КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ. 75042+

Описание

Занятие 1. Тема: Научный метод познания. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

Работа № 1. Основные понятия темы.

Работа 2. Формы научного знания.

Работа 3. Методы научного познания.

Работа 4. Методы научного познания на эмпирическом уровне.

Работа 5. Методы научного познания на теоретическом уровне.

Работа 6. Универсальные методы научного познания.

Работа 7. Гуманитарно-художественная культура, еѐ основные отличия от научно-технической.

  1. Рассматривает взаимодействие между собой.
  2. Определяется социальной позиции человека
  3. Опирается на Художественно-образный способ познания – рассматривает духовный мир, который не доступен обычному восприятию.

Работа 8. Отличительные признаки псевдонауки.

Работа 9. Стадии развития естествознания.

Работа 10. Принципы современного естествознания.

Работа 11. Древняя Греция: появление программы рационального объяснения мира (теоретическая справка).

Работа 12. Картины мира.

Работа 13. Атомистическая исследовательская программа.

Работа 14. Континуальная исследовательская программа.

Работа 15. Геоцентрическая картина мира и ее положения.

Работа 16. Гелиоцентрическая картина мира  и ее положения.

Работа 17. Развитие представлений о материи.

Работа 18. Развитие представлений о движении.

А) Основные понятия и характеристики движения.

Б) Виды движения материи (выделяемые на сегодняшний день)

Работа 19. Развитие представлений о взаимодействии

Занятие 2. Тема: Механическая картина мира.

Работа 1. Основные положения механической картины мира.

Работа 2. Принцип детерминизма.

Работа 3. Основные достижения Г.Галилея.

Работа 4. Основные достижения И.Кеплера.

Работа 5. Основные достижения И.Ньютона. Законы механики Ньютона.

Работа 6. Понятие о взаимодействии в механической картине мира.

А) Концепция взаимодействия.

Б) Первое фундаментальное взаимодействие – гравитационное.

Занятие 3. Тема: Электромагнитная картина мира.

Работа 1. Основные положения электромагнитной картины мира.

Работа 2. Закон Кулона и его отличия от закона Ньютона.

Работа 3. Работы М.Фарадея и Д.Максвелла.

Работа 4. Принцип близкодействия.

Работа 5. Понятие о взаимодействии в электромагнитной картине мира.

Занятие 4. Тема: Неклассическая (квантово-полевая) картина мира. Современная эволюционная картины мира. Концепции квантовой механики.

Работа 1. Основные положения квантово-полевой картины мира.

Работа 2. Основные положения современной эволюционно картины мира.

Работа 3. Теория света и оптические явления.

Работа 4. Концепции квантовой механики (принципы при изучении микрообъектов).

Работа 5. Понятие о взаимодействии в квантово-полевой картине мира.

Сравнительная характеристика сильного и слабого взаимодействий.

Работа 6.

А) Сравнительная характеристика фундаментальных взаимодействий.

Б) По силе взаимодействия можно расположить, следующим образом (расположите в порядке возрастания силы):

В) Современные теории взаимодействия.

Занятие 5. Тема: Эволюция представлений о пространстве и времени. Специальная и общая теории относительности. Принципы симметрии, законы сохранения.

Работа 1. Понимание пространства и времени.

Работа 2. Классический закон сложения скоростей и его нарушение.

Работа 3. Системы отсчета.

Работа 4. Специальная теория относительности Эйнштейна (СТО).

А) Основные понятия и постулаты СТО.

Б) Следствия из постулатов Эйнштейна:

Работа 5. Общая теория относительности Эйнштейна (ОТО).

А) Основные понятия и постулаты ОТО.

Работа 6. Понятие симметрии и асимметрии в естествознании.

Работа 7. Простейшие симметрии.

Работа 8. Законы сохранения.

Занятие 6. Тема: Современное естествознание в микро-, и макромирах. Химические системы.

Работа 1. Иерархичность природных структур.

А) Иерархические ряды природных систем.

Б) Заполните недостающие элементы в схеме.

Работа 2. Структуры микромира.

Работа 3. Общие свойства элементарных частиц.

Работа 4. Классификация элементарных частиц.

А) Классификация элементарных частиц по массе.

Б) Классификация элементарных частиц в соответствии с их электрическим зарядом.

В) Классификация элементарных частиц по типу физического взаимодействия.

Д) Классификация элементарных частиц по спину.

Работа 5. Основные положения теории кварков

Работа 6. Основные понятия химического уровня природных систем.

Работа 7. Строение атома.

А) Дайте определения понятиям.

Б) Модели строения атома.

В) Запишите в схему строения недостающие элементы.

Г) Подпишите на рисунке основные компоненты атома.

Работа 8. Структурная организация макромира.

Занятие 7. Тема: Порядок и беспорядок в природе. Принцип возрастания энтропии. Синергетика.

Работа 1. Динамические и статистические закономерности в природе.

Работа 2. Термодинамика: основные законы и понятия.

Работа 4. Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма

А) Основные понятия.

Б) Сравнительная характеристика разных типов систем.

В) Самоорганизация систем.

Занятие 8. Тема: Современное естествознание в мегамире. Космология.

Работа 1. Структурная организация мегамира. Заполните таблицу.

Работа 2. Основные космологические представления.

Работа 3. Космологические парадоксы.

Работа 4. Общая теория относительности – как теоретическая основа современной научной космологии.

Работа 5. Солнечная система.

Работа 6. Строение Солнечной системы.

Работа 7. Антропный принцип в космологии.

Занятие 9. Тема: Геологическая эволюция.

Работа 1. Земля как планета, ее отличия от других планет земной группы.

Работа 2. Химический состав Земли.

Работа 3. Строение Земли.

А) Основные структуры Земли.

Б) Внутреннее строение Земли.

В) Внешние сферы Земли.

Работа 4. Методы исследования строения Земли.

Работа 5. Магнитное поле Земли.

Работа 6. Возраст Земли и этапы ее формирования.

А) Основные понятия.

Работа 7. Эволюция земной коры.

84 стр.

Фрагмент

Занятие 1. Тема: Научный метод познания. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

Работа № 1. Основные понятия темы.

Концепция — система взглядов по тому или иному вопросу, явлению; его понимание и толкование
Естествознание Система наук о природе, рассматривающая ее как единое целое.
Мировоззрение — это система взглядов человека, гораздо  старше науки, оно оказывало и оказывает решающее влияние на возникновение и формирование научного естествознания.  Сильно отличается от науки. Если наука  изучает природу или человека, то в центре внимания данной системы взглядов пребывает их связь или отношение в самом общем виде.
Наука — определенный вид знания, а также особая  сфера человеческой (общественной)  деятельности людей, специальной задачей которой является получение знаний, их накопление, проверка и доказательство их  истинности логическими и практическими  способами. Познает объективные законы  явлений, благодаря этому она обладает предсказательной функцией, позволяющей  предвидеть ход событий.
Отличия

гуманитарно-

художественной

культуры

— Опирается на Художественно-образный способ познания – рассматривает духовный мир, который не доступен обычному восприятию- субъективность знания

— Предметная область:

человек (гуманитарные науки),

общество (социальные науки)

— нестрогий образный язык

— выделение индивидуальных свойств изучаемых предметов

— сложность (или невозможность) верификации и фальсификации

Истинное знание – это информация, которая адекватно отражает положение дел в самой исследуемой действительности, в мире, в котором живет человек.
Методология — учение о структуре, логической организации,  методах и средствах научной деятельности. Основоположник Ф.Бэкон в XVII в. Цель — создать новые способы и методы для решения проблем современной науки.
Метод — это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Наличие строгой последовательности действий приводит к определенному результату.
Критерии научного знания — объективность

— достоверность

— системность

— наличие отработанного механизма для получения новых знаний

— теоретичность знания

— рациональность знания

— наличие экспериментального метода  исследования, а также математизация науки

Научное знание — это опытное знание, полученное в  эксперименте и путем наблюдения. Оно фиксирует явления. Для человека на данном уровне познания доступно изучение объектов, размеры которых от 10 -15 до 10 28 см, а ядро атома 10 -12 см.
Теоретическое знание — это познание единства явлений, их внешних  и внутренних связей. Объясняет факты,  отвечает на вопрос: почему это происходит?

Работа 2. Формы научного знания.

Научный факт Это явление самой действительности или отражение конкретного явления в человеческом сознании, т.е. его описание с помощью языка науки. Они нужны для доказательства, либо для опровержения какого-то достижения. Это фундамент всего научного знания, поэтому одним из его главных свойств является их достоверность, которая подтверждается в ходе многочисленных наблюдений или экспериментов.
Проблема Это «знание о незнании». Осознанный  учеными вопрос, на который для ответа пока недостаточно знаний. Правильно выбрать  проблему очень важно. Именно с нее начинается процесс исследования в науке.
Догадка Это знание рождается при осмыслении фактов и  решении проблемы. После логической обработки она либо отвергается, либо приобретает форуму научной гипотезы.
Научная гипотеза Это знание в форме предположения,  истинность и ложность которого еще не доказана, но сформулированного на основе ряда достоверных фактов. Т.е. оно носит вероятностный, а не достоверный характер и поэтому требует обоснование и проверки.

Требования предъявляемые к ним:

— их соответствие эмпирическим фактам

— и их проверяемость (принципы верификации и фальсификации)

Теория Это достоверно доказанная гипотеза. Это высшая форма научного знания, которая раскрывает все стороны изучаемого объекта, взаимоотношение всех элементов и связей. Это логически обоснованная и проверенная на практике система знаний, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области объективной реальности.

Ее главные элементы:

Принципы – наиболее общие важные фундаментальные положения.

Законы — конкретизируют принципы, раскрывают механизм их действия. Например,  хромосомная теория основана на законе сцепленного наследования Томаса Моргана.

Принцип верификации Это принцип, который гласит — если какое-либо понятие или суждение сводимо к непосредственному опыту (т.е. эмпирически  проверяемо), то оно имеет смысл. Она может быть непосредственной, когда происходит прямая проверка утверждений, и косвенную, которая утверждает, что, если невозможно опытным путем подтвердить какое-то понятие или суждение теории, можно ограничиться экспериментальным подтверждением выводов из них.
Принцип фальсификации Это принцип, согласно которому, на статус  научного может претендовать только принципиально опровержимое знание (ХХ в. К.Поппер). Никакое количество экспериментальных подтверждений не является достаточным для доказательства теории. Критическое стремление опровергнуть научную теорию является наиболее эффективным путем для подтверждения ее научности и истинности.
Принцип соответствия Принцип утверждающий, что теории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области естествознания, с появлением новых, более общих теорий не устраняются как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области явлений как предельная форма и частичный случай новых теорий.

Работа 3. Методы научного познания

  общефилософские методы: диалектические, метафизические и др.
А) наблюдение, эксперимент, измерение

Б) дедукция

— индукция

— идеализация

— формализация

— абстрагирование

а) эмпирические методы;

б) теоретические методы.

Частнонаучные – методы, используемые только в рамках  исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Каждая  частная наука (биология, химия, геология и т.д.) имеет свои специфические методы исследования.
— моделирование

— анализ

— синтез

— аналогия

— и классификация

— методы научного познания, применяемые и  на эмпирическом и на теоретическом уровнях.

Работа 4. Методы научного познания на эмпирическом уровне.

Наблюдение Целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений, которые не должны быть изменены. Проводится для сбора фактов. В результате мы получаем первичную информацию о предметах и явлениях.
Измерение Это определение количественных значений  (характеристик) изучаемых сторон или свойств объекта исследования с помощью специальных  технических устройств. Напр. компьютерные измерения и их обработка. Большую роль играют единицы измерения – эталоны, с  которыми сравнивают полученные данные.
Эксперимент Это более сложный метод. Это целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на интересующий его объект для изучения различных его сторон, связей и отношений.

Работа 5. Методы научного познания на теоретическом уровне.

Индукция — метод научного познания, представляющий  собой формулирование логического умозаключения путем обобщенияданных наблюдения и эксперимента, получение общего вывода на основании частных посылок, движение от частного к общему.

Полная индукция – строит общий вывод на основании изучения всех предметов или явлений одного класса.

Чаще применяется неполная неполная – строит общий вывод на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди них не  встретились такие, которые противоречат индуктивному умозаключению.

Дедукция — метод научного познания (без которого не может существовать индукция), представляющий собой получение частных выводов на основе общих знаний, вывод от общего к частному. Напр. «все люди смертны» – «Иван – человек» – следовательно «Иван – смертен».
Абстрагирование — мысленное (сознательное) отвлечение от ряда свойств, связей и отношений изучаемого объекта (явления), которые представляются  несущественными для данной теории с одновременным выделением интересующих  исследователя свойств и связей.

Результат этого процесса – абстракция (прим. точка, прямая, множество и т.д.).

Идеализация Это операция мысленного выделения  какого-либо одного, важного для данной теории свойства или отношения (не обязательно, чтобы это свойство существовало реально), и мысленное конструирование объекта, наделенного этим свойством.

Прим. абсолютное черное тело, идеальный газ и др. в этом и состоит существенное отличие  идеальных объектов от абстрактных – в  действительности не существует идеальных объектов, т.к. в природе не может быть предметов и явлений, имеющих только одно свойство или качество.

Формализация — использование специальной символики  вместо реальных объектов.

Напр. в математике, дает возможность  исследовать объект без непосредственного обращения к нему и записывать полученные результаты в краткой и четкой форме.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 720

Задать вопрос

Задать вопрос