Описание
Задание №1
Опишите основные этапы развития системы органов власти в нашей стране с 1918 г. (СССР, Российская Федерация). Сравните советскую и современную модели.
Задание № 2
Дайте конституционно-правовую характеристику Федеральному Собранию. Проанализируйте его конституционные полномочия (в сравнении с иными органами), обозначите его место в системе органов власти, порядок формирования. Охарактеризуйте статус его членов.
Задание №3
Группа депутатов Государственной Думы обратилась в Коснтитуционный Суд РФ с просьбой проверить, соответствуют ли Конституции Российской Федерации положения Конституции Республики Башкортостан, согласно которым Республика Башкортостан есть суверенное государство; Республика Башкортостан обладает высшей властью на своей территории, принимает Конституцию Республики Башкортостан и республиканские законы, имеющие верховенство на всей ее территории.
Дайте аргументированную оценку соответствия приведенных положений оспариваемого акта Конституции Российской Федерации.
Задание № 4
Заполните таблицу: Законодательный процесс в РФ.
Федеральный конституционный закон.
Стадии | Содержание стадии (этапы).
Порядок рассмотрения. |
Срок рассмотрения | Форма принятия решения.
(кол-во голосов) |
Каким актом оформляется решение,
Кем и кому передаётся закон (законопроект) |
Сроки передачи закона (законопроекта) от одних участников процесса к другим |
|
Ответ:
Задание №1
Опишите основные этапы развития системы органов власти в нашей стране с 1918 г. (СССР, Российская Федерация). Сравните советскую и современную модели.
Ответ:
Возникновение конституционно-демократических идей в России относится к XVIII веку. Именно они положили начало становлению и развитию российского конституционализма как теоретической доктрины, которое проходило в рамках трех основных периодов.
Первый из них включал появление конституционных идей и разработку проектов конституций, ни один из которых никогда не был реализован в общенациональном масштабе.
Второй период — это период монархического конституционализма. Его идеи воплотились в думской монархии, возникшей в 1906 году.
Третий период, начавшийся после Февральской революции 1917 года, провозгласившей республиканскую форму правления, был прерван Октябрьской революцией.
В то же время М.В. Баглай указывает, что в XX веке в России сменились два типа конституционного права:
1) дореволюционное конституционное (государственное) право, отражающее переход страны от абсолютной к конституционной монархии (1905 — февраль 1917), а затем к парламентской республике (февраль 1917 — октябрь 1917);
2) тоталитарное конституционное (государственное) право, возникшее в результате достижений Октябрьской революции и существовавшее в разных вариантах до периода перестройки (вторая половина 1980-х годов).
Сейчас в России существует конституционное право нового типа, соответствующее переходу к демократии и установлению правового государства с признанием Высшей ценности прав и свобод человека и гражданина.
Период XVIII — XIX веков можно охарактеризовать как период дворянского или правительственного конституционализма, который включал появление первых конституционных идей и проектов по ограничению власти монарха (М.М. Сперанский, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев). Ни один из этих конституционных проектов не был реализован на практике.
В начале XX века произошло становление российского конституционализма как политического течения, выразившегося в идеях либерального направления партии кадетов (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, В.М. Гессен) и реформе российского государственного устройства.
На первом этапе — со второй половины XIX века (с начала правления Александра II) — начинается процесс перестройки государственного строя и превращения абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс происходил медленно и болезненно, сопровождался ростом революционного движения в стране, террористическими актами и ответными репрессиями. 17 октября 1905 года Николай II издал Манифест, провозглашающий «незыблемые основы гражданской свободы на основе реальной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Монарх как бы взял на себя обязательство не нарушать и защищать провозглашенные права и свободы. Это был, конечно, ограниченный, но все же первый акт о гражданских свободах в истории России. Весь мир приветствовал эту победу первой русской революции, и только большевики проигнорировали Манифест, объявив его ловушкой, пустым, формальным актом.
Между тем Манифест провозгласил создание бессловесного законодательного органа (Государственной Думы), ограничивающего власть самодержавного монарха. В сочетании с Основными законами, принятыми 23 апреля 1906 года, и рядом последующих правовых актов этот акт положил начало конституционному развитию страны. Основные законы устанавливали двухпалатную парламентскую систему (Государственную Думу и Государственный совет) при сохранении сильной власти царя: без его одобрения закон не мог вступить в силу. Совет министров был преобразован в постоянный орган, назначаемый царем и подотчетный только ему. Монарх сохранял полный контроль над формированием государственной политики, и особенно в области внешней политики и военных дел. Для выборов в Государственную Думу было введено избирательное право, основанное на участии в выборах широких слоев населения, хотя и на неравных условиях. Государственной думе, которая должна была избираться сроком на пять лет, было предоставлено право утверждать все законы, которые, однако, могли быть приняты царем, но с одобрения обеих палат парламента. Депутаты не несли ответственности перед избирателями.
Вторая палата (Государственный совет) обладала теми же правами, что и Дума. Она рассматривала все законопроекты, принятые первой палатой, и только в случае ее одобрения законопроект представлялся царю на утверждение. Состав Государственного совета наполовину назначался царем, а другая половина избиралась из духовенства, Академии наук и университетов, земских собраний, дворянских обществ, торговли и промышленности. Эти конституционные акты привели к легализации политических партий и усилению межпартийной борьбы.
Октябрьская революция оказалась поворотным моментом в истории российской государственности, положившим начало новому этапу становления конституционализма в России, который можно охарактеризовать как «советский конституционализм».
В советский период понятие «конституционализм» применительно к советской действительности было изъято из научного оборота. Как отмечал О.Е. Кутафин, концепция конституционализма, вытекавшая из идей естественного права и являвшаяся буржуазно-демократической антитезой феодальной тирании, считалась неприемлемой для советского государства, поскольку большевики были противниками основных ценностей конституционализма: принципа разделения властей, парламентаризма, идеи верховенства закона. Только после принятия Конституции СССР в 1977 году и особенно в годы перестройки были предприняты попытки сконструировать концепцию советского (социалистического) конституционализма.
Современный этап российского конституционализма начался после принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году. Многие конституционные принципы еще не нашли последовательного воплощения в отраслевом законодательстве и судебной практике, поэтому современный этап российского конституционализма требует особого внимания исследователей к его эволюционным возможностям и перспективам развития. Следует также отметить, что конституционализм, производный от термина «конституция», не эквивалентен ему и имеет множество толковательных значений в правовых, исторических и политических процессах.
Любая конституция должна приниматься на основе общественного договора, согласия основных политических сил государства на основы создаваемого конституционного строя. Если Основной закон вводится в действие без фундаментального консенсуса, то можно оспорить конституционную природу такого государства, а легитимность самой Конституции представляется более чем сомнительной.
Я хотел бы обратить внимание на тезис о преемственности в конституционном развитии. Для России эта проблема особенно актуальна. Российская модель конституционализма отличается от своих западных (классических) аналогов, что предопределило неизбежность разработки качественно иной стратегии развития, отличной от Западной в целом, и другой концепции политических сил и тактики реформ в частности. Главным носителем конституционной программы в России была не буржуазия, а скорее само государство в лице официальной бюрократии, что предопределило преимущественное использование принудительных методов государственного управления и правового регулирования.
Конституционализм как политическая система, основанная на конституционных методах правления, не был полностью реализован на практике в России. Возникновение многопартийной системы и принятие Основных законов 1906 года не сопровождались разработкой конституционных «правил игры» и их признанием политическими партиями, а методы осуществления государственной власти сохраняли авторитарные черты.
В условиях давней традиции существования монархической власти в России система монархического конституционализма оказалась единственно возможной в перспективе эволюционного развития конституционного строя. Однако после февраля 1917 года революционная линия развития российской государственности возобладала. Советские конституции сформировали определенную преемственность в политико-правовом развитии страны, послужили нормативной основой для создания теории советского государственного права и советского строительства. Они укрепляли социалистические ценности, отражали социалистическое чувство справедливости, которое не соответствовало идеалам верховенства закона и гражданского общества. Несмотря на это, главный принцип конституционализма — верховенство Конституции — был выражен в закреплении доктрины социалистической законности. Провозглашение в советских конституциях цели демократизации общественной жизни создало предпосылки для повышения роли Конституции в правовом регулировании общественных отношений. Но принцип верховенства Конституции так и не получил реального воплощения в правовой системе страны.
В действующей Конституции Российской Федерации 1993 года (часть 2 статьи 4) впервые в истории конституционного развития России юридически закреплен принцип верховенства Конституции. Этот принцип призван показать место Конституции в правовой системе страны, в иерархии правовых актов. Если Конституция является важнейшим источником права, нормы которого лежат в основе всей системы правового регулирования, следовательно, сама Конституция должна представлять собой сложную систему…
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
- Гончаров М. В. Конституционное право Российской Федерации: теоретические основы, правовое регулирование, судебная практика. Учебное пособие. Екатеринбург, 2021. — 312 с.
- Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2021. — 684 с.
- Степанов Н.М. Политическая организация советского общества. – М., 2015. — 298 с.
- Малюшин А.А. Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: монография. М.: Юрист, 2018. — 404 с.
20 стр.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.