Описание
Задания:
1. Кто из философов представлял бытие как Единственное (в смысле: «только бытие есть, небытия же нет»)________________
Идею (или «свет идей»)______________________
Допущение___________________
Абсолютное понятие______________________
Волю к власти__________________________
Энергию____________________________
2. Завершите дефиницию соответствующим понятием:
1) Предельная философская категория, используемая для обозначения всего сущего, – …
2) То, что составляет суть вещи, совокупность ее самых существенных свойств, субстанциальное ядро самостоятельно существующего сущего, – …
3) Многообразие, в котором бытие является идентичным самому себе, – …
4) То, что существует благодаря самому себе и в самом себе, – …
5) Учение о бытии как таковом, о всеобщих значениях и определениях бытия – …
6) Философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и жизни каждого человека – …
7) Широкий спектр философских концепций, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи, – …
8) Философское направление, полагающее волю высшим принципом бытия, – …
9) Учение о всеобщем характере причинных связей – …
10) Философское учение, признающее равноправие идеального и материального, но не признающее их относительности, – …
3. Заполните таблицу «Основны виды бытия»
4. Николай Кузанский выделил 4 универсальных тезиса бытия: «А именно есть модус бытия, который называется абсолютной необходимостью. Так, бог есть форма форм, бытие сущего, основа или сущность вещей; по этому тезису все вещи в боге есть самая абсолютная необходимость. Другой модус бытия – тот, в котором вещи существуют в сложной необходимости, где формы вещей, действительные в себе, находятся с отличиями в природном порядке, как в разуме… Третий модус бытия – тот, в котором вещи в возникшей возможности есть то или это. Наконец, последний модус бытия – тот, в котором вещи могут быть; это абсолютная возможность».
Какому из указанных модусов бытия соответствует (или является близким) понятие «материя», как его употребляли Платон, Аристотель? Какие из этих модусов признает диалектический материализм?
5. «Нет никакого понятия бытия, а есть только бесконечное бытие в бесконечных проявлениях. И только благодаря тем явлениям, с которыми я вступаю в некоторые отношения, я устанавливаю связь моего бытия с бесконечным бытием… Сфере моего влияния принадлежит только бесконечно маленькая часть бесконечного бытия. Все остальное проходит мимо меня, как далекие корабли, которым я подаю непонятные для них сигналы. Ради того же, что принадлежит сфере моего влияния и что имеет потребность в моем присутствии, я осуществляю духовное, внутреннее самоотречение в бесконечном бытии и придаю тем самым моему бедному существованию смысл и богатство. Река нашла свое море» (А.Швейцер)
Что понимает под бытием Швейцер? В чей адрес направлена помещенная в этом высказывании критика (в частности, в словах: «Нет никакого понятия бытия»…)?
Как видит Швейцер разрешение проблемы человеческого бытия?
6. «События выкраиваются конечным надсмотрщиком в пространственно-временной тотальности объективного мира. Но когда я рассматриваю этот мир сам по себе, то остается только одно неподдельное бытие, какое изменяется. Изменение предусматривает некоторую позицию, где я размещаюсь и откуда вижу прохождение вещей; событий не существует, если нет какого-нибудь, с кем они происходят и чьи конечные перспективы объединяет их индивидуальность. Время предусматривает взгляд на время. Оно, таким образом, не похоже на поток, это какая-то текущая субстанция…»’ (М.Мерло-Понти)
Что значит «событие»? Что является условием бытия «событий» по мысли одного из известных представителей западной феноменологии?
Кого из философов прошлого Вы можете назвать в качестве предшественника такого взгляда на мир?
7 стр.