Описание
Задание
Сделать сравнительный обзор современных научных публикаций, опубликованных в ведущих научных журналах и научных изданий в электронном формате.
Методика написания, структура и правила оформления магистерской диссертации. Структура учебно-научной работы.
Цель — рассмотрение основных структурных компонентов учебно-научной работы.
Учебные вопросы:
- Структурные компоненты учебно-научной работы
- Рубрикации
- Правила деления текста на главы и параграфы
- Построение перечней
- Внутриабзацные перечни.
- Перечни с элементами-абзацами
Теоретическая часть
Любое произведение научного характера можно условно разделить на три части: вводную, основную и заключительную. Большинство работ студентов по своей композиционной структуре состоит из следующих элементов: 1) титульного листа; 2) оглавления; 3) введения; 4) основной части; 5) заключения; 6) списка использованных источников. Некоторые работы имеют седьмой элемент ‑ приложения, куда включают таблицы, графики и другие дополнительные материалы.
Титульный лист‑ это первая страница рукописи, на которой указаны надзаголовочные данные, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные, сведения о научном руководителе, место и год выполнения работы.
К надзаголовочным данным относятся: полное наименование учебного заведения, факультета и кафедры, по которой выполнена работа. В средней части титульного листа пишется заглавие работы. В подзаголовочных данных указывается вид работы (курсовая, выпускная квалификационная работа). Затем, ближе к правому краю титульного листа, пишутся группа, факультет, полностью фамилия, имя и отчество автора. Далее указываются ученая степень, ученое звание, полностью фамилия, имя, отчество научного руководителя. В нижней части титульного листа указываются место и год написания работы.
Оглавлениераскрывает содержание работы путем обозначения глав, параграфов и других рубрик рукописи с указанием страниц, с которых они начинаются. Оно должно быть в начале работы после титульного листа. Названия глав и параграфов должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте.
Введение призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе проблем и вопросов. В нем определяются актуальность, новизна, научная и практическая значимость темы, показывается степень ее разработанности, то есть тем самым обосновывается выбор темы научного исследования. Здесь же формулируются цели и задачи, которые ставились автором, описываются методы и практическая база исследования, указывают объект и предмет исследования, теоретическую и практическую ценность полученных результатов.
Обычно объем введения не превышает 5-10 % объема основного текста. Оно печатается на отдельных страницах. Ни в «Оглавлении», ни в тексте оно не обозначается цифрами, будучи самостоятельной частью работы. Все компоненты научного аппарата выделяются шрифтом или подчеркиванием.
Каждый компонент излагается с новой строки. Например:
Актуальность исследования определяется тем, что…
Цель исследования‑ раскрыть понятие…
Какие же компоненты входят в состав введения?
Компоненты
введения |
Реферат | Курсовая работа | ВКР | Магистерская диссертация |
Актуальность темы | + | + | + | + |
Степень научной разработанности проблемы. | — | — | + | + |
Цель и задачи исследования | + | + | + | + |
Объект исследования | — | + | + | + |
Предмет исследования | + | + | + | + |
Методологическая база исследования (методы) | + | + | + | + |
Нормативная и эмпирическая база исследования | — | — | Не обязательно | + |
Научная новизна исследования | — | — | + | + |
Основные положения, выносимые на защиту | — | — | — | + |
Практическая значимость исследования | — | — | + | + |
Апробация результатов исследования | — | — | Не обязательно | + |
Объем и структура работы | + | + | + | + |
Будьте внимательны: с чтения «Введения» начинается оценка всей работы. По его качеству судят обо всей работе, об уровне подготовки, об ответственности, об умении проектировать свою работу и продуманно ее выполнять и о многих других качествах студента.
Основная часть состоит из нескольких глав, разбитых на параграфы. Первый параграф студенты нередко посвящают истории или общетеоретическим вопросам рассматриваемой темы, а в последующих параграфах раскрывают основные ее аспекты. В них излагаются теоретические положения, дается анализ спорных точек зрения, высказывается и аргументируется свое мнение по ним, излагаются результаты обобщения собранного фактического материала, анкетирования, изучения документов и т.д. В конце каждой главы рекомендуют делать краткие выводы.
Каждое исследование имеет «Заключение» ‑ эпилог работы, ее завершающую часть. Назначение такового ‑ показать, что цель, поставленная в исследовании, достигнута, а гипотеза доказана. Существуют разные виды «Заключения»:
— резюме (это краткое описание проделанной работы, выполняемое как перечень сделанного и выводов по главам);
— выводы (новые суждения, а точнее умозаключения, сделанные на теоретическом или эмпирическом материале);
— собственно заключение (это комплексная форма завершения исследования, включающая в себя и резюме, и выводы).
Выбор вида «Заключения» зависит от сложности работы: для реферата бывает достаточно резюме, для курсовой ‑ выводов, а для ВКР ‑ заключения.
Построение «Заключения» зависит от выбранного вида. Его наиболее полный вариант соответствует следующему:
1) утверждение о достижении цели исследования и доказанности гипотезы с краткими подтверждениями;
2) резюме как кратчайший обзор проделанной работы;
3) новые положения (идеи, суждения, оценки), полученные в результате исследования;
4) определение научной новизны проделанной работы;
5) установление практической значимости проделанного.
По стилю написания «Заключение» должно быть лаконичным, четким, логичным, доказательным, убедительным. Надо помнить, что к нему, как и к «Введению», наиболее внимательны и научный руководитель, и рецензент, дающие отзыв на работу. Объем заключения не должен превышать 5-10 % объема основного текста.
В список использованных источниковвключаются те литературные источники, которые были прочитаны студентом по данной теме, использованы при написании работы и упомянуты в тексте или сносках.
В приложения включаются извлечения из отдельных нормативных актов, копии подлинных документов, выдержки из отчетов, обобщений, образцы анкет, таблицы, графики и другие вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, увеличивают ее объем. При подсчете объема работы приложения не учитываются. К оформлению приложения предъявляются определенные требования.
Рубрикация научной работы представляет собой деление текста на составные части, графическое отделение части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т. п. Рубрикация отражает логику научного исследования и поэтому предполагает четкое подразделение рукописи на отделение логически соподчиненные части.
Простейшей рубрикой является абзац – отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзац, как известно, не имеет особой грамматической формы, поэтому его чаще рассматривают как композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный характер. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, облегчает восприятие текста. Поэтому правильная разбивка текста научной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление. Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется от одного до 5-6. При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего обозначать тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом. В каждом абзаце следует выдерживать систематичность и последовательность в изложении фактов, соблюдать внутреннюю логику их подачи, которая в значительной степени определяется характером текста.
В повествовательных текстах (т. е. в текстах, излагающих ряд последовательных событий) порядок изложения фактов чаще всего определяется хронологической последовательностью фактов и их смысловой связью друг с другом. В тексте приводятся только узловые события, при этом учитываются их продолжительность во времени и значимость для раскрытия всей темы.
В описательных текстах, когда предмет или явление раскрывается путем перечисления его признаков и свойств, вначале принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в целом, и лишь затем характеристику отдельных его частей.
Таковы общие правила разбивки текста научной работы на абзацы. Что касается деления текста такой работы на более крупные части, то их разбивку нельзя делать путем механического расчленения текста. Делить его на структурные части следует с учетом логических правил деления понятия (определения). Использование таких правил можно показать на примере разбивки глав основной части на параграфы. Суть первого правила заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Это означает, что глава по своему смысловому содержанию должна точно соответствовать суммарному смысловому содержанию относящихся к ней параграфов. Несоблюдение этого правила может привести к структурным ошибкам двоякого рода. Ошибка первого рода проявляется в том, что глава по смысловому содержанию уже общего объема составляющих ее параграфов, т. е., проще говоря, включает в себя лишние по смыслу параграфы.
Ошибка второго рода возникает тогда, когда количество составляющих главу параграфов является по смыслу недостаточным.
На протяжении всего деления избранный признак деления должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком. Члены деления должны исключать друг друга, а не соотноситься между собой как часть и целое. Деление должно быть непрерывным, т. е. в процессе деления нужно переходить к ближайшим видам, не перескакивая через них. Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, носит название «скачок в делении».
Заголовки разделов глав и работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации, которая в них заключена. Не рекомендуется в заголовок включать слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка. Не следует включать в заголовок слова, являющиеся терминами узкоспециального характера. Нельзя также включать в заголовок сокращенные слова и аббревиатуры, а также химические, математические, физические и технические формулы. Любой заголовок в научном тексте должен быть по возможности кратким, т. е. он не должен содержать лишних слов. Однако и его чрезмерная краткость нежелательна. Дело в том, что чем короче заголовок, тем он глубже по своему содержанию. Особенно нежелательны заголовки, состоящие из одного слова, ибо по таким заголовкам сложно судить о теме, рассматриваемой в работе. Встречается и другая крайность, когда автор работы хочет предельно точно передать в заголовке содержание главы. Тогда заголовок растягивается на несколько строк, что существенно затрудняет его смысловое восприятие.
Рубрикация текста нередко сочетается с нумерацией – числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей.
Возможные системы нумерации:
- использование знаков разных типов, римских и арабских; цифр, прописных и строчных букв, сочетающихся с абзацными отступами;
- использование только арабских цифр, расположенных в определенных сочетаниях.
При использовании знаков разных типов система цифрового и буквенного обозначения строится по нисходящей:
А… Б… В… Г…
I… II… III… IV…
1… 2… 3…4…
1)…2)…3)…4)…
а)… б)… в)… г)…
Принято порядковые номера частей указывать словами (часть первая), разделов – прописными буквами русского алфавита (раздел А или 1), глав – римскими цифрами (глава I или 1.1.).
В настоящее время в научных и технических текстах внедряется чисто цифровая система нумерации, в соответствии с которой номера самых крупных частей научного произведения (первая степень деления) состоит из одной цифры, номера составленных частей (вторая ступень деления) – из двух цифр, третья ступень деления – из трех цифр и т. д. (Например: 1,→1.1. →1.1.1.)
Использование этой системы нумерации позволяет не употреблять слова «часть», «раздел», «глава» и т. д. (или их сокращенные написания).
Приемы изложения научных материалов. В арсенале авторов научных работ имеется несколько методических приемов изложения научных материалов. Наиболее часто используются следующие приемы:
- строго последовательный;
- целостный (с последующей обработкой каждой главы);
- выборочный (главы пишутся отдельно и в любой последовательности).
Строго последовательное изложение материала работы требует сравнительно много времени, так как пока ее автор не закончил полностью очередного раздела, он не может переходить к следующему. Но для обработки одного раздела иногда необходимо перепробовать несколько вариантов, пока не найден лучший из них. В это время материал, почти не требующий черновой обработки, ожидает очереди и лежит без движения.
При целостном приеме затрачивается почти вдвое меньше времени на подготовку беловой рукописи, так как сначала пишется вся работа вчерне, как бы грубыми мазками, затем дорабатывается в частях и деталях. При этом вносятся исправления.
Выборочное изложение материалов также часто применяется исследователями. По мере готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него порядке, подобно тому, как художник пишет картину — не обязательно с верхней или нижней части. Выберите тот прием изложения, который считаете для себя наиболее приемлемым для превращения так называемой черновой рукописи в промежуточную или в беловую (окончательную).
На этом этапе работы над рукописью из уже накопленного материала, помимо отдельных глав, желательно выделить следующие композиционные элементы:
- Введение.
- Выводы и предложения (заключение).
- Библиографический список использованных источников.
- Приложения.
- Указатели.
Перед тем как переходить к окончательной обработке черновой рукописи, полезно обсудить основные положения ее содержания со своим научным руководителем.
Ответ:
Сделать сравнительный обзор современных научных публикаций, опубликованных в ведущих научных журналах и научных изданий в электронном формате.
В статье Чибриковой М.Э. обосновано, что IT-технологии помогают найти индивидуально-дифференцированный подход к ребенку. Автор отмечает рациональность применения специальных программ в логопедической практике, которые облегчают процесс работы специалиста, но при условиях соблюдения норм работы за компьютером и не заменяя традиционных форм взаимодействия.
В исследовании Кисляковой М. А. проведен обзор компьютерных программ, используемых в деятельности педагога-логопеда. Выявлены характерные особенности применения программ к решению логопедических задач. Автор классифицирует компьютерные программы по функциям их использования в логопедии:
— программы, направленные на развитие различных психических функций: зрительное и слуховое восприятие, внимание и память, словестно-логическое мышление; — программы, направленные на решение комплексных задач;
— программы, направленные на обучение разных групп детей: дети с ограниченными возможностями здоровья, со сложной структурой дефекта, с небольшими речевыми дефектами;
— программы, которые могут использовать как профессионалы, так и родители;
— программы, предназначенные для обучения студентов будущих логопедов.
В работе Коронской Т.В. представлена современная форма коррекционно-логопедической работы с использованием информационной технологии Skype. Логопедическая работа с помощью Skype базируется на таких органах чувств, как слух и зрение, поэтому интерактивные занятия по Skype не менее эффективны, чем занятия, осуществляемые при личном присутствии специалиста…
3 стр.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.