Описание
Вопрос 1
Взаимодействие общественных и государственных институтов: механизмы, технологии, формы, модели.
Вопрос 2
Какие еще общественные и/или политические институты (укажите не менее пяти) способны формировать этические нормы поведения у госслужащих в Российской Федерации? Аргументируйте ответ.
Решение:
Вопрос 1. Взаимодействие общественных и государственных институтов: механизмы, технологии, формы, модели.
Одной из значимых категорий современных социально-правовых наук является гражданское общество. Как понятие, гражданское общество на протяжении своего появления и генезиса неразрывно связывается с понятием государства. В наши дни эти понятия являются взаимодополняющими и неотделимыми одно от другого.
При этом имеющееся несоответствие уровня развития гражданского общества и его институтов предъявляемым к ним требованиям, становится одной из причин вмешательства государства в сферу гражданского общества. Можно отметить и то, что в современный период власть не всегда оказывается способной проявить разумность самоограничения, что дает основания зарубежным политикам «все больше утверждаться во мнении, что Россия отклоняется от пути демократизации».
Сегодня мы наблюдаем, с одной стороны, постоянство в стремлении государственных структур к поддержке инициатив сферы гражданского общества и усиление влияния на его структуры. С другой же стороны, власть предпринимает меры, нивелирующие ее собственные усилия: происходят процессы рутинизации работы парагражданских объединение, ужесточается гражданский контроль и надзор за деятельностью зарубежных общественных и правозащитных организаций. Следствием этого выступило ужесточение законов в области деятельности некоммерческих структур, что уже вызвало волну недовольства среди отечественных общественных объединений, гнев мирового сообщества.
Такими способами государство стремится обеспечить устойчивость и стабильность политической системы и, параллельно, создает предпосылки для конфронтации с общественными отношениями. Поэтому в данной ситуации органам государственной власти следует двигаться в сторону большего внимания к общественным инициативам, стремиться вступить с ними в полноправный диалог.
Среди значимых институтов гражданского общества в этой связи следует назвать общественные объединения. Федеральный закон «Об общественных объединениях» статьей 3 закрепляет гарантированное ст. 30 Конституции РФ право граждан на объединение.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об общественных объединениях» для граждан предусмотрены:
- право вступать в общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них;
- право беспрепятственно выходить из общественных объединений;
- право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей.
Следовательно, законодательно закреплено, что реализации прав и законных интересов граждан следует процесс создания таких объединений.
Статьей 7 указанного закона закреплены организационно-правовые формы, в которых могут появляться общественные объединения — это: общественная организация; общественный фонд; общественное учреждение; общественное движение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.
Общественные объединения остаются базовым институтом гражданского общества и в региональном аспекте — они выступают участниками общественного контроля, реализуют участие граждан в осуществлении общественного контроля через представительную форму; общественные объединения наделены в большей степени соответствующими полномочиями.
Можно согласиться с мнением Т.Н. Михеевой, отмечающей, что для сближения интересов органов местного самоуправления с гражданами лучшими посредниками выступают общественные структуры.
Среди правовых форм, на основе которых происходит взаимодействие общественных объединений с органами местного самоуправления, можно перечислить такие, как: правотворческая инициатива объединений по вопросам местного значения, коллективные обращения в органы власти, инициирование публичных слушаний и другие.
Особой формой выступает проведение общественными объединениями на муниципальном уровне общественного контроля. По словам А. А. Делеевой, общественный контроль выступает обязательным условием для осуществления деятельности в сфере местного самоуправления. В некотором роде, общественный контроль можно рассматривать шире — в виде адекватной системы охраны общественных отношений. Осуществление общественного контроля проводится на основе федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Посредством общественного контроля проводится взаимодействие гражданского общества и государства. Статьей 18 указанного закона общественный контроль реализуется в форме: общественного мониторинга, общественной экспертизы, общественной проверки, а также путем взаимодействия институтов гражданского общества и государства, таких, как: общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания.
Отечественные исследователи, в свою очередь, акцентируют на том, что общественный контроль вполне используется сегодня эффективным средством борьбы с коррупцией, а также в виде формы, ограничивающей произвол власти.
При этом, на необходимость обратить пристальное внимание на взаимодействие гражданского общества и органов публичной власти неоднократно обращал внимание Президент России в Посланиях Федеральному Собранию РФ.
В 2016 г. В. В. Путин высказал идею о том, что важно обеспечивать максимальное вовлечение институтов гражданского общества в реализацию государственной политики, а власти требуется поддерживать гражданские инициативы, выстраивать отношения на основе взаимной ответственности и взаимной вовлеченности. Применение такой характеристики отношений как «взаимодействие» не случайно. В настоящее время законодатель чаще всего использует понятия «воздействие», «влияние», «участие», что предполагает однонаправленный процесс. На наш взгляд, определив в Конституции РФ 1993 г. российское государство как государство демократическое, правовое и социальное, необходимо вести речь не только и не столько о воздействии, сколько о взаимодействии субъектов гражданского общества и органов публичной власти.
При этом законодатель определяет формы и методы участия граждан в общем виде и не предусматривает механизмы обеспечения реализации таковых правомочий. Роль государства в процессах взаимодействия с гражданским обществом чаще всего ограничивается поддержкой и контролем, но не взаимодействием. При этом механизмы, признаваемые государством, имеют однонаправленный характер, поэтому они не оказывают существенного влияния на отношения и не являются взаимообусловленными…
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 11.10.2022).
2. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_6693 / (дата обращения: 11.10.2022).
3. Вопросы взаимодействия институтов гражданского общества и государства (на примере общественных объединений) / Н. Н. Неровная, А. С. Матвеев. // Молодой ученый. – 2021. – № 52 (394). – С. 144-146. – URL: https://moluch.ru/archive/394/87148/ (дата обращения: 11.10.2022).
4. Глухова А.В. Консервативный сдвиг: ценностный запрос российского общества или выбор власти? // Идеи и ценности в политике. Отв. ред. А.И. Соловьев. – 2015. – С. 122 -141.
5. Кулешова Н.Н. О современном состоянии общественного контроля в России / Н.Н. Кулешова // Юридическая наука. – 2019. – №2. – С. 21–24.
15 стр.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.