Описание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ
1.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как особая категория социальной работы
1.2 Генезис системы призрения социального сиротства в России
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Нормативно-правовая база в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей
2.2 Основные гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
3.1 Проблемы и перспективы социальной поддержки детей-сирот
3.2 Зарубежный опыт призрения детей, оставшихся без попечения родителей
3.3 Опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей на примере Республики Коми
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
44 стр.
Фрагмент
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, заключается в быстром увеличении темпа роста детей, оставшихся сиротами. Защита прав ребенка – актуальная проблема в современном мире, начало ее происходит от неблагополучия несовершеннолетних в общественной среде и семье. На детское неблагополучие оказывают влияние достаточно много факторов, что говорит о большой уязвимости вопроса, связанного с защитой прав и интересов детей, в возрасте до 18 лет.
Наиболее существенным фактором является увеличение численности разводов и, следовательно, неполных семей, недостаточно хорошие условия содержания детей, довольно высокое распространение имеет жестокое обращение с малолетними детьми. Рост численности безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей в основе своей базируется на кризисе семьи, потере нравственных и культурных ценностей. В связи с экономическим кризисом тенденцию приобрело явление отказа от ребенка, что основывается на невозможности его достаточного содержания.
В связи с постоянными изменениями законодательства возникает необходимость соответствующего реформирования института опеки и попечительства. Требуется усиление контроля за информацией о детях‐-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Интересен тот факт, что информацию по таким детям зачастую первыми получают медицинские учреждения, органы внутренних дел, учреждения дошкольного и школьного образования, органы миграционных служб, а не органы опеки и попечительства.
Несмотря на то, что органы опеки и попечительства постоянно применяют меры по устройству и воспитанию детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также борются с проблемой увеличения численности таких детей, эта проблема все равно имеет тенденцию к росту. Большинство детей-сирот воспитывается в детских школах – интернатах, либо в условиях, не соответствующих семейной атмосфере, это также влияет на адаптацию детей в социальной среде. Многим из них в дальнейшем тяжело жить самостоятельной жизнью, большинство сталкивается с проблемой создания благополучной семьи, зачастую дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, начинают вести асоциальный образ жизни. В настоящее время на снижение уровня сиротства и его устранения направлены многие законы и целевые программы.
В психолого-педагогической литературе существует ряд работ, позволяющих охарактеризовать подходы к изучению социального сиротства как особого явления.
Проблема изучения феномена социального сиротства является многогранной. Социальное сиротство как негативное явление современности исследуется авторами с различных позиций: философской (А.С. Айзикович, Джеймс Б.Г. Григорьян, Г. Г. Ершов, А.А. Лиханов, А.Ф. Лосев), культурологической (В.И. Арнольдов, А. Швейцер), медико-социальной (М.И. Буянов, Н.Г. Веселов, А.Н. Голик.), юридической (Л.Ф. Безлепкина, A.M. Нечаева и др.).
Психолого-педагогические подходы к проблеме детей, лишенных нормального семейного воспитания, раскрываются в работах Н.М. Аскариной, И.А. Залысиной, Т.М. Землянухиной, И.П. Крохина, М.Н. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой, B.C. Мухиной, Е.В. Некрасовой, A.M. Прихожан, Е.О. Смирновой, Л.М. Царегородцевой, Юферевой и др.
Актуальность проблемы изучения жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, как особого общественного феномена в нашей стране в настоящее время обусловлена, прежде всего, постоянным увеличением числа семей, из которых дети «добровольно» или вынужденно уходят, либо изгоняются, становясь «детьми с улицы», т.е. детьми, лишенными попечения родителей.
Учитывая вышеизложенное, актуальность проблемы и недостаточную разработанность ее социокультурного и интеграционного аспекта, был сделан выбор темы исследования.
Объект исследования – дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования – особенности устройства данной категорией детей.
Цель исследования – анализ жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Осмыслить категорию «дети, оставшиеся без попечения родителей» и историю становления призрения детей-сирот.
2. Рассмотреть практические аспекты устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Проанализировать проблемы и перспективы социальной поддержки детей-сирот, в том числе зарубежный и региональный опыт.
Методы исследования. Для реализации целевых установок исследования была использована следующая система методов:
1) теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования,
2) элементы системного и сравнительного подходов.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в следующем:
— обобщены представления о категории «дети-сироты»;
— проанализирована нормативно-правовая база жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Практическая значимость определяется качественным анализом опыта социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, в республике Коми.
Структура и объем выпускной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.