Описание
Контрольные вопросы:
8. Растворение как сложный физико-химический процесс. Истинные растворы как физико-химические дисперсные системы и лекарственные препараты.
18. Каково значение классификации растворителей по кислотно-основным свойствам для технологии лекарственных форм?
28. Охарактеризуйте воду природную, питьевую. Требования соответствующего госта к воде питьевой, используемой для получения воды очищенной и для инъекций.
38. Структура «инструкции по изготовлению в аптеках жидких лекарственных форм» и основные положения.
48. Охарактеризуйте условия изготовления растворов в зависимости от области применения, возраста пациента, дайте обоснование. Каковы требования предъявляет ГФ к микробиологической чистоте растворов?
58. Стандартные растворы, их характеристика. Разбавление стандартных растворов для обеспечения концентрации, выписанной в прописи рецепта. Разведение стандартных растворов в концентрации по объему и массо-объемной.
68. Дайте понятие «коэффициента увеличения объема» и приведите примеры его использования при расчетах воды очищенной для изготовления микстур.
78. Как регламентируется порядок смешивания ингредиентов прописи микстуры? Каким нормативным документом?
88. Каковы особенности изготовления растворов метилцеллюлозы?
98. Каковы перспективы расширения номенклатуры растворителей?
Ситуационные задачи
8. Из института косметологии поступил рецепт на изготовление препарата по прописи:
Возьми: Кислоты салициловой 1,0
Раствора кислоты борной 3% 50 мл
Эфира 30,0
Спирта этилового 70% 50 мл
Смешай. Дай. Обозначь. Протирать лицо утром и вечером.
Проведите фармацевтическую экспертизу рецепта. Учитывая свойства лекарственных веществ и компонентов дисперсионной среды, сделайте вывод о совместимости ингредиентов прописи, смешиваемости жидких ингредиентов прописи, возможности изготовления. Какой тип дисперсной системы имеет место в данной прописи? Сколько этанола 96% концентрации по массе соответствует 50 мл 70% этанола и какое это имеет значение для аптеки?
Какой объем препарата выписан в данной прописи?
Как применяются спирты и эфиры (простые и сложные) в аптеке при изготовлении различных лекарственных форм? Приведите примеры. Каковы особенности изготовления растворов в вязких и летучих растворителях?
18. Возьми: Раствора фурацилина 0,02% – 400 мл
Дай. Обозначь. Для полосканий.
Выразите концентрацию раствора всеми возможными способами. Отметьте особенности технологии изготовления раствора по приведенной выше прописи.
28. В аптеку поступили два рецепта, содержащие раствор формальдегида
1) Возьми: Раствора формалина 5% — 150 мл
2) Возьми: Раствора формальдегида 5% — 150 мл
В аптеке имеется нестандартный раствор формальдегида 34% концентрации (стандартное содержание формальдегида в формалине 36,5-37,5%). Может ли быть использован раствор формальдегида с меньшей концентрацией, чем стандартная, для изготовления препаратов по полученным рецептам? В случае положительного решения, какой объем раствора формальдегида будет взят для разведения?
38. Возьми: Натрия гидрокарбоната
Натрия бензоата поровну по 0,5
Сиропа сахарного 10 мл
Воды очищенной до 150 мл
Смешай. Дай. Обозначь: по 1 десертной ложке 3 раза в день ребенку в возрасте 3 недель
Студент во флакон бесцветного стекла отмерил 10 мл раствора натрия гидрокарбоната, 5 мл раствора натрия бензоата, 10 мл сиропа сахарного, 150 мл воды очищенной, укупорил навинчивающейся пробкой. Оформил этикеткой «Внутреннее».
48. Возьми: Раствора крахмала 50,0
Хлоралгидрата 2,0
Смешай. Дай. Обозначь. На 1 клизму.
Студент-практикант отмерил в подставку 48 мл воды, 1,0 г крахмала размешал в ступке с 1 мл воды, смыл водой в фарфоровую чашку и нагрел на сетке до кипения. После охлаждения профильтровал через двойной слой марли во флакон для отпуска. Флакон хотел оформить этикеткой «Внутреннее» и предупредительной этикеткой «Сохранять в прохладном месте».
18 стр.