Фрагмент
Задание 1.
Позитивизм (французское positivisme, от лат. Positivus — позитивный) — философское учение и направление в методологии науки, которое определяет эмпирическое исследование как единственный источник истинного, реального знания и отрицает познавательную ценность философского исследования.
Позитивизм является основным тезисом: все подлинные (позитивные) знания являются совокупным результатом специальных наук.
Позитивисты объединили логические и эмпирические методы в единый научный метод. Суть единого метода для всех наук, который обеспечивает надежное и надежное знание законов природы, была выражена в манифесте Венского круга, опубликованном в 1929 году: «Мы охарактеризовали научное понимание мира, главным образом через два определяющих точки. Во-первых, оно эмпирическое и позитивистское: существуют только опытные знания, основанные на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Это устанавливает границы для содержания законной науки. Во-вторых, для научного понимания мира характерно использование определенного метода, а именно метода логического анализа»
Основная цель позитивизма — получение объективных знаний.
Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно во второй половине 19 века).
Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако позитивисты перенесли эту критику на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики. Суть позитивистской концепции взаимоотношений философии и науки отражена во фразе О. Конта: «Наука — это ее собственная философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей» научной философии. Такая философия должна была стать особой областью конкретного научного знания, не отличающейся от других наук своим методом. В ходе развития позитивизма выдвигались различные теории роли научной философии: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Духам), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос) , Однако все вышеперечисленные варианты позитивной философии подвергались критике, прежде всего, самими позитивистами, поскольку, во-первых, как оказалось, они не соответствовали критериям научности, провозглашенным самими позитивистами, и, во-вторых, они полагались в явных (и часто неявных) определенных «метафизических» предпосылках.
Единственной формой знания Конта является научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы смело признать относительность наших знаний. В этом аспекте позитивизм преодолевает оптимизм, характерный для научной революции эпохи барокко. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона, что проверенный опыт должен быть основой знаний. Ученые должны искать не сущность явлений, а их взаимосвязь, выраженную с помощью законов — постоянных связей, существующих между фактами. Другой особенностью научного знания является прагматизм. Ученые перестают быть учеными и энциклопедистами. Одним словом, знания становятся положительными: полезными, точными, надежными и позитивными.
Основным внешним конфликтом позитивизма является борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которые не соответствуют действительности, например, энтелехия, эфир и т. д. Поиск научного метода, направленного на поиск надежных оснований для познания, свободного от метафизических предрассудков. Позитивисты считают знания надежными, которые должны основываться на нейтральном опыте, и единственной, познавательно-ценной формой знания, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Мориц Шлик писал: «Чтобы выразить результаты наблюдения, следует использовать специальные« протокольные предложения »:« изначально «протокольные предложения» означали — как следует из названия — те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какой-либо модификации, модификации или добавление к ним чего-либо еще — это факты, которые ищет вся наука и которые предшествуют всем знаниям и любым суждениям о мире. Нет смысла говорить о ложных фактах. Только заявления, только наши знания могут быть ложными. Поэтому, если нам удастся выразить факты в «протокольных предложениях» без каких-либо искажений, то они станут несомненными отправными точками познания. »
Позитивизм в философии в целом шире, чем позитивистский подход в философии науки. Общий принцип состоит в том, чтобы избавиться от «излишков», которые не могут быть обоснованы эмпирически и поэтому объявлены бесполезными. Этот подход ясно демонстрируется эпикурейцами как в области познания, так и в этике: мы не можем выйти за пределы эмпиризма, и поэтому мы должны отбросить «расширение себя» за рамки фактов. В то же время эпикурейцы использовали достижения скептиков хотя бы с точки зрения изостении.