КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ 76769

Описание

Что такое философия?

Выделите предмет философии и соотнесите его с предметом частных наук.
Что такое античность и античная философия?

В чем заключается роль и значение греческой мысли в мировой истории философии?

Укажите периодизацию греческой философии и основных представителей на каждом этапе.

В классический период античной мысли произошел своеобразный поворот от изучения природы к человеку. Уже софист Протагор утверждал, что «человек есть мера всех вещей…». В чем заключается релятивизм указанной фразы (ответ обоснуйте)?

Также софисты (учителя мудрости) славились своими «софизмами», найдите примеры таковых и проанализируйте два из них.

Одной из ключевых фигур философии явился Сократ, почему он утверждал о необходимости познания самого себя?

В чем специфика диалектики (по Сократу), что такое «сократическая ирония» и «майевтика»?

Отразите смысл знаменитого тезиса Сократа: «я знаю, что ничего не знаю, другие и этого не знают», а также его понимание соотношения добра и знания.

Одним из самых великих учеников Сократа явился Платон. В своей онтологии он выделил два мира: «мир идей» и «мир вещей», укажите характеристики каждого из них.
Почему вещественный мир – лишь тень идеального?

Опишите триаду Платона «единое», «ум», «мировая душа». Принадлежит ли душа человека «миру идей»?

Что есть познание, по Платону?

Что такое «идеальное государство» Платона, по аналогии с чем оно должно быть устроено?

Аристотель был учеником Платона, но, со временем, вышел из его Академии, основав в итоге свою школу – Ликей (перипатетическая школа). В чем он был не согласен со своим учителем?

Аристотеля часто называют энциклопедистом, на какие классы он разделил науки?

Что такое «метафизика» у Аристотеля?

В чем суть его «гилеморфизма», какие начала всего сущего он выделяет?
Укажите 10 философских категорий, которые вводит в оборот Аристотель.
Дайте определение, проследите становление и раскройте важность и значение в философии таких категорий как «материя» и «сознание». Что такое «субстанция»?Проанализируйте нижеуказанные тексты и ответьте на вопросы к ним.

Философ Антисфен, в качестве критики платоновской теории идей, как-то сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади».

Прокомментируйте эти платоновские слова. Каким образом в них выражена основная мысль его учения?

Прочтите эти фрагменты из сочинения Аристотеля:«Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни понятия. Сторонники же идей отделили их и такого рода, сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к другому выводу, что существует идея всего, что проявляется как общее…

Платон, усвоив взгляды Сократа, доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому… И вот это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, — говорил он, — существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через сопричастность эйдосам существует все множество одноименных с ними вещей»[1].

«Лучше, все-таки, рассмотреть Благо как общее понятие и задаться вопросом, как оно появилось и в каком смысле о нем говорят…»[2].

Ответьте на вопросы:

а) Чем отличается «общее» Платона от «общего» Сократа?

б) В чем смысл учения Платона об идеях (эйдосах)?

в) Если существует идея блага и справедливости как истинное бытие, то существует ли идея зла и несправедливости?

17 стр.

Фрагмент

Выделите предмет философии и соотнесите его с предметом частных наук.
Стоит учитывать, что предмет философии обладает определенной степенью сложности при его выявлении, поскольку философия – наиболее общее учение о мире и человеке, о наиболее общих законах бытия и мышления, охватывающее все сущее во все полноте содержания и смысла. Именно вот эта всеобщность создает специфику и вышеуказанную неоднозначность при понимании философии.

Для выполнения задания следует ознакомиться с соответствующей литературой в разделах, посвященных предмету философии, а также с содержанием таких работ: «Что такое философия?» Х. Ортега-и-Гассет; «Как я понимаю философию» М. Мамардашвили; «Что такое философия?» Ж. Делез, Ф. Гваттари.

Философия, и другие науки изучают материальный мир, т.е. для философии и целого ряда наук „объект изучения” общий. В чем же тогда различие? А различие в том, какие проблемы решает та или иная наука, какие области или стороны действительности она изуча­ет, т.е. иначе говоря, различие в предмете изучения. Возьмем, к примеру, природу. Природа является объектом изучения многих наук, в том числе и диалектического материализма. Но предмет исследования у них различный. Так, химия изучает хи­мические элементы, их свойства и превращения друг в друга; физика — физические тела и их строение. Философия же строением материи не занимается, она занимает­ся разрешением вопроса, что первично — материя или сознание, т.е. не тем, что со­ставляет структуру материи, а материей вообще. Аналогичная ситуация и в отноше­нии философии и наук об обществе, а также философии и наук о мышлении и соз­нании. Различие в предмете исследования между философией и назваными науками наиболее ярко проявляется в изучении закономерностей и законов. Так, если механика, физика, химия, биология, история, психология и т.д. изучают специфиче­ские законы, свойственные их области исследования, то философия исследует все­общие законы, действующие во всех областях объективного мира. Т.е., если науки о природе, обществе и мышлении изучают специфическое, особенное в природе, об­ществе и мышлении, то философия изучает наиболее общие законы, которые одно­временно присущи природе, обществу и познанию. Поэтому если конкретные науки дают знания об отдельных областях действительности, то философия дает научную картину мира. Значит, различие здесь в степени общности. Здесь с необходимостью воз­никает вопрос — а как философия дает научную картину мира, если она сама непосредственно не занимается исследованием этого материального мира? Действительно, философия не занимается непосредственно исследованием материального мира, это делают конкретные науки. Что же касается философии, то она изу­чает принципиальные положения и фундаментальные открытия естественных и об­щественных наук и обобщает их в цельную систему с целью выявления наиболее общих закономерностей и законов развития мира. Т.е. как видим, всеобщие за­коны и закономерности формируются не отдельно от специфических, а на их осно­ве.

Литература

  1. Аристотель. Метафизика //Соч.: В 4 т. Т.  М., 1976. — С. 328—329
  2. Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. Т. М., 1984.- С. 59.
  3. ГусевД. А. Популярная философия/ Д. А.   Гусев. – М.: Прометей, 2015. – 538 c.
  4. Гусев Д. А. Философия. Популярное учебное пособие. 4-е издание/ Д. А.  Гусев. — М.: МПСИ, 2009. — 304 с.
  5. История философии: Учебник / П.В. Алексеев. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 с.
  6. Кессиди Ф. X. Сократ. — 2-е изд., доп/ Ф. X. Кессиди. — М.: Мысль, 1988. — 220с.
  7. Лега В.П. Плотин, патристика, современность: апологетические очерки/ В.П. Лега. — Москва, ПСТГУ, 2002. – 234с.
  8. Платон. Собрание сочинений в 3-х тт. Т.3 (1) / Платон.— М.,: Просвещение, 1971. – 87с.
  9. Философия. Учебник/ Под ред. Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева . — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. — 245 с.
  10. Философия / Балашов Л.Е., — 4-е изд. — М.:Дашков и К, 2017. — 612 с.
  11. Философия: Учебное пособие / В.Э. Вечканов, Н.А. Лучков. — 2-e изд. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. — 136 с.
  12. Философия: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 432 с.
  13. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект; Трикста, 2004.— 688 с.
  14. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 519 с.
  15. Философия: учебник  /  Е.Н.  Пронина ;  Моск.  гос.  ун-т  печати  им.  Ивана  Федорова. —  М .:  МГУП   им.  Ивана  Федорова, 2011. — 612 с .
  16. Хаврак А.П. Философия/ А.П.  Хаврак. —  М.: Дашков и Ко, 2005. — 390 с.
  17. Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П. В. Алексеев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2015. — 576 с.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 560

Задать вопрос

Задать вопрос