Описание
13 стр.
2020 год
Задание 1
- Дайте современную трактовку термина «позитивизм».
- Как трактуется позитивизмом взаимосвязь науки и философии?
- Какова роль философского знания в познавательном процессе?
Задание 2
Представители философии лингвистического анализа (Дж. Мур, Л. Витгенштейн) считают, что философские проблемы возникают в результате непонимания логики естественного языка, словоупотребления.
- Так ли это?
- Найдите способы опровержения данного тезиса.
Задание 3
- Какое влияние на формирование экзистенциалистского мировоззрения оказали философские учения Э. Гуссерля (1859—1938) и М. Хайдеггера (1889—1976)?
- Как решается экзистенциализмом проблема «отчужденного» человека, проблема отчуждения индивида от общества?
Задание 4
- Назовите отличительные черты неофрейдизма.
- Какие проблемы в центре внимания его представителей?
- Почему они делают акцент на культурно-социальных факторах становления и развития человеческой субъективности?
- В чем суть понятий «социальная перспектива» и «стремление к самореализации»?
- Возможно ли изменение общества путем «трансформации сознания»?
- В чем суть проблемы отношений индивида и общества, свободы и отчуждения человека?
Задание 5
- В чем суть социальной критики Э. Фроммом (1900—1980) фрейдизма?
- Как он рассматривает проблему человеческого существования и в чем его противоречивость?
- Какие способы преодоления предлагает ученый для разрешения дихотомий человеческого бытия, ликвидации различных форм отчуждения человека?
- Почему его книгу «Иметь или быть?» можно назвать гуманистическим манифестом?
- Что он понимает под «гуманизацией» современного общества и в чем социально-философская несостоятельность концепции гуманизаторского подхода к решению проблемы свободы и отчуждения, взаимоотношений общества и человека?
Задание 6
- В чем сущность эволюционизма Г. Спенсера (1820—1903)?
- Почему его эволюционистскую концепцию называют классическим примером метафизической, механистической теории развития?
Фрагмент
Задание 1
- Дайте современную трактовку термина «позитивизм».
- Как трактуется позитивизмом взаимосвязь науки и философии?
- Какова роль философского знания в познавательном процессе?
Ответ:
- Как философское направление позитивизм оформился в 30-е гг. XIX в. и связан с именем французского мыслителя О. Конта. В начальной интерпретации Конта позитивизм обозначал особое требование, которое предъявлялось к философии и заключалось в том, чтобы, отказавшись от поиска общих сущностей как занятия бесплодного, «метафизического» и, сняв вопрос о первооснове мира (основной вопрос философии) как неразрешимый, обосновать положительную науку, построить систему бесспорных и точных, полезных и удобных для применения знаний. Для обоснования своих идей Конт разработал концепцию эволюции познания, согласно которой познание в своём развитии последовательно проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Позитивисты считают, что нет никакого смысла ставить вопрос, почему случается или существует то или иное явление. Задача науки — дать ответ, «как» они существуют.
- Наука не объясняет, а только описывает факты. Тем самым наука сводится к эпистемологии. Практицизм и абсолютизация позиции «здравого смысла», сведение науки к простой регистрации фактов (самое большое — к поиску функциональных зависимостей) способствовали утверждению в позитивизме агностических тенденций, а признание узкопрагматических ориентаций научных исследований приводит к выводам о невозможности научного предвидения, особенно в социальной области, так как невозможно построить, создать общую социальную теорию.
- Особенностью раннего позитивизма является попытка рассмотреть общие вопросы мировоззрения (современные неопозитивисты отказались от этой ориентации). Положительную роль философии позитивисты сводят к разработке и обоснованию принципов классификации знаний, добытых эмпирическими науками. Философия для них — это логический способ, благодаря которому объединяются исследовательские результаты конкретных научных дисциплин. Поэтому философия отличается от них только степенью обобщения. Тем самым позитивизм стремится ликвидировать философию, лишая ее необходимых атрибутов науки: самостоятельного предмета, методов исследования, категориального (понятийного) аппарата. Связь философии с конкретными науками объясняется позитивистами односторонне и сводится к полной зависимости философии от этих наук. Идеи классического позитивизма получили свое дальнейшее развитие в трудах Маха и Авенариуса, а также в философии эмпириокритицизма.
Махисты и эмпириокритики считали, что наука способна давать человеку только своеобразные символы, знаки для практической ориентации, а не объективную истину. Махисты сводят роль философии к упорядочению «нейтральных элементов мира» — ощущений и восприятий познающего субъекта. Философские понятия и категории для них не что иное, как средство описания ощущений, инструмент обобщения «элементов мира». Они считают, что между философией и частными науками нет существенной разницы, так как предмет их исследований однородный — это субъективное мировосприятие, совокупность ощущений.
Второй исторический этап позитивизма явился результатом метафизического объяснения выводов революции в естественных науках на рубеже XIX — XX вв.