Дипломная работа на тему: «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей» 75898

Описание

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ

1.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как особая категория социальной работы

1.2 Генезис системы призрения социального сиротства в России

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

2.1. Нормативно-правовая база в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей

2.2 Основные гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

3.1 Проблемы и перспективы социальной поддержки детей-сирот

3.2 Зарубежный опыт призрения детей, оставшихся без попечения родителей

3.3 Опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей на примере Республики Коми

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

44 стр.

Фрагмент

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, заключается в быстром увеличении темпа роста детей, оставшихся сиротами. Защита прав ребенка – актуальная проблема в современном мире, начало ее происходит от неблагополучия несовершеннолетних в общественной среде и семье. На детское неблагополучие оказывают влияние достаточно много факторов, что говорит о большой уязвимости вопроса, связанного с защитой прав и интересов детей, в возрасте до 18 лет.

Наиболее существенным фактором является увеличение численности разводов и, следовательно, неполных семей, недостаточно хорошие условия содержания детей, довольно высокое распространение имеет жестокое обращение с малолетними детьми. Рост численности безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей в основе своей базируется на кризисе семьи, потере нравственных и культурных ценностей. В связи с экономическим кризисом тенденцию приобрело явление отказа от ребенка, что основывается на невозможности его достаточного содержания.

В связи с постоянными изменениями законодательства возникает необходимость соответствующего реформирования института опеки и попечительства. Требуется усиление контроля за информацией о детях‐-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Интересен тот факт, что информацию по таким детям зачастую первыми получают медицинские учреждения, органы внутренних дел, учреждения дошкольного и школьного образования, органы миграционных служб, а не органы опеки и попечительства.

Несмотря на то, что органы опеки и попечительства постоянно применяют меры по устройству и воспитанию детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также борются с проблемой увеличения численности таких детей, эта проблема все равно имеет тенденцию к росту. Большинство детей-сирот воспитывается в детских школах – интернатах, либо в условиях, не соответствующих семейной атмосфере, это также влияет на адаптацию детей в социальной среде. Многим из них в дальнейшем тяжело жить самостоятельной жизнью, большинство сталкивается с проблемой создания благополучной семьи, зачастую дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, начинают вести асоциальный образ жизни. В настоящее время на снижение уровня сиротства и его устранения направлены многие законы и целевые программы.

В психолого-педагогической литературе существует ряд работ, позволяющих охарактеризовать подходы к изучению социального сиротства как особого явления.

Проблема изучения феномена социального сиротства является многогранной. Социальное сиротство как негативное явление современности исследуется авторами с различных позиций: философской (А.С. Айзикович, Джеймс Б.Г. Григорьян, Г. Г. Ершов, А.А. Лиханов, А.Ф. Лосев), культурологической (В.И. Арнольдов, А. Швейцер), медико-социальной (М.И. Буянов, Н.Г. Веселов, А.Н. Голик.), юридической (Л.Ф. Безлепкина, A.M. Нечаева и др.).

Психолого-педагогические подходы к проблеме детей, лишенных нормального семейного воспитания, раскрываются в работах Н.М. Аскариной, И.А. Залысиной, Т.М. Землянухиной, И.П. Крохина, М.Н. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой, B.C. Мухиной, Е.В. Некрасовой, A.M. Прихожан, Е.О. Смирновой, Л.М.  Царегородцевой, Юферевой и др.

Актуальность проблемы изучения жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей,  как особого общественного феномена в нашей стране в настоящее время обусловлена, прежде всего, постоянным увеличением числа семей, из которых дети «добровольно» или вынужденно уходят, либо изгоняются, становясь «детьми с улицы», т.е. детьми, лишенными попечения родителей.

Учитывая вышеизложенное, актуальность проблемы и недостаточную разработанность ее социокультурного и интеграционного аспекта, был сделан выбор темы исследования.

Объект исследования – дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования – особенности устройства данной категорией детей.

Цель исследования – анализ жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Осмыслить категорию «дети, оставшиеся без попечения родителей» и историю становления призрения детей-сирот.

2. Рассмотреть практические аспекты устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Проанализировать проблемы и перспективы социальной поддержки детей-сирот, в том числе зарубежный и региональный опыт.

Методы исследования. Для реализации целевых установок исследования была использована следующая система методов:

1) теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования,

2) элементы системного и сравнительного подходов.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в следующем:

— обобщены представления о категории «дети-сироты»;

— проанализирована нормативно-правовая база жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Практическая значимость определяется качественным анализом опыта социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, в республике Коми.

Структура и объем выпускной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

Литература

  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 №11-ФКЗ) //Собрании законодательства РФ. — 04.08.2014. — №31. — Ст. 4398.
  3. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей») // Собрание законодательства РФ. — 02.06.2014. — №2. — Ст. 2887.
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 20.08.2012 №623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории РФ /Российская газета. — №200. — 31.08.2012.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 №146- ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) //Собрание законодательства РФ. — 03.12.2001. — №49. — Ст. 4552.
  6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. от 03.07.2016) //Собрание законодательства РФ. — 18.11.2002. — №46. — Ст. 4532.
  7. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2015) //Собрание законодательства РФ. — 27.11.1995. — №48. — Ст. 4563.
  8. Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 23.12.1996. — №52. — Ст. 5880.
  9. Федеральный закон от 16.04.2001 №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ. — 23.04.2001. — №17. — Ст. 1643.
  10. Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 03.07.2016) //Собрание законодательства РФ. — 23.12.1996. — №52. — Ст. 5880.
  11. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. — 03.08.1998. — №31. — Ст. 3802.
  12. Африкантов, К.П. Зарубежный опыт взаимодействия органов власти в сфере социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: Человек. История. Культура..- Саратов, 2015.- С. 88-94.
  13. Горева, О.М., Осипова Л.Б., Сербина Е.А. Проблемы социального сиротства в современной России // Современные проблемы науки и образования.- 2015. -№ 1-1. — С. 1450.
  14. Грибков, Д.Н. Анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. -. 2014. — № 4.-  С. 153-155.
  15. Гросс, А.Ф. Правовая защита детей — сирот / А.Ф. Гросс. — М.: Лаборатория книги, 2012. — 94 с.
  16. Демченко, В.И. Социальная помощь и поддержка семьи и детей в кризисной ситуации (зарубежный опыт) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2014.- № 14. -С. 51-60.
  17. Доржиева, С.В. Система устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации //Семейное и жилищное право.- 2015. -№ 6. — С. 10 — 13.
  18. Замалдинова, Г.Р. Взаимодействие государственных и общественных структур, реализующих социально-педагогическую поддержку социальных сирот // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2016.- № 121.- С. 97-100.
  19. Кудрявцева Г.А. История социальной работы в России: хрестоматия. – М., 2012.- 244 с.
  20. Лоза, Т.В. Социально-педагогические аспекты развития системы приемных семей и детских домов семейного типа // Современная педагогика. -2013.- № 10 (11).- С. 4-6.
  21. Махортова, Г.Х. К проблеме жизнеустройства детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: международная практика и исследования // Психологическая наука и образование. — 2015. -№ 4.- С. 1-5.
  22. Михеев, П.В., Соболева, Ж.В. Благотворительные учреждения XIX-XX вв // Ученые записки Российского государственного социального университета. -2016.- № 2.- С. 83-89.
  23. Мустаева, Ф.А. Социальная педагогика. — М.: Академический проект, 2003. — 528 с.
  24. Нагорнова, А.Ю. Тексты по истории социальной работы.- Ульяновск: УлГПУ, 2012. -С. 20-26.
  25. Наруцкая, Н.В. Правовое регулирование отношений по устройству детей, оставшихся без родительского попечения, в организации / автореф. дис. … канд. юрид.наук – М., 2013.- 27 с.
  26. Петрова, В.В. Забота в системе социально-педагогической поддержки ребенка, лишенного родительской опеки // Вестник ТОГИРРО.- 2015.- №1– (31). -С. 315-317.
  27. Петрова, Е. Семейное воспитание в условиях учреждения государственной поддержки детства // Социальная педагогика. -2010.- №2.- С. 48-51.
  28. Попова, Д.Г. Несемейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в свете реформы семейного законодательства //Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2015. — №2. — С. 169-175.
  29. Пчелинцев Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации – М., 2013. -С. 483-512.
  30. Садовникова, М.В. Международные стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями: некоторые терминологические проблемы, обзор основных нормативно-правовых актов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://law.edu.ru.
  31. Селютина Е.Н. Государственная правовая политика в отношении сирот в России: исторический опыт и современное состояние // Среднерусский вестник общественных наук. -2014.- № 6 (36).- С. 182-190.
  32. Семья, Г.В. Политика деинституционализации учреждений интернатного типа. -2015.- 187 с.
  33. Стрельченко Р.А. Сравнительный анализ выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа — http://www.usynovite.ru.
  34. Статистические данные Министерства образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: http://www.rfdeti.ru/v9.pdf (дата обращения: 20.05.2017).
  35. Филатова, Е.В. Организация защиты прав детей: учебное пособие / Е.В. Филатова, К.М. Грабчук. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. — 150 с.
  36. Юдина А.И., Кудрина Е.Л. Генезис социального сиротства в России // Современные проблемы науки и образования.- 2015.- № 5. — С. 207-209.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 3040

Задать вопрос

Задать вопрос