Фрагмент
2. Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?
Позитивистская форма философии науки сначала рассматривалась как жесткое требование к ученым самим исследовать позитивное (положительное) знание. Ее идейными корнями являются философские труды Ж. Д’Аламбера, Э. Б. Кондильяка и других французских просветителей. Основные теоретические предпосылки были сформулированы К. А. Сен-Симоном. Однако отцом позитивизма по праву называют французского философа Огюста Конта (1798-1857), который предложил ключевые требования к оценке научных знаний, которые должны быть бесспорными, абсолютно точными, базирующихся исключительно на фактах.
В первой половине XIX в. О. Конт издал шесть томов своего основного труда «Курс позитивной философии», где как исходное фигурирует понятие «позитивного». Оно имеет такой смысл: позитивное–это наблюдаемое, в отличие от ненаблюдаемого; реальное, в отличие от странного, иллюзорного; полезное, в отличие от вредного; достоверное, в отличие от сомнительного; точное, ясное, в отличие от неуверенного; конструктивное, в отличие от разрушительного. Исходя из такого понимания позитивного, А.Конт обосновывает «закон трех стадий» в развитии теоретических исследований человечества, исторически идут по такому порядку: религиозная, метафизическая и позитивная. Как видим, О. Конт не видит в мировоззренческом знании ничего качественно специфического и никак не отзывается на ту бесконечную глубину, которая присуща человеческой духовности. В то же время следует отметить, что идеи О. Конта способствовали повышению авторитета науки, очищению ее от действительно причудливых построений. Важное значение имела идея О. Конта ввести новую науку «социологию», которая основывалась бы на научных началах. Весомый вклад в развитие идей позитивизма в XIX в. внесли англичане Д. С. миль и Г. Спенсер.