Описание
2020 год
Задание 1
Структура и функции философии. Соотношение мифологии, религии науки и философии. Дайте развёрнутый ответ.
Задание 2
Как понимает отношения личности и общества А. Адлер (1870—1937)? Правомерно ли его утверждение об извечном антагонизме между индивидом и «контекстом социальных отношений»? Приведите доказательства субъективно-идеалистической позиции автора этой концепции.
Задание 3
«На формирование сознания решающее воздействие оказывает культура в целом, в то же время и бессознательное на уровне ощущений, влечений, страстей и т.п. детерминирует сознательные действия и поступки. Бессознательное накапливается в виде информации, определяющей вкусы, привычки и т.п. и остается в памяти человека, в том числе и в виде социального опыта человечества (сновидения, инстинкты), что оказывает так или иначе воздействие на сознание».
А) Как решается проблема бессознательного в различных направлениях современной западной философии? Б) Почему этот вопрос был и остается в центре внимания науки и религии?
Задание 4
Вопрос об источниках сознания «…в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеологическая, вульгарно-материалистическая, феноменологическая и др». А) В чем же суть и особенности каждого из этих подходов в анализе источников сознания? Б) Назовите философские теории и мыслителей, которые придерживаются каждого из них.
Задание 5
К.Г. Юнг (1875—1964) ввел в научный оборот понятие «коллективное бессознательное». Дайте его общую содержательную характеристику, а также и понятию «архетип».
Прокомментируйте его суждение: «Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам. Особенно это касается религиозных представлений. Но центральные научные, философские и моральные понятия не являются здесь исключительными» (К. Г. Юнг).
Как понимал Юнг отношения личности и общества, индивидуального и вне индивидуального, общественного, коллективного сознания?
Задание 6
«На формирование сознания решающее воздействие оказывает культура в целом, в то же время и бессознательное на уровне ощущений, влечений, страстей и т.п. детерминирует сознательные действия и поступки. Бессознательное накапливается в виде информации, определяющей вкусы, привычки и т.п. и остается в памяти человека, в том числе и в виде социального опыта человечества (сновидения, инстинкты), что оказывает так или иначе воздействие на сознание».
Как решается проблема бессознательного в различных направлениях современной западной философии?
Почему этот вопрос был и остается в центре внимания науки и религии?
В чем проявляется социальное бессознательное?
Фрагмент
Структура и функции философии. Соотношение мифологии, религии науки и философии. Дайте развёрнутый ответ.
Ответ:
Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.
В состав философии входят:
— теоретическая философия (систематическая философия);
— социальная философия;
— этика;
— эстетика;
— логика;
— история философии.
Основными частями теоретической философии выступают:
— онтология — учение о бытии;
— гносеология — учение о познании;
— диалектика — учение о развитии
— аксиология (теория ценностей);
— герменевтика (теория понимания и толкования знаний).
Особый раздел философии, проблемы которого содержатся как в общетеоретической (систематической философии), так и в социальной философии, — это философия науки. Социальная философия включает социальную онтологию, то есть учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, то есть учение о человеческих существах, и праксиологию, то есть теорию человеческого действия. Социальная онтология, наряду с изучением самых общих проблем существования и развития общества, исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.
Функции философии.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции состоит в том, чтобы подвергнуть сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые особенности, качества и обнаруживать противоречия. Конечная задача этой функции — расширить границы знания, разрушить догмы, окостенение знания, модернизировать его и повысить надежность знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценная) — оценивать вещи, явления окружающего мира с точки зрения различных ценностей — моральных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологического функция — быть «ситом», через которое пропускается все необходимое, ценное и полезное и отбрасывается тормозящее и устаревшее. Аксиологическая функция особенно усиливается в поворотные моменты истории (начало средневековья — поиск новых (богословских) ценностей после краха Рима; Возрождение; Реформация; кризис капитализма в конце 19-го — начало 20 века и др.).
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Философия, как правило, рассматривается в качестве теоретического ядра мировоззрения. Ее своеобразие познаётся в сравнении с мифологией, религией, искусством и наукой по следующим критериям:
— что изучает;
— как сочетает разум и чувства;
— каковы средства выражения;
— что источник;
— сколь критична;
Философия, как религия, стремится познать выходящее за пределы эмпирики, но якобы критична ко всему, а не догматична. Философия целостна, как мифология, но рациональна. Философия авторски своеобразна, как искусство, но выражает себя понятиями-категориями. Философия абстрактна, критична и понятийна, как наука, но всеохватна и познает фундаментальный (недоступный научному опыту) смысл бытия.