Выпускная квалификационная работа. Развитие социального интеллекта средствами сказкотерапии у детей дошкольного возраста. 17424

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 3840

Задать вопрос

Описание

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Особенности развития социального интеллекта детей дошкольного возраста

1.2 Сказкотерапия как средство развития социального интеллекта дошкольников

1.3 Педагогические условия использования сказкотерапии в процессе развития социального интеллекта дошкольников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

53 стр.

2021 год

Фрагмент

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время наиболее острым вопросом является то, что в современном мире пропала потребность во взаимодействии лиц друг с другом, кроме этого, у людей пропало желание в общении вообще. Есть вероятность что причина в этом из-за огромного потока  информации поступаемой в наше обозрение. Порой человеку очень сложно всю ее переработать и самое главное принять ее.  В период увлеченности гаджетами и виртуальной реальностью важным направлением психолого-педагогической деятельности является развитие у человека способностей понимать людей, распознавать их чувства, предугадывать возможные способы поведения, то есть развитие социального интеллекта. Развитие данных социальных навыков надо начинать с раннего детского возраста, так как именно в нем закладывается будущее социальных навыков.

На развитие социальных навыков дошкольников с целью развития их социального интеллекта указывает Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). ФГОС считает ключевым в развитие, ребенка дошкольного возраста,  его нахождение и место в обществе.  Все эти моменты имеют место в  становлении и формировании личности.

Формирование социального интеллекта детей дошкольного возраста, является неотъемлемой частью, воспитательной работы, в формировании и становлении личности. Так же он позволяет, ребенку, спокойно адаптироваться к тяжелым и часто изменчивым условиям жизни.

О развитии социального интеллекта, в своих трудах, трактуют:  Э. Торндайк, Дж. Гилфорда. В настоящее время этой темой занимались Г.П. Геранюшкина, М.И. Бобнева, В.Н. Куницина, О.Б. Чеснокова, Адамова П. А., Винникова В. В., Газарова Т. А., Борохович Л. Ю., Масягина О. Ю., Микляева Н. В. и другие.

Проблема сказкотерапии широко представлена в работах Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т. М. Грабенко, А. В. Гнездилова и Д. Б. Кудзилова.

Вместе с тем, в научной литературе и педагогической практике недостаточно раскрыты условия, при которых сказкотерапия оказывает положительное влияние на развитие социального интеллекта дошкольников.

Цель нашего исследования: на основе теоретического анализа и материалов эмпирических данных выявить педагогические условия формирования социального интеллекта средствами сказкотерапии у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования социального интеллекта дошкольников средствами сказкотерапии.

Предмет исследования: педагогические условия формирования социального интеллекта дошкольников средствами сказкотерапии.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности развития социального интеллекта детей дошкольного возраста.

2. Обосновать влияние сказкотерапии на социальное развитие дошкольников.

3. Научно обосновать педагогические условия развития социального интеллекта дошкольников средствами сказкотерапии.

4. Проанализировать эмпирические данные об уровне развития социального интеллекта современных дошкольников.

5. Представить методические рекомендации по развитию социального интеллекта средствами сказкотерапии у детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

1. Метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы.

2. Метод эмпирического анализа.

Структура работы: работа имеет традиционную структуру, она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

База исследования: «Детский сад № 34» города Лениска-Кузнецкого.

Литература

  1. Алексеенко В. В. Играем в сказку : воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. — Москва, 2018. — 220 с.
  2. Бабаева, Т.М. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Т.М. Бабаева. – СПб.: Детство-пресс, 2019. – 99 с.
  3. Бачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2019.
  4. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья [Текст] / В.В. Ветрова. – М. : Сфера, 2019. – 105 с.
  5. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). СПб.: Речь, 2019.
  6. Горбунова, Е.В. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / Е.В. Свистунова, Е.В. Горбунова, Е.А. Мильке, Е.В. Нестерова. — М.: Форум, 2019. — 192 c.
  7. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. — М. : Сфера, 2018. — 98 с.
  8. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст]: Учебно-педагогическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Часть 1 / Н. С. Ежкова. — М.: ВЛАД ОС. 2018. — 91 с.
  9. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст]: Учебно-педагогическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Часть 2 / Н. С. Ежкова. — М.: ВЛАД ОС. 2019. — 49 с.
  10. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб. : Речь, 2018 — 240 с.
  11. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2018. — 176 с.
  12. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: Речь, 2018. — 176 с.
  13. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Сказкотерапия здоровья. Заметки о клинической сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2019. — 112 c.
  14. Иванова, Л.И. Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст] / А.И. Иванова. — М. : Сфера, 2018. -54 с.
  15. Иванова, Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.В. Иванова. — Череповец.: ЧТУ, 2018. — 150 с.
  16. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] Е.И. Изотова. Е.В. Никифорова. — М.: Академия. 2019. — 288 с.
  17. Икрянникова, Т.С. Формирование гуманных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительной групп [Текст] / Т.С. Икрянникова — М.: Корифей, 2019. — 32 с.
  18. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Л. Короткова. — М. : Линка-Пресс, 2016. — 118 с.
  19. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева. — М. : Академия, 2018. — 176 с.
  20. Кудинова, И.Б Социальный интеллект как предмет исследования/ И.Б. Кудинова. И.С. Вотчин//Сибирский педагогический журнал. НГПУ. — 2019. — №4. — С. 132-142.
  21. Куницына, В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В. Н. Куницына. Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. — СПб. : Питер. 2019. — 544 с.
  22. Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение. Теоретические и прикладные вопросы психологии / В.Н. Куницына. — СПб. : Пигер, 2019. — 451 с.
  23. Литвинцева, Л. А. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии [Текст] / Л. А. Литвинцева. — М. : Детство-Пресс. 2019. — 144 с.
  24. Лунева, О. В. История исследования социального интеллекта/ О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение.- 2018.- № 4.- С. 177-182.
  25. Лунева, О. В. Социальный интеллект как категория социальной психологии/ О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение.- 2019.- № 1.- С. 146-151.
  26. Лунева, О. В. Теоретические основания концепции социального интеллекта/ О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение.- 2019.- № 3.- С. 231 — 236.
  27. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Д.В. Люсин, Д.В. Ушакова. — М.: Институт психологии РАН. 2019.- 264 с.
  28. Маклаков, АГ. Общая психология. Учебник нового века/ А.Г. Маклаков.- СПб.: Питер, 2019.-592 с.
  29. Манина, К.Е. Факторы становления социального интеллекта на различных этапах онтогенеза/ К.Е. Манина// Общество: социология, психология, педагогика.-2019.-№ 12.-С. 150-154.
  30. Меньшикова, Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Из опыта работы [Текст] / Л.Н. Меньшикова. — Волгоград : Учитель, 2019. — 130 с.
  31. Мерлин. В. С. Психология индивидуальности: избр. психол. гр. / В. С. Мерлин.- М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-га, 2019.-544 с.
  32. Нискаен, Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина. — М. : Академия, 2018. — 84 с.
  33. Одинцова, Л.А. Экспериментальная деятельность в, ДОО. [Текст] / Л.А. Одинцова. — М. : Сфера, 2018. — 23 с.
  34. Пасечник, Л.В. Одаренность: эволюция понятия и диагностика [Текст] / Л.В. Пасечник //Дошкольное воспитание. — 2019. — № 4. — С. 63-67.
  35. Пищаева, М.В. Готовность к обучению [Текст] / М.В. Пищасва, С.В. Денисова, В.Ю. Маслова. — Арзамас : АГПИ, 2018. — 32 с.
  36. Сертакова, Н. М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста / Н.М. Сертакова. — М.: Детство-Пресс, 2019. — 224
  37. Соловьева. О.В. Социальный интеллект как психологический феномен// Наука, образование и инновации: со. науч, тр.- Уфа.: Аэтерна. 2019.-ч. З.-С. 203-206.
  38. Стишенок, И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем / И.В. Стишенок.. — СПб.: Речь, 2019. — 141 c.
  39. Стрсляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии/ Я.Стреляу.- М.: Прогресс, 2019.- 231с.
  40. Титаренко, В. А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников / В.А. Титаренко. — М.: Детство-Пресс, 2019. — 840 c.
  41. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач.. — СПб.: Речь, 2019. — 128 c.
  42. Тренинг но сказкотерапии/Под ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2019.
  43. Ушаков, Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Д.В. Ушаков // Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. -М.; Иститут психологии РАН. 2018. — 351 с.
  44. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Д.В. Ушаков И Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. — М.; Институт психологии РАН. 2019, — С.11-29.
  45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы письма Минобрнауки РФ. – М.; ТЦ Сфера, 2019, — 216 с.
  46. Федорова, Е. А. Социальный интеллект как фактор формирования отношения к социально значимым объектам у представителей различных этнических групп: автореф. дне. … канд. психол. наук / Е. А. Федорова.-Ярославль.: Ярослав, гос. пед. ун-т, 2019.- 26с.
  47. Фесюкова. Л. Б. Воспитание сказкой [Текст] : для работы с детьми дошкольного возраста / Л. Б. Фесюкова. — М.: ФОЛИО. ACT. 2019. — 464
  48. Хьелл, Л.А. Теории личности/Л.А. Хьелл, Д.Д. Зиглер.- Питер, 2019 г.- 607 с.
  49. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь. 2019.
  50. Чеснокова, О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте/ О.Б. Чеснокова /Познание. Общество. Развитие. — М.: ИП РАН, 2019.-С. 54-76.
  51. Чеснокова. О.Б., Социальный интеллект в условиях сложных социальных систем/ О.Б. Чеснокова.Е.В. Субботский// Национальный психологический журнал.- 2019.- №2(4).- С.22-29.
  52. Чигинцева. Ю. Б. Исследование социального интеллекта у подростков/Ю.Б. Чигинцева// Научно-методический электронный журнал «Концепт».- 2019.- Т. 3.- С. 576-580.
  53. Чуб, Н. Азбука храбрости. Сказкотерапия / Н. Чуб. — М.: Фактор, 2019. — 878 c.
  54. Щетинина, Л.М. Диагностика социального развития ребенка [Текст]/ Л.М. Щетинина. — Великий Новгород: Изд-во Новгород, гос. ун-та, 2018. — 88 с.
  55. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М.: «Институт Практической психологии; Воронеж: НПО «Модек», 2018. — 33 с.
  56. Южанинова, А.Л. Проблема диагностики социального интеллекта [Текст] / А.Л. Южанинова. — Саратов, 2018. — 67 с.
  57. Южанинова, А.Н. К проблеме диагностики социального интеллекта личности/ А.Н. Южанинова// Проблемы оценивания в психологии.- Саратов, 2019.- С. 63 -67.
  58. Яковлева, М.А. Большая книга научных опытов для детей и взрослых [Текст] / М.А. Яковлева, СВ. Болушсвский. — М. : Эксмо. — 2018. -32 с.
  59. Ярошевский, М.Г. Психология творчества и творчество в психологии [Текст] / М.Г. Ярошевский // Вопросы психологии. -2018. № 6. — С. 14-26.
  60. Ясюкова, Л.А. Возрастные особенности становления социального интеллекта младших школьников/ Л.А. Ясюкова, О.В. Белавина// Ученые записки.-СПб.: ГИПСР, 2019.-Т. 15, №1-С. 74-81.
  61. Ясюкова, Л.А. Социальный интеллект детей и подростков/ Л.А. Ясюкова, О.В. Белавина.- М.: ИП РАН, 2019.- 181 с.

Задать вопрос