества второй формой мировоззрения. Границу между нею и мифологическим сознанием определить достаточно трудно. Не случайно немецкий философ Георг Гегель (1770–1831) в «Философии религии» называет мифологию «непосредственной религией». У них, несомненно, есть общие черты. Культовая сторона религии, будучи совокупностью социально значимых коллективных действий, так же как и мифология, связана с общением и отражает его так же, как и миф в личностно-образной форме.

Однако у мифологии и религии имеются и существенные различия:

1) миф — универсальная и единственная на определенном этапе форма общественного сознания. Его носителем является общество в целом. Религия же возникает на основе образования специализированных групп священнослужителей (жрецов), занимающихся производством религиозной идеологии профессионально;

2) миф регулирует отношения между индивидами в первобытной общине посредством запретов и регламентаций, религия опосредованно, воздействуя на их духовный мир.

3) разное понимание мира, характерное для этих форм мировоззрения.

В религии, в отличие от мифологии, мир расщепляется, удваивается: возникает священный мир (сакральный) и мирской (профанический), а также естественный и сверхъестественный. Чудеса в мифологии — это норма, не вызывающая у человека удивления. Естественное и сверхъестественное тождественны. В религиозном же сознании чудо, наряду с собой, предполагает и нормальный, естественный порядок;

4) в религии по сравнению с мифологией существенно изменяется понимание Бога и его назначения. Мифологический бог — это основатель рода, тотем, который не сразу становится человекоподобным. Бог религий антропоморфен. При этом мифологические боги не знают морали, не знают иного закона, кроме закона «своей природы».

Философия в истории человечества является третьей, научно-теоретической формой мировоззрения, отличающейся рациональностью, системностью, логичностью и теоретической оформленностью.

 Осуществляется переориентация общества на интенсивное развитие интеллекта (абстрактного мышления), который становится главным авторитетом в жизни человека и социума.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения (философия), представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы[1].

Литература

  1. Алексеева Л.О., Додонова Ф.О. Философия. Учебно-методическое пособие для студентов технических вузов по философии. — Донецк: ДонНТУ, 2007. — 175 с.
  2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003. — 623 с.
  3. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9 т. Т.3/ К.Маркс, Ф.Энгельс. — М.: Политиздат, 1985. –549с.
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9 т. Т.8/ К.Маркс, Ф.Энгельс. — М.: Политиздат, 1985. –678с.
  5. Поппер К. Открытое общество и его враги/ К. Поппер. —  М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — 528 с.
  6. Религиоведение : учеб. пособие / К.А. Соловьев. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 370 с.
  7. Философия / Балашов Л.Е., — 4-е изд. — М.:Дашков и К, 2017. — 612 с.
  8. Философия: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 432 с.
  9. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект; Трикста, 2004.— 688 с.
  10. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 519 с.
  11. Философия: Учебник / Э.В. Островский. — М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. — 313 с.:
  12. Философия: учебник  /  Е.Н.  Пронина ;Моск.  гос.  ун-т  печати  им.  Ивана  Федорова. —  М.:  МГУП   им.  Ивана  Федорова, 2011. — 612 с .
  13. Философия: Учебное пособие / А.М.Руденко, С.И.Самыгин и др.; Под ред. А.М.Руденко; ФГБОУ ВПО «Южно-Рос. гос. универ. экономики и сервиса». — М.: НИЦ Инфра-М, 2013 — 304 с.
  14. Философия: Учебник / Под ред. А.Н. Чумакова. — М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 432 с.
  15. Философия [Текст] : учеб.-метод. комплекс для студентов высш. учеб. заведений / сост. Е. Н. Гордей. — Барановичи : РИО БарГУ, 2009. —320с.
  16. Хаврак А.П. Философия/ А.П. Хаврак. —  М.: Дашков и Ко, 2005. — 390 с.
  17. Хрестоматия по философии: учеб.пособие/ сост. П.В.Алексеев. – 3-изд., — М.: Проспект, 2009. – 576 с.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 480

Задать вопрос

Задать вопрос