Описание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические и методические основы использования вариативных форм работы в дошкольной образовательной организации
1.1 Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
1.2 Развитие вариативных форм в дошкольном образовании
1.3 Классификация вариативных форм дошкольного образования
1.4 Использование вариативных форм работы с семьёй в детском саду для создания единого образовательного пространства
Выводы по первой главе
Глава 2. Разработка модели вариативной системы дошкольного образования
2.1 Вариативные формы дошкольного образования в процессе введения ФГОС ДО, реализуемые в МКДОУ «Лесовичок»
2.2 Этапы открытия группы кратковременного пребывания
2.3 Примерный режим групп кратковременного пребывания
2.4 Взаимоотношения детского сада с семьей
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
62 стр.
Фрагмент
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание развитие детей от рождения до 7 лет.
Основные векторы развития дошкольного образования (ДО) на современном этапе – модернизация региональных систем образования и введение ФГОС ДО, которые особое внимание уделяют учету индивидуальных потребностей ребенка, состоянию его здоровья. Сегодня в России активно развиваются новые формы дошкольного воспитания, позволяющие реализовать идею доступности образования для детей, не посещающих детский сад, для дошкольников, имеющих особые образовательные потребности. Растет стремление родителей к тому, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками.
ФГОС ДО определяет целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка раннего и дошкольного возраста. В связи с этим разрабатываются и совершенствуются примерные основные образовательные программы дошкольного образования, методики и технологии. Проектируются в соответствии с ФГОС образовательные программы дошкольного образования. Накапливается управленческий и педагогический опыт сопровождения введения ФГОС дошкольного образования в условиях региональных и муниципальных образовательных систем, на уровне дошкольной образовательной организации. Получают развитие вариативные формы дошкольного образования и модели организации образовательной деятельности. Детские сады, реализующие вариативные формы дошкольного образования, помогают родителям в развитии детей. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых – родителей (законных представителей), педагогических работников – способствует организации адресной помощи каждому ребенку и их родителям.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.
Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.
В реформировании отечественного образования важно иметь адекватное представление о его предыстории и современном состоянии. Иначе легко повторить старые ошибки, приняв их за новые откровения.
Решение данной проблемы может основываться на изучении теоретических источников, освещающих с одной стороны, организацию методической работы с педагогическим коллективом, с другой стороны, взаимодействие педагогов ДОУ с семьёй.
Подходы к организации методической работы в ДОУ раскрыты в работах К.Ю.Белой, Н.В.Немовой, М.М.Поташника, О.Л.Зверевой, А.М. Моисеева.
Объект исследования – процесс обучения и воспитания дошкольников.
Предмет – вариативные формы организации обучения и воспитания дошкольников.
Цель исследования – выявление особенности обучения и воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО;
2. Исследовать уровень развития вариативных форм в дошкольном образовании.
3. Рассмотреть классификацию вариативных форм дошкольного образования.
4. Использовать вариативные формы работы с семьёй в детском саду для создания единого образовательного пространства
5. Разработать модель вариативной системы дошкольного образования.
Гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между приобретенными умениями и навыками дошкольников и их готовностью к школе.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Лесовичок».
Методы исследования. В работе использовались теоретические методы исследования: анализ научно-методической литературы, сопоставление, сравнение, классификация данных.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные имеют отношение к разработке теоретических проблем подготовки детей к школе, вносят определенный вклад в изучение закономерностей общего развития детей дошкольного возраста, что способствует более эффективной подготовке ребенка к школе.
Практическая ценность работы, при этом, заключается в этом, что представленный проект вариативного образования на примере функционирования детского сада применим к реализации в любом дошкольном учреждении.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.