Описание
Содержание
Введение
Глава 1. Основные аспекты реализации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями
Глава 2. Зарубежный опыт психолого—педагогической и коррекционной работы с детьми с ОВЗ в системе инклюзивного образования
Выводы
Список литературы
16 стр.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.
Фрагмент
Введение
В России, как и по всему миру, насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Глобальная идея инклюзивного образования заключается в том, чтобы наделить детей равными возможностями. Все общеобразовательные школы России являются инклюзивными, а это значит, что ребенок с ОВЗ по закону имеет право обучаться в любой школе. К примеру, в области получения среднего образования, дети учатся все вместе, тем самым включены в образовательный процесс, в отдых, развлечения, жизнь, что способствует их благоприятной социализации.
Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях. Решение, где будет учиться ребенок, в обычной школе или специализированной, принимают родители.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. Уже во многих школах России действует многоуровневая инклюзивная модель: есть индивидуальное обучение, есть малые группы по пять человек для особенных детей, есть общие классы. С детьми при необходимости работает тьютор или психолог (свой для каждой ступени обучения), дефектолог. Когда ребенок приходит в школу, специалисты какое-то время наблюдают за ним и выстраивают для ученика индивидуальный маршрут: начинают иногда с индивидуальных занятий, но постепенно ученик встраивается в занятия в группах и в общем классе [1, с.33].
Российская система инклюзивного образования, в настоящее время, серьезно уступает зарубежным моделям. Во многом это связано с менталитетом российского общества и неготовность его принять «непохожего» ребенка в свой круг. Поэтому для нас является актуальным изучение опыта зарубежных стран в психолого-педагогической и коррекционной работе с детьми различных категорий ОВЗ.
Таким образом, тема настоящего исследования является актуальной и требует дальнейшего разъяснения.
Цель работы: описать зарубежный опыт психолого-педагогической и коррекционной работы с детьми различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Описать общие представления об инклюзивном образовании;
2. Проанализировать опыт зарубежных стран в системе инклюзивного образования.
Методы исследования: сбор и анализ нормативно-правовой, научной, научно-популярной и периодической литературы по проблеме исследования.
Глава 1. Основные аспекты реализации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно- развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития государства.
Признание государством ценностей социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловило необходимость создания для них адекватного образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, которому, в настоящее время, отводится центральная роль в осуществлении инклюзивного (включенного) образования.
Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ и ребенку-инвалиду обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей.
Главное в инклюзивном образовании ребенка с ОВЗ – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками
Как отмечают С.В. Алехина, Л.Ф. Тихомирова и другие, основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.
Инклюзия отличается от интеграции, которая позволяет направить детей с особыми потребностями в систему общего образования в случае готовности всех образовательных субъектов и среды, соотносится с образовательной интеграций. Приоритетом практики интеграции было перемещение учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства.
Историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно разбить на следующие этапы: начало XX века – середина 60-х годов – «медицинская модель» → сегрегация; середина 60-х – середина 80-х годов – «модель нормализации» → интеграция; середина 80-х годов – настоящее время – «модель включения» → включение.
Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренную Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, так как определяются спецификой нарушения психического развития. Именно они определяют логику построения учебного процесса для детей с теми или иными ограниченными возможностями здоровья, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Проведя анализ нормативных документов, определяющих специфику организации и осуществления инклюзивного образования, мы можем предположить, что основными ожидаемыми результатами внедрения системы инклюзивного образования являются:
— реализация конституционных прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование соответствии с их возможностями;
— выход детей с ОВЗ и детей-инвалидов из состояния изолированности от общества;
— реализация себя в обществе, повышение качества жизни;
— улучшение положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей- инвалидов…