Описание
Содержание
Введение
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии
1.1. Коммуникативные навыки: понятие, сущность, особенности
1.2. Возрастные особенности развития коммуникативных навыков
1.3. Особенности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.4. Сказкотерапия как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития, понятие сказкотерапии
Вывод по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективного использования метода сказкотерапии для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.1. Особенности организации экспериментального исследования эффективного использования метода сказкотерапии для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.2. Анализ результата констатирующего этапа эксперимента исследования
2.3. Разработка программы развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием метода сказкотерапии
2.4. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
104 стр. + презентация и речь
Фрагмент
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с задержкой психического развития и с языковыми патологиями. Между тем следует отметить, что умственное развитие обычно не является врожденной способностью человека. Наряду с развитием умственного развития ребенок развивает определенные личностные черты и характеристики, поведение в обществе, которое обеспечивает общение, т.е. общение. Соответственно, общение можно рассматривать как одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор развития личности. Основным критерием успешного общения является развитие коммуникативных навыков.
Проблема развития коммуникативных навыков у дошкольников активно исследуется в психологии развития и педагогики. Проблема развития коммуникативных навыков посвящена работе ученого А.А. Бодалева Л.С. Выготский Ю.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев и другие авторы.
Исследования детей с ограниченными интеллектуальными возможностями способствовали разработке методов и приемов для преодоления различных нарушенных компонентов языковой активности, но проблема изучения и конструирования развития навыков общения у детей с общими нарушениями речи недостаточно понятна. Современное состояние теории и практики передачи коммуникативных навыков направлено на поиск педагогических идей и методов коррекционной работы с целью исправления нарушений отдельных структур с общим недоразвитием языковых и коммуникативных навыков. Одним из наиболее эффективных и универсальных методов развития и коррекции коммуникативных навыков является сказочная терапия.
Одним из основных нарушений у детей с ЗПР является особенность развития коммуникативных навыков. Детям этой категории трудно символизировать и передавать навыки из одной ситуации в другую.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми является одним из основных компонентов социальной адаптации ребенка к современной жизни.
В науке существуют различные концепции сказкотерапии, разработанные зарубежными (Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, Э. Фромм и др.) и российскими учёными (И.А. Бизикова, И.В. Вачков, А.В. Гнездилов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, М.Б. Кисилева, М.И.Лисина, Г.А. Цукерман и др.).
Сказкотерапию можно считать стилем взаимодействия педагога и детей, позволяющим детям заинтересоваться и непринужденно вступить в рабочий процесс. Использование данных методик позволяет создать ситуацию общения и повысить познавательный интерес детей к педагогу и учебному материалу, даже в самой сложной эмоциональной ситуации.
Объект исследования: уровень развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: влияние на уровень развития коммуникативных навыков специальных занятий по сказкотерапии у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: предполагается, что целенаправленная коррекционная работа с детьми по апробированным методикам в дошкольном образовательном учреждении эффективно повышает уровень коммуникационных навыков у дошкольников с ЗПР.
Цель исследования: изучить особенности формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством применения метода сказкотерапии.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния сказкотерапии на развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР.
- Подобрать комплекс психодиагностических методик для исследования коммуникационных навыков и изучить актуальный уровень развития мышления у детей с задержкой психического развития;
- Проанализировать результаты первичной диагностики коммуникационных навыков у детей с задержкой психического развития;
- Разработать коррекционную программу по развитию коммуникационных навыков у детей с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения и провести экспериментальное исследование у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- Провести анализ полученных результатов и составить заключение об успешности проведённой работы.
Методы исследования:
- Теоретический – анализ литературных источников;
- Эмпирические методы исследования (беседа, наблюдение, эксперимент)
- Аналитический – анализ полученных результатов;
- Метод математической статистики U–критерий Манна Уитни;
Для диагностики коммуникационных навыков у дошкольников с ЗПР был составлен комплекс методик, в который вошли:
- Методика определения ведущей формы общения ребенка со взрослым (М.И.Лисина);
- Методика изучения умения вести диалог (И.А. Бизикова);
- Методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г.А. Цукерман);
- «Д и агност ик а р азв ит ия общен ия со сверстн ик ам и» (И.А. Орловой и В.М. Холмогоровой).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 «Ромашка» МО г. Реутов, улица Комсомольская, дом 17. Руководитель садика Семенова Наталья Сергеевна.
Контингент испытуемых. В исследовании приняли участие две группы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Тестовая группа состояла из 15 предметов, которые проходят программу коррекции для развития коммуникативных навыков. 7 мальчиков и 8 девочек в возрасте 4-6 лет с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Контрольную группу составили 15 дошкольников, которые не проходили коррекционную работу для развития своих коммуникативных навыков. Из них 7 мальчиков и 8 девочек в возрасте 4-6 лет с ЗПР.
Практическая значимость исследования заключается в разработке коррекционной программы сказкотерапия у дошкольников с ЗПР, с целью развития коммуникационных навыков. Результаты данного исследования могут быть использованы в работе с детьми с ЗПР, педагогами и психологами.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, приложения. Основной объём работы изложен на страницах. В работе имеются 20 таблиц, 16 гистограмм.